К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ

КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ
В.В. КИРЕЕВ
Киреев В.В., заведующий кафедрой гражданского, земельного и экологического права юридического факультета Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук.
Категория конституционной реформы
как доктринальное выражение процесса
конституционных преобразований
Положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства, являются самостоятельным разделом науки конституционного права <*>. Исследования, касающиеся конституционного развития государства, и в частности конституционной реформы, в определенной степени выходят за пределы предмета конституционного права как отрасли права независимо от содержания научных подходов к определению круга отношений, регулируемых этой отраслью <**>. Теоретические представления о конституционной реформе неизбежно будут охватывать аспекты, не сводимые к предмету конституционно-правового регулирования. Соответственно методологически неоправданным было бы ограничивать представления о конституционной реформе анализом главы 9 Конституции РФ, посвященной конституционным поправкам и пересмотру Конституции.
--------------------------------
<*> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996. С. 34.
<**> Обстоятельный анализ подходов к определению круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом, дан в монографии: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 9 - 28.
Содержание конституционной реформы не может быть сведено лишь к проблемам обновления Конституции в целом как нормативного правового акта или ее отдельных положений. То есть осуществление конституционной реформы выходит далеко за пределы процедурных вопросов и задач юридической техники. Сущность конституционной реформы как важного этапа в развитии каждого общества и соответственно одной из категорий конституционно-правовой доктрины определяет необходимость рассмотрения ее с позиций онтологии, гносеологии и аксиологии права. Таким образом, исследование этого сложного процесса неизбежно предполагает определение подходов к его познанию, исследование порядка и принципов его осуществления, социально-правового "бытия", анализ тех ценностей, которые приобретают политико-правовое выражение в результате конституционного реформирования.
Особенности конституционной реформы заключаются в том, что она является, с одной стороны, социально-политическим, а с другой - правовым процессом и выражает как динамику наиболее важных общественных отношений, так и динамику средств их правового регулирования. Конечно, нормами конституционного права урегулированы многие социально значимые процессы, причем вполне объяснимой детальностью правового регулирования отличаются статьи и нормативные правовые акты, определяющие порядок формирования и деятельности органов власти <*>. При этом, как правило, целью является установление процедурной точности процесса, что невозможно в полной мере применить к конституционной реформе. Развитие учения о конституционной реформе как процессе конституционных преобразований, по нашему мнению, предполагает формирование системных научных представлений о целях и целевых приоритетах конституционной реформы, экономических, социально-политических, идеологических, организационных и правовых принципах ее проведения, предпосылках и порядке осуществления, включая изучение проблем структурирования и содержания основных стадий конституционного реформирования, а также анализ теоретического развития и практической реализации модели конституционализма как итога конституционной реформы.
--------------------------------
<*> См., например: ст. 81, 82, 96, 99 - 101, 105, 107 - 109, 117 Конституции РФ; Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; Федеральный закон от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" / СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.
Предлагаемый подход позволяет определить основные признаки различных конституционных реформ, выявить общие закономерности и различия в их проведении, как деятельности, обладающей системными характеристиками. Решение этих задач позволит, в свою очередь, дать типологическое описание конституционных реформ, а также произвести попытку правового моделирования конституционной реформы и выработку мер, способствующих эффективному ее осуществлению.
