Надзор за соблюдением трудовых прав работников
И. ВИКТОРОВ
И. Викторов, заведующий
сектором НИИ проблем укрепления законности
и правопорядка при Генеральной прокуратуре
РФ, кандидат юридических наук.
Согласно ч.
4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за
точным и единообразным исполнением
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, осуществляют
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему
прокуроры в соответствии с федеральным
законом.
Источниками информации о
нарушениях могут быть жалобы и заявления
граждан, поступившие в прокуратуру,
выборный профсоюзный орган или комиссию по
трудовым спорам организации, обобщения
судебной практики, материалы расследования
уголовных дел, данные статистических
органов и отчетные сведения предприятий,
сообщения печати, радио, телевидения и
другие сигналы.
С учетом полученных
данных прокурор определяет объект и
характер проверки, перечень подлежащих
выяснению основных вопросов, решает вопрос
о привлечении к проверке специалистов,
прежде всего из органов федеральной
инспекции труда, из территориальных
органов федеральных надзоров,
статистических, налоговых, финансовых и
других контролирующих органов,
профессиональных союзов.
Наиболее
распространены следующие нарушения
трудового законодательства: допускаемые
при заключении трудового договора;
нарушения норм о коллективных договорах и
соглашениях; незаконные увольнения и
переводы работников; длительные задержки
выплаты заработной платы; нарушения
установленного порядка ведения трудовых
книжек; несоблюдение режима рабочего
времени и времени отдыха; нарушения норм об
особенностях регулирования труда
отдельных категорий работников, в том числе
женщин, лиц с семейными обязанностями,
работников в возрасте до восемнадцати
лет.
Проверки показали, что в условиях
многообразия организационно - правовых
форм предприятий, учреждений и организаций,
стремлений к получению прибыли любыми
путями нарушения законодательства о труде
и охране труда приобрели массовый характер;
отдельные нормы трудового права нарушаются
повсеместно и ведут к серьезному ухудшению
положения работников. В настоящее время
большое количество граждан работает на
предприятиях среднего и малого бизнеса;
физическое лицо также может быть
работодателем.
Отсутствие юридических
и кадровых служб на многих малых и средних
предприятиях создало ситуацию, когда на
работников не ведутся трудовые книжки,
полностью не соблюдается предусмотренный
Инструкцией о порядке ведения трудовых
книжек на предприятиях, в учреждениях и
организациях порядок их заполнения, учета и
выдачи.
В отличие от крупных
предприятий на многих средних и малых
предприятиях руководители зачастую не
считают необходимым выполнять и
согласовывать с профсоюзами такие
требования трудового законодательства, как
введение и использование правил
внутреннего трудового распорядка
организации (ст. ст. 189, 190 ТК), коллективных
договоров и иных локальных нормативных
актов, в которых фиксируются системы
заработной платы, размеры тарифных ставок,
окладов, различного вида выплат (ст. 135),
графиков сменности (ст. 103), графиков
отпусков (ст. 123). Отсутствие этих документов
на некоторых предприятиях приводит к тому,
что работодатель, решая
внутриорганизационные вопросы единолично,
может установить работнику такие условия,
которые не гарантируют его защищенности в
процессе производственной деятельности.
Проверяя законность заключения трудовых
договоров, прокурор выясняет: не требует ли
работодатель от поступающих на работу
документы, не предусмотренные
законодательством; соблюдаются ли
требования закона в части испытания при
приеме на работу, сроки трудового договора
и другие его условия; отвечает ли приказ
(распоряжение) о приеме на работу
содержанию трудового договора, а запись в
трудовой книжке тексту приказа;
объявляется ли приказ (распоряжение) о
приеме на работу работнику под расписку; не
нарушаются ли права работников при приеме
на материально - ответственную работу и в
случаях, когда является обязательным
предварительный медицинский осмотр;
указывается ли в трудовом договоре с
работниками, занятыми на сезонных работах,
условие о сезонном характере работы;
соблюдаются ли ограничения, связанные с
медицинскими противопоказаниями при
заключении трудовых договоров с
работниками для выполнения работ вахтовым
методом, а также с лицами, прибывшими в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности; нет ли фактов отказа в приеме на
работу беременным женщинам и женщинам,
имеющим детей; лицам, освобожденным из мест
лишения свободы, и некоторым другим
категориям граждан по незаконным
основаниям.
