Расследование дорожно-транспортных происшествий(б.д. завидов)
(ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СПЕЦИФИКА И
НОВАЦИИ)
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 1 октября 2002 года
Б.Д.
ЗАВИДОВ
Борис Дмитриевич Завидов, к.ю.н.,
член Международного Союза журналистов
России, обладатель медали А.Ф. Кони.
§ 1.
Основные проблемы расследования ДТП
В
России и за рубежом существует неоспоримая
правовая концепция о том, что причины и
проблемы ДТП в наиболее упрощенном виде
вытекают из элементов системы "человек -
автомобиль - дорога". Именно эти элементы
приводят систему в движение и являются
решающими. Однако, анализируя механизм ДТП,
мы увидим более расширенный вид системы:
"водитель - автомобиль - дорога - пешеход".
Сочетание этих элементов в различной
последовательности образует скоротечную
динамику ДТП.
По смыслу Правил учета
дорожно-транспортных происшествий (далее -
Правила учета) (утв. Постановлением
Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647) термин
"дорожно-транспортное происшествие" (ДТП)
означает "событие, возникшее в процессе
движения по дороге транспортного средства
и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные
средства, груз, сооружения".
Однако
следователю (дознавателю) необходимо
учитывать, что не всякое
"дорожно-транспортное происшествие"
является "дорожно-транспортным
преступлением", а лишь только то, которое
содержит в себе все признаки состава
преступления, предусмотренного
соответствующими статьями УК РФ.
Причины ДТП подразделяются на субъективные
и объективные. К субъективным факторам ДТП
относят: нарушение Правил дорожного
движения (ПДД); нарушение правил
безопасности движения и эксплуатации
транспортных средств, включая оставление
места ДТП виновным участником дорожного
движения: водителем, пешеходом, пассажиром,
а равно иным участником дорожного
движения.
Объективными причинами
считают: недостатки в планировании улиц и
автодорог, освещенности проезжей части в
темное время суток, состояние дорожного
покрытия, самых различных средств
регулирования, в том числе и дорожных
знаков, тормозных, маневренных и других
частей автотранспортных средств.
Выявление факторов и условий, их
систематизация и обобщение, анализ,
определение степени влияния на механизм
ДТП имеют большое значение. И при этом
особенно важно, чтобы их взаимосвязь с
происшествием была реальной, не мнимой.
Следователю (дознавателю), конечно, важно
знать, в основном, те причины ДТП, которые
способствовали его криминальному исходу,
повлекшему наступление вредных
последствий, за что предусмотрено
уголовное наказание.
Если само
дорожно-транспортное происшествие
рассматривать как сложносоставное явление,
то в целом условия и причины ДТП принято
связывать с действиями водителей и других
участников движения, а также состоянием
транспортных средств и дорожными
условиями.
Карточка учета
дорожно-транспортного происшествия среди
причин ДТП называет показатели,
характеризующие состояние транспортного
средства, состояние дороги, наличие средств
регулирования дорожного движения, и другие
условия, в которых протекало движение, а
также перечень нарушений Правил дорожного
движения. Всего действующая карточка учета
ДТП включает 76 таких показателей.
Наиболее распространенные формализованные
причины ДТП относятся к действиям
водителей транспортных средств. Среди них:
превышение скорости в опасных условиях,
выезд на полосу встречного движения,
несоблюдение дистанции, управление
транспортом в состоянии опьянения и
другие.
Среди причин, связанных с
поведением водителей, подлежат учету и
такие, как физический недостаток водителя,
сон за рулем, переутомление, недостаточная
опытность водителя, и некоторые другие.
Всего в карточке перечисляются 25 подобных
причин.
Весьма своеобразно значение
формализованных причин и факторов, имеющих
отношение к характеристике транспортных
средств и дорог.
Среди причин,
относящихся к состоянию транспортных
средств, - неисправные тормоза и рулевое
управление, неисправные или
неотрегулированные фары и иные световые
приборы, измененный протектор шин и др. Эти
причины проявляют себя в 3%
дорожно-транспортных происшествий.
Что
касается причин и факторов, связанных с
дорогой (дорожные условия и оборудование
дорог), то они, согласно статистике (хотя
фактически значительно чаще), оказывают
влияние на 8% происшествий и весьма различны
как по степени конкретизации, так и по
своему возможному происхождению.
Самой
же главной субъективной причиной почти
всех ДТП является нарушение Правил
дорожного движения (ПДД). Следователю
(дознавателю) крайне важно знать, что само
понятие "дорожное движение" в
автотранспортном праве трактуется весьма
широко. Под дорожным движением понимают
сложную социально-техническую систему,
включающую в себя пешеходов, водителей,
пассажиров и различные транспортные
средства, движение которых подчиняется
определенным правилам.