Значительное количество признаков, обладающих различными характеристиками, определяет необходимость уяснения объема и содержания понятия конституционной реформы. Сегодня трудно признать, что такое понятие является вполне устоявшимся и бесспорным. В литературе выражено ясно сформулированное разграничение "конституционной реформы" и "конституционной модернизации"; по мнению авторов, конституционная реформа предполагает кардинальный пересмотр или даже смену действующей конституционной модели, в то время как модернизация означает ее совершенствование через развитие позитивных элементов и минимизацию негативных <1>. Впрочем, имеет место и небезосновательная критика предложенного разграничения этих терминов <2>. Для характеристики конституционного развития в целом или его отдельных направлений в монографической литературе, научных статьях и дискуссиях применяются нетождественные понятия. В частности, реформа конституции понимается как "коренные конституционные реформы" (в значении принятия нового основного закона) <3>, "концептуальные изменения" <4>, принятие новой конституции рассматривается как идеальный вариант проведения "радикальной реформы" <5>, "радикальная ревизия достигнутого" <6>. Кроме того, применяются термины "поправки", "пересмотр положений", выраженные в ст. 134 Конституции РФ, причем "пересмотр положений" трактуется как пересмотр основ конституционного строя <7>, также имеют место термины "кардинальный пересмотр", "смена действующей конституционной модели" <8>, "пересмотр" и "изменения" Конституции <9>, "революционные изменения", "корректировка Конституции", "изменения" и "дополнения" Конституции РФ <10>, "частные поправки" <11>, как единый понятийный ряд употребляются выражения: "изменения, поправки, пересмотр Конституции", <12> используются термины "тотальный пересмотр Конституции" и "внесение конституционных поправок (частичный пересмотр)", который именуется "эволюционный подход к реформе" <13>. В литературе также применяются термины "модификация действующих конституций или переход к новым" <14>, а также "конституционное переустройство" <15>, "новый текст Конституции" и как вариант "принятие Конституции в новой редакции" <16>, "выдвижение конституционных поправок, направленных на радикальный пересмотр основополагающих принципов конституционной системы" <17>, "реформы конституционного характера" <18>. При анализе республиканских конституционных реформ делается вывод, что они отражают масштабные общественные преобразования, происходящие как в России, так и в субъектах Федерации; социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества. Законодатели не ограничиваются косметическим ремонтом действующих республиканских основных законов, а серьезно обновляют их содержание и структуру <19>. Корректность употребления указанных выше терминов в обозначенном авторами контексте ни в коей степени не подвергается сомнению. Однако уяснить смысл многих из них можно лишь посредством анализа такого контекста. Как известно, научные теории характеризуются такими важнейшими признаками, как относительная замкнутость, полнота и непротиворечивость <20>. Наличие понятийного многообразия позволяет сделать вывод о том, что учение о конституционной реформе пока еще не является завершенной научной теорией и нуждается в дальнейшем исследовании, в том числе и в направлении совершенствования понятийного аппарата. Представляется, что необходима разработка обобщающего понятия, охватывающего те основные признаки, которые характеризуют сущность конституционных преобразований, а также комплекс связанных с этой сущностью политических, духовных, правовых, экономических, других социальных явлений и процессов. Таким понятием и может являться "конституционная реформа". В современном русском языке слово "реформа" имеет два значения: 1) преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь; 2) преобразование в какой-либо области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя <21>. Причем формально это нововведение любого содержания, однако реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование <22>. Думается, что в науке конституционного права понятие "реформа" употребляется в первом, предельно широком, смысле, так как в работах, посвященных соответствующей проблематике, этим термином обозначаются не только частичные преобразования Конституции, но и изменение основ социального строя, причем в зависимости от занимаемой позиции по поводу изменения Конституции эти преобразования не всегда рассматриваются как прогрессивные. Естественно, что такое разночтение затрудняет использование понятия "реформа" для характеристики процесса конституционных преобразований. Но, может быть, содержание других используемых в конституционно-правовых исследованиях терминов в большей степени отражает сущность этого процесса? Коренные конституционные реформы, исходя из смысла слова "коренной" <23>, можно