При проверке
своевременности выплаты заработной платы
на предприятиях, в учреждениях и
организациях всех форм собственности
прокурор выясняет: не отвлекаются ли
руководителями предприятий и организаций
денежные средства на цели, не связанные с
производством и не предусмотренные
бюджетом; не было ли фактов, когда при
наличии значительной задолженности по
заработной плате предназначенные для этого
финансовые средства направляются на
погашение кредитов, выдачу беспроцентных
или льготных ссуд, приобретение не
используемой в производстве импортной
техники, на личные нужды руководителей; не
было ли случаев хищения и присвоения
денежных средств, предназначенных на
выплату заработной платы работникам.
По
вопросам выплаты заработной платы прокурор
проверяет также: не превышает ли доля
заработной платы, выплачиваемой в
неденежной форме, 20% от общей суммы
заработной платы, при наличии письменного
заявления работника; соблюдается ли
требование закона о том, что месячная
заработная плата работника, отработавшего
за этот период норму рабочего времени и
выполнившего нормы труда (трудовые
обязанности), не может быть ниже
установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда;
производится ли индексация заработной
платы; установлен ли повышенный размер
оплаты труда, применяемый в особых условиях
(на тяжелых работах, работах с вредными и
(или) опасными и иными особыми условиями
труда, на работах в местностях с тяжелыми
климатическими условиями); выплачиваются
ли работникам соответствующие доплаты при
выполнении работ в условиях труда,
отклоняющихся от нормальных: при
выполнении работ различной квалификации,
при совмещении профессий и исполнении
обязанностей временно отсутствующего
работника, при работе в сверхурочное время,
в выходные и нерабочие праздничные дни, в
ночное время; соблюдаются ли порядок и
сроки выплаты заработной платы.
С целью
выявления задолженности по заработной
плате прокурор с привлечением специалистов
выясняет в бухгалтерии предприятия по
платежным ведомостям фактическое
состояние оплаты труда работников.
При
выявлении нарушений прав работников на
оплату труда, необоснованных задержек
выплаты заработной платы используется весь
комплекс предоставленных прокурорам
полномочий, включая применение ст. 145.1 УК РФ,
предусматривающей уголовную
ответственность руководителей
предприятий, учреждений или организаций за
невыплату свыше двух месяцев заработной
платы, пенсий, стипендий, пособий и иных
установленных законом выплат из корыстной
или иной личной заинтересованности.
При
проверке законности изменения и
прекращения трудовых договоров прокурор
устанавливает: имелись ли законные
основания для перевода на другую работу и
соблюдены ли условия перевода; не
расторгались ли трудовые договоры по
инициативе работодателя без законных к
тому оснований или с нарушением
установленного порядка; отвечают ли
требованиям закона записи о причинах
увольнения; своевременно ли производится
расчет при увольнении и выдаются ли
трудовые книжки; соблюдались ли
дополнительные гарантии при увольнении
выборных профсоюзных работников.
Законность применения дисциплинарных
взысканий проверяется по вопросам:
соблюдается ли порядок и сроки наложения
взыскания; правомочным ли должностным
лицом наложено взыскание и соответствует
ли оно тяжести проступка; не применялись ли
взыскания, не предусмотренные законом; не
налагались ли за одно нарушение два и более
взысканий; во всех ли случаях объявляются
виновным лицам под расписку приказы
(распоряжения) работодателя о наложении
взысканий, привлекаются ли работодателем к
дисциплинарной ответственности
руководитель организации, его заместители
по требованию представительного органа
работников.
В ходе проверки соблюдения
законодательства о режиме рабочего времени
и времени отдыха прокурор выявляет:
законность применения работ в ночное время,
сверхурочно и в выходные дни, в том числе -
не привлекались ли работники к таким
работам в случаях, не предусмотренных
законом; своевременность предоставления
другого дня отдыха за работу в выходной
день; не нарушается ли установленный
порядок предоставления отпусков;
правильность оплаты работы в праздничные
дни, в ночное время и сверхурочных часов.
В целях выявления этих нарушений законов
проверяются приказы и распоряжения
администрации, потребуются сведения из
отчетов о количестве отработанных
сверхурочных работ и работ в выходные дни.
Путем сверки полученных сведений с данными
выборного профсоюзного органа выявляются
факты производства таких работ без
согласия выборного профсоюзного органа. В
цехах по записям в журналах и других
документах устанавливается, соответствуют
ли причины производства таких работ
требованиям законодательства, а по табелям
рабочего времени, нарядам и документам по
учету сверхурочных работ выявляются
случаи, когда работники использовались на
сверхурочных работах с превышением
установленного законом предельного
количества либо когда привлекались к этим
работам лица, которым такая работа
запрещена. Скрытые сверхурочные работы и
работы в выходные дни выявляются по записям
в нарядах и в журналах у мастеров, по
заявлениям работников на отгулы за
переработанное время, сведениям на
проходной предприятия о пропуске
работников в выходной день по
распоряжениям администрации, по ежедневным
сводкам о выпуске продукции. В бухгалтерии
по расчетным ведомостям устанавливается
правильность оплаты сверхурочных часов и
работ в ночное время. С привлечением
специалистов могут быть проверены сигналы
о неправильности удержаний из заработной
платы, депремирования и некоторые другие
вопросы оплаты труда.