Указанное
определение может иметь существенное
значение и на практике. Например, водители,
перевозящие опасные, взрывоопасные или
негабаритные грузы, должны помимо ПДД
соблюдать и другие соответствующие
правила, инструкции и положения,
устанавливающие дополнительные требования
безопасности, исходя из особенностей их
транспортировки: минимальная дистанция
между движущимися автомобилями,
максимальная скорость движения,
расположение транспортных средств (ТС) на
проезжей части и другие условия. Однако все
вышеобозначенные документы не должны
противоречить ПДД. Кроме того, и само
содержание термина "дорожное движение" шире
его понятия: движение может происходить не
только по "дорогам", но и в других местах: в
поле, во дворе, на стройплощадке,
автостоянке, на закрытой производственной
территории, железнодорожных переездах и
т.п.
ДТП, характеризующееся, как правило,
скоротечностью происшествия, чаще всего
вызывается комплексом субъективных и
объективных факторов, причинная
взаимосвязь которых, как уже нами
указывалось, бывает довольно сложной, что
вызывает определенные затруднения у
следствия в установлении состава,
предусмотренного ст. ст. 264, 266 и 268 УК РФ.
Прежде всего следует знать классификацию
ДТП, подразделяющуюся не на 7, как ранее, а на
9 видов.
Столкновение - происшествие, при
котором движущиеся транспортные средства
столкнулись между собой или с подвижным
составом железных дорог. К этому виду
относятся столкновения с внезапно
остановившимся транспортным средством
(перед светофором, при заторе движения или
из-за технической неисправности) и
столкновения подвижного состава железных
дорог с остановившимся (оставленным на
путях) транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором
движущееся транспортное средство
опрокинулось. К этому виду не относятся
опрокидывания, обусловленные другим
происшествием.
Наезд на стоящее
транспортное средство - происшествие, при
котором движущееся транспортное средство
наехало на стоящее транспортное средство, а
также прицеп или полуприцеп (наезд на
внезапно остановившееся транспортное
средство относится к столкновению).
Наезд на препятствие - происшествие, при
котором транспортное средство наехало или
ударилось о неподвижный предмет (опора
моста, столб, дерево, мачта, строительные
материалы, ограждение и т.д.).
Наезд на
пешехода - происшествие, при котором
транспортное средство наехало на человека
или он сам натолкнулся на движущееся
транспортное средство. К этому виду
относятся также происшествия, при которых
пешеходы пострадали от перевозимого
транспортным средством груза или предмета
(доски, бревна, кирпичи и т.д.).
Наезд на
велосипедиста - происшествие, при котором
транспортное средство наехало на
велосипедиста или он сам натолкнулся на
движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие,
при котором транспортное средство наехало
на упряжных животных, а также на повозки,
транспортируемые этими животными, либо
сами упряжные животные или повозки,
транспортируемые этими животными,
ударились о движущееся транспортное
средство.
Наезд на животных -
происшествие, при котором транспортное
средство наехало на птиц, диких или
домашних животных (включая вьючных и
верховых) либо сами эти животные или птицы
ударились о движущееся транспортное
средство, в результате чего пострадали люди
или причинен материальный ущерб.
Прочие
происшествия - происшествия, не относящиеся
к вышеперечисленным видам. К этой
разновидности происшествий относятся: сход
трамвая с рельсов (не вызвавший
столкновения или опрокидывания); падение
перевозимого груза, отброшенного колесом
транспортного средства предмета на
человека, животное или другое транспортное
средство; наезд на лиц, не являющихся
участниками движения; наезд на внезапно
появившееся препятствие (упавший груз,
отделившееся колесо); падение пассажиров с
движущегося транспортного средства или в
салоне движущегося транспортного средства
в результате резкого изменения скорости
или траектории движения и др.
Порядок
учета и регистрации дорожно-транспортных
происшествий определяется также Правилами
учета. В них предусмотрено, что к числу
погибших относятся люди, не только умершие
на месте происшествия, но и скончавшиеся от
полученных травм в течение 7 суток с момента
дорожно-транспортного происшествия. К
раненым относят каждого пострадавшего в
происшествии, который был госпитализирован
или которому назначено амбулаторное
лечение.
В государственную
статистическую отчетность, осуществляемую
МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные
происшествия, при которых были
зарегистрированы погибшие или раненые.
Остальные регистрируются и анализируются
на региональном уровне, а также отдельными
министерствами и ведомствами.
Следует,
однако, иметь в виду, что как сами Правила
дорожного движения (ПДД), так и Порядок
учета и регистрации ДТП, включая Правила
учета, имеют тенденцию к изменениям и
дополнениям, а поэтому при их применении
нужно иметь абсолютную уверенность в их
точной редакции, то есть достоверности.