понимать как реформы, касающиеся самых основ, самые главные, решающие. Под изменениями понимается поправка, перемена <24>; ревизия в рассматриваемом ракурсе означает пересмотр с целью внесения коренных изменений <25>; поправка - это дополнение, изменяющее что-нибудь, исправление <26>; пересмотр трактуется как рассмотрение заново <27>; слово "корректировка" используется в русском языке в смысле "вносить коррективы во что-нибудь, поправлять" <28>; дополнение (дополнить) трактуется как "сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-нибудь" <29>; модификация понимается как видоизменение в значении "внести изменения, частично изменить" <30>; "модернизировать" - "вводя усовершенствования, сделать (делать) отвечающим современным требованиям" <31>; переустройство - это устройство чего-нибудь заново, по новому плану, на новых основаниях <32>; употребляемый в настоящей статье термин "преобразование" означает крупное изменение, перемену <33>. Следует также отметить, что в науке используются легальные термины: "поправки" и "пересмотр", выраженные в ст. 134 - 137 Конституции РФ. Следует признать обоснованность понимания этих терминов как "частичный или полный пересмотр действующей Конституции" <34> и констатировать, что этот вариант не выходит за пределы уже рассмотренных. Обращает на себя внимание то, что ни один из приведенных выше терминов не является более широким по объему и более общеупотребительным, чем термин "реформа". Использование этого термина представляется наиболее предпочтительным для характеристики процесса конституционных преобразований, однако определение его через более широкое понятие также представляет собой проблему. Видимо, конституционную реформу можно рассматривать как преобразование в значении "перемена", причем не обязательно перемена крупная. Предлагаемая трактовка конституционной реформы позволяет рассматривать ее как понятие, не нуждающееся в дальнейшем обобщении, т.е. как категорию науки конституционного права. Естественно, что применение этого понятия для характеристики достаточно широкой сферы будет означать определенную абстрактность его содержания, что вполне укладывается в рамки известного "парадокса универсальности" <35>. Так как понятие конституционной реформы является предельно широким, его определение объединяет социально-политические и правовые явления, не являющиеся одинаковыми. Этим понятием охватывается и принятие новых актов конституционного уровня, и внесение изменений в уже существующие, кардинальные преобразования и частичные изменения их положений, социально регрессные и прогрессивные, революционные и эволюционные конституционные реформы. Бесспорно, что эти и многие другие характеристики рассматриваемого понятия не могут быть выражены в его определении. Такие особенности могут быть охарактеризованы в рамках типологии конституционных реформ как различные ее разновидности.
--------------------------------
<1> Балытников В., Иванов В. Конституционная модернизация: обновляя - сохранять, сохраняя - обновлять // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. N 2. С. 116.
<2> См.: Варламова Н. Конституционная модернизация: игра в термины, игра в реформу или игра с огнем? // Там же. С. 122.
<3> Лебедев В.А. Конституционное развитие России // Проблемы права. 2003. N 1. С. 11.
<4> Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение. 2001. N 2. С. 9.
<5> Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России // Правоведение. 2000. N 4. С. 47.
<6> Краснов М. Конституция России: заповедная территория или среда обитания? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. N 4. С. 138.
<7> См.: Стенограмма выступления С.А. Пяткиной // Научный подход к обоснованию внесения поправок в Конституцию Российской Федерации: Материалы "круглого стола" // Журнал росс. права. 1999. N 1. С. 41.
<8> Балытников В., Иванов В. Указ. соч. С. 116.
<9> См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. С. 215; Стенограмма выступления В.И. Васильева // Научный подход к обоснованию внесения поправок в Конституцию Российской Федерации: Материалы "круглого стола" // Журнал росс. права. 1999. N 1. С. 42.
<10> См.: Стенограмма выступления М.С. Студеникиной // Там же. С. 43 - 44.
<11> См.: Стенограмма выступления А.Ф. Ноздрачева // Там же. С. 46.
<12> См.: Стенограмма выступления С.А. Боголюбова // Там же. С. 47.
<13> См.: Стенограмма выступления В.В. Бойцовой // Там же. С. 51.
<14> Белкин А.А. Пересмотр конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. 1995. N 1. С. 73.
<15> Белкин А.А. Указ. соч. С. 89.
<16> Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции // Государство и право. 2000. С. 5 - 6.
<17> Медушевский А. Конституционный переворот или конституционная реформа: поправки к Конституции 1993 года как инструмент борьбы за власть // Конституционное право: Восточноевропейское

Комментарии к законам »
Читайте также