Если возник спор с налоговым органом...

Т.Н. ДОРОГИНА
Дорогина Т.Н., судья арбитражного суда Краснодарского края.
Практика показывает, что значительное количество исковых заявлений по спорам с налоговыми органами подаются налогоплательщиками без привлечения профессиональных юристов. Данное обстоятельство неизбежно порождает ошибки, нарушение норм арбитражного процессуального и налогового законодательства. Неправильно сформулированные требования, неверно избранный способ защиты прав приводят к тому, что обращение в суд не приносит желаемого и реально возможного положительного результата.
Настоящая статья адресована аудиторам, бухгалтерам, индивидуальным предпринимателям, самостоятельно осуществляющим судебную защиту своих нарушенных прав в области налогового законодательства путем подачи иска в арбитражный суд.
Конституция РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суде, а также то, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде по установленным правилам подсудности.
Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Статьей 138 Налогового кодекса РФ, ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 предусмотрено, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Разбирательство дел, возникающих из налоговых правоотношений, в арбитражных судах производится в исковой форме, т.е. путем подачи искового заявления, а не жалобы. Исковое заявление должно быть оформлено в соответствии со статьей 125 АПК Российской Федерации, и к нему должны быть приложены документы, указанные в статье 126 АПК РФ. Нет смысла цитировать содержание данных статей ввиду доступности указанного нормативного акта.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что истцам следует четко сформулировать исковые требования в соответствии с предусмотренной законом компетенцией арбитражных судов и способами защиты права.
В арбитражном суде защиту прав налогоплательщика можно осуществить путем подачи иска:
- о признании недействительными ненормативных актов налогового органа (должностного лица), не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
- о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта, а также процентов на эти суммы;
- о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом (добровольно и самостоятельно);
- о зачете излишне взысканных налоговым органом (самостоятельно уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом) денежных средств в счет предстоящих платежей либо задолженности по налогу, пени и штрафам;
- о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа;
- об обжаловании (признании неправомерными) действий или бездействия должностных лиц налоговых органов;
- о признании недействительным нормативного акта налогового органа (должностного лица), не соответствующего Налоговому кодексу РФ и нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Остановимся на некоторых из них:
1. Наибольшее количество исков налогоплательщиков связано с обжалованием ненормативных актов налогового органа.
Прежде всего следует отметить, что к ненормативным актам налогового органа относятся акты, имеющие властный характер и порождающие правовые последствия (возникновение обязанностей, изъятие денежных сумм и др.). Они носят индивидуальный характер и устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц. К таковым относятся решения, постановления, требования, уведомления (например, о переводе на уплату единого налога на вмененный доход). Они должны быть подписаны руководителем налогового органа либо его заместителем.
Акт проверки, протокол, составленные должностными лицами налогового органа, не являются ненормативными актами, которые могут быть обжалованы в суд. Они представляют собой документы, содержащие сведения об обстоятельствах дела, т.е. являются доказательствами.
При этом необходимо отметить, что форма акта не является исключительным признаком отнесения документа к ненормативному акту, подлежащему обжалованию в арбитражный суд. Следует обращать внимание и на содержание документа, изданного должностным лицом налогового органа. В том случае, если такой документ устанавливает конкретные предписания и утвержден руководителем органа, действующим в пределах своих полномочий, то он приобретает силу документа, обязательного для лица, которому адресован. И потому этот акт может быть признан судом недействительным.
Так, например, в арбитражный суд обратилось юридическое лицо с исковым заявлением о признании недействительным письма, подписанного руководителем налогового органа. В указанном письме предлагалось налогоплательщику внести изменения в налоговый учет по итогам первого квартала 1999 года и перейти к уплате налогов по общей системе налогообложения (в то время как предприятие осуществляло деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход). Судом исковые требования были рассмотрены по существу. Так как обжалуемое письмо было подписано руководителем налогового органа и принято им в порядке реализации прав, закрепленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ (прав требования от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контроля за выполнением указанных требований). Данное письмо порождало для предприятия обязанность совершить определенные действия.
Ненормативный акт налогового органа может быть обжалован полностью либо частично.
Требования истца по данной категории исков должны содержать просьбу о признании недействительным конкретного акта (решения, постановления и т.д.), его наименование, номер, дату издания, другие реквизиты акта и орган, его издавший, а также указание на обжалование акта полностью либо частично. При этом, как показала практика, истцу необходимо подробно описать, в какой именно части обжалуется акт с указанием обжалуемых пунктов акта и размера, установленных неправомерно, на взгляд истца, к взысканию сумм.
Характерной ошибкой заявителей является просьба об отмене ненормативного акта, что не вправе сделать арбитражный суд и что не отвечает интересам самого истца, так как, будучи признанным недействительным, акт налогового органа не может порождать каких-либо гражданских прав и обязанностей с момента его издания налоговым органом. Отмененный акт теряет свою юридическую силу с момента его отмены, и, следовательно, нарушенное изданием данного акта право не может быть восстановлено. Отмененный акт прекращает свое действие на будущее.