При проверке
соблюдения законодательства о труде женщин
и лиц с семейными обязанностями прокурор
выясняет: не привлекаются ли женщины к
выполнению тяжелых работ и работ с вредными
условиями труда; соблюдаются ли
гарантированные законом права об
ограничении труда женщин на работах в
ночное время, сверхурочных работах, о
направлении их в командировки, о переводе
на более легкую работу, об отпусках по
беременности и родам; не нарушаются ли
гарантии при приеме на работу, о запрещении
увольнения беременных женщин и женщин,
имеющих детей в возрасте до трех лет либо
являющихся одинокими матерями,
воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет
или ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет;
предоставляются ли соответствующие
гарантии и льготы лицам, воспитывающим
детей без матери.
В процессе проверки
прокурор знакомится с приказами
работодателя о приеме женщин на работу и
сопоставляет их со списком работ, где не
допускается их труд. По табельному учету
устанавливается, в каких сменах заняты
беременные женщины и женщины, имеющие детей
в возрасте до трех лет.
Проверка
исполнения законов о труде
несовершеннолетних заключается в
выяснении следующих вопросов: соблюдение
порядка приема на работу (достижение
возраста, согласование с выборным
профсоюзным органом, медицинский осмотр);
сокращение продолжительности рабочего
времени; запрещение труда на тяжелых
работах и работах с вредными и опасными
условиями; запрещение привлекать к ночным и
сверхурочным работам и к работам в выходные
дни; продолжительность, порядок и время
предоставления отпусков; правильность
оплаты труда; соблюдение дополнительных
гарантий для работников моложе 18 лет при
расторжении трудового договора;
предоставление гарантий и компенсаций
работникам, обучающимся в вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях,
а также в образовательных учреждениях
начального и среднего профессионального
образования; сокращение рабочего времени
для обучающихся работников в этих
образовательных учреждениях и
предоставление им дополнительных (учебных)
отпусков.
С этой целью перед началом
проверки из отдела кадров предприятия
истребуется список работающих подростков с
указанием даты и года рождения, даты приема
на работу, места работы, профессии и
специальности. При сопоставлении дат
рождения и приема на работу
устанавливается, соблюдены ли требования
относительно возраста, с которого
допускается заключение трудового договора
(ст. 63 ТК РФ). Указанный список сличается со
списком работ, на которых запрещается
применение труда работников в возрасте до
восемнадцати лет.
Непосредственно на
рабочем месте с привлечением специалистов
выясняется, не привлекаются ли подростки к
переноске и передвижению тяжестей сверх
предельных весовых норм. Проверка
прохождения предварительного и
периодического медицинского осмотров
проводится по данным медсанчасти
(медпункта) или по медицинскому заключению
при личной карточке работника. По личной
карточке работника проверяется
правильность предоставления отпуска
(время, продолжительность). По ведомостям на
заработную плату определяется
правильность производимых подросткам
доплат за сокращенное рабочее время.
По
вопросам защиты трудовых прав работников
профессиональными союзами прокурор
выясняет в выборном профсоюзном органе:
принимает ли работодатель решение с учетом
мнения соответствующего профсоюзного
органа в случаях, предусмотренных ТК РФ;
направляет ли работодатель перед принятием
локального нормативного акта, содержащего
нормы трудового права, проект этого
локального нормативного акта и обоснование
по нему в выборный профсоюзный орган,
представляющий интересы всех или
большинства работников данной организации;
учитывается ли мотивированное мнение
выборного профсоюзного органа при принятии
решения о возможном расторжении трудового
договора по инициативе работодателя с
работником, являющимся членом
профессионального союза; создаются ли
работодателем условия для осуществления
деятельности выборного профсоюзного
органа в организации.
По выявленным
нарушениям закона прокурор принимает
адекватные меры реагирования - возбуждение
уголовного дела, предъявление иска
(заявления) о нарушении трудовых прав
работника в суд и др.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N
2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 24.05.1996)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 21.12.2001)
Законность, N 11, 2002