Юридическая литература и практика к
наиболее распространенным субъективным
причинам ДТП относят:
превышение
установленной скорости движения;
несоблюдение безопасной дистанции
движения транспортных средств, то есть
такой дистанции, которая позволяла бы даже
при резкой остановке идущей машины
избежать столкновения, а также
необходимого бокового интервала,
обеспечивающего безопасность движения (п.
9.10 ПДД).
Неписаные правила здесь таковы:
если скорость движения транспортных
средств, движущихся в попутном направлении,
равна 60 км/ч, то безопасный интервал
составляет 33 м, то есть не меньше половины
значения скорости в км/ч. Однако при плотном
интенсивном движении в смешанном
транспортном потоке и
неудовлетворительных условиях движения
(дождь, снег, гололед) вышеуказанный
интервал, на наш взгляд, должен равняться по
величине как минимум самой скорости
движения: 25 км/ч - 25 м; 60 км/ч - 60 м и т.д. В
больших городах водители обычно
пренебрегают правилом о соблюдении
безопасной дистанции, что приводит к ДТП;
нарушение правил обгона в зоне
ограниченной видимости, особенно на
подъемах, спусках, в том числе на
нерегулируемых перекрестках (примыкание
второстепенной дороги (дорог) к главной),
когда у водителя, движущегося по
второстепенной дороге, при перепаде
(уклоне) дороги отсутствует достаточная
зона видимости и он не имеет возможности
"обозревать" обгоняемый автомобиль;
выезд на полосу встречного движения;
управление автотранспортным средством в
нетрезвом состоянии;
несоблюдение
очередности проезда;
нарушение правил
перестроения, поворота или разворота;
другие нестандартные причины (резкое
торможение, неподача световых указателей
маневра (перестроения, поворота, разворота),
игнорирование запрещающих знаков и
т.д.).
Задачи расследования
Расследуя
ДТП, необходимо помнить о сложности всякого
дорожно-транспортного происшествия. Так,
несмотря на кажущуюся простоту
(столкновение, опрокидывание, наезд и т.д.),
каждое ДТП является сугубо индивидуальным
автопроисшествием как по характеру, так и
по совокупности фактических обстоятельств,
комплексу причин, вызвавших его, а также
непосредственной причинной связи между
действием (бездействием) и наступившим
отрицательным последствием.
Знание
любого фактора (субъективного,
объективного), а также механизма ДТП при их
расследовании может иметь
предопределяющее значение. Например, явное
и существенное превышение скорости
движения водителем может
свидетельствовать:
а) об умышленном и
(или) грубом превышении водителем скорости
движения, ограниченной дорожными знаками
(игнорирование соответствующих знаков);
б) о неумышленном превышении скорости (не
заметил знак);
в) о нахождении водителя в
нетрезвом состоянии.
ДТП может быть
обусловлено и только одними объективными
факторами: внезапным выходом из строя
рулевого управления, неожиданно выбежал на
дорогу пешеход в нетрезвом состоянии и
т.п.
Иначе говоря, следователь должен
дать правильную юридическую квалификацию
самому факту ДТП, с учетом совокупности
причин и условий, факторов,
способствовавших наступлению вредных
последствий, последовательности их
возникновения, техническому состоянию
транспортного средства, действиям водителя
(водителей), потерпевшего и т.п.
§ 2. Осмотр
места происшествия и другие
первоначальные действия следователя.
Возбуждение уголовного дела
Уголовное
дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно ст. 266
УК РФ и ст. 268 УК РФ надлежит возбуждать по
самому факту ДТП с учетом последствий,
предусмотренных диспозициями указанных
статей, и (или) наличия других признаков
преступлений, с согласия прокурора (ст. ст.
146 и 149 УПК РФ).
Осмотр места происшествия
<*>
--------------------------------
<*> Для
сокращения используется аббревиатура
МП.
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N
58-ФЗ <*> законодатель вернул в часть
первую ст. 176 УПК РФ привычное
словосочетание "осмотр места происшествия".
Однако это понятие значительно расширено
за счет изменения ч. 1 ст. 176 УПК: в него
теперь входит еще и осмотр местности,
жилища и иного помещения, предметов и
документов.
--------------------------------
<*>
Российская газета. 1 июня 2002 г.
В случаях,
не терпящих отлагательства, осмотр места
происшествия может быть произведен до
возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК
РФ).
Порядок производства осмотра
дается в ст. 176 УПК РФ и сводится к следующим
основным моментам.
Первое. Осмотр
производится с участием понятых, за
исключением случаев, предусмотренных ч. 3
ст. 170 УПК РФ (в труднодоступной местности, а
также если производство следственных
действий связано с опасностью для жизни и
здоровья людей, осмотр места происшествия
может быть произведен без понятых, с
применением мер технической фиксации или
без таковых) <*>.
--------------------------------
<*> Примеч. автора.
Второе.