2. К документам налогового органа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, относятся инкассовое поручение (распоряжение), постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации (статьи 46, 47 Налогового кодекса РФ). При этом последний акт может быть признан и недействительным.
По данной категории споров в иске следует указать: наименование, номер и дату документа, не подлежащего исполнению, и сумму, не подлежащую списанию. Следует учесть, что если на момент принятия арбитражным судом решения взыскание будет произведено полностью или частично, то в силу ст. ст. 150, 194 АПК РФ производство по делу судом будет прекращено в части исполненного. Продолжение производства по делу становится бессмысленным, т.к. документ исполнен. С данным положением можно не согласиться, но судебная практика по этому вопросу сложилась именно таким образом.
3. С принятием Налогового кодекса РФ налогоплательщиками стали чаще подаваться иски о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов.
По требованиям о зачете и о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм налогов Налоговым кодексом РФ предусмотрено обязательное для плательщика досудебное обращение с соответствующим заявлением в налоговый орган. Доказательство соблюдения досудебного порядка должно быть приложено к исковому заявлению. В случае несоблюдения указанного порядка исковое заявление оставляется судом без рассмотрения в силу пункта 2 статьи 148 АПК РФ, что не препятствует обратиться истцу в арбитражный суд с иском в общем порядке. Уплаченная по делу государственная пошлина при этом возврату не подлежит.
Необходимо отметить положительную сторону такого досудебного урегулирования. Данная процедура помогает уточнить расчеты с бюджетами до обращения с иском в суд, что немаловажно прежде всего для самого налогоплательщика. По данной категории исков государственная пошлина, взыскиваемая при подаче искового заявления, определяется в зависимости от цены иска. Кроме того, по результатам рассмотрения указанного заявления налоговый орган обязан принять решение. Решение налогового органа может быть обжаловано в суд путем подачи искового заявления о признании его недействительным. Государственная пошлина по указанной категории дел составляет для юридических лиц десятикратный размер минимального размера труда; для граждан - 20% от минимального размера оплаты труда.
В просительной части искового заявления о возврате денежных сумм исков следует указать, из бюджета какого уровня (федерального, бюджета пенсионного фонда и т.д.) следует возвратить налог. Если заявлены требования о взыскании процентов, то указать их сумму, ставку и период начисления.
В исковом заявлении о зачете следует указать сумму налога, подлежащую зачету; вид платежа, в счет которого следует зачесть денежные средства (в счет задолженности, предстоящих платежей; в счет какого вида налога, пени, штрафа); указать бюджет, в который должен быть произведен зачет.
4. Практика показывает, что наибольшее затруднение у заявителей вызывает формулировка исковых требований по спорам об обжаловании действий и бездействия должностных лиц.
Представляется, что в исковом заявлении истец должен указать, в чем выразилось действие или бездействие должностных лиц налогового органа (например, в непринятии решения по заявлению о зачете излишне уплаченных налогов и т.п.). Оспаривая бездействие должностного лица, налогоплательщик должен четко представлять, кто, где, когда или в течение какого периода какие именно действия должен совершить. Каким нормативным актом предусмотрена обязательность совершения действия налогового органа, в котором заинтересован истец. А также имеет ли для налогоплательщика какие - либо правовые последствия это действие (бездействие).
Приведем следующий пример:
"ООО "КИС" обратилось в Арбитражный суд с иском к Инспекции МНС "Об обязании начальника ИМНС обеспечить осуществление записей об уменьшении задолженности в карточке лицевого счета ООО "КИС" на основании представленных платежных документов в порядке, установленном Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом ГНИ РФ от 15.04.94".
Решением Арбитражного суда в иске отказано ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Наличие либо отсутствие в лицевом счете налогоплательщика записи не может само по себе свидетельствовать об исполнении либо неисполнении обязанности по уплате налога налогоплательщиком.
Ведение налоговым органом лицевых счетов является внутриведомственной деятельностью налогового органа.
Инструкция N 26 о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей утверждена Приказом ГНС РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 и в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса РФ не относится к актам законодательства и, следовательно, не порождает обязанностей для налогоплательщика. Отсюда судом сделан вывод о том, что никакие права истца не нарушены и в силу статьи 4 АПК РФ не подлежат защите.
Ответчиком по спорам об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов может быть как конкретное должностное лицо, так и сам налоговый орган (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие) <*>.
--------------------------------
<*> Пункты 49 и 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Если налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ, то налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете (возврате) уплаченных сумм. Если между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли конкретную сумму налога считать уплаченной в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, то налогоплательщик также вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете (о возврате) уплаченных сумм <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же.
5. Приведенный выше пример подводит нас к раскрытию содержания такого способа защиты права, как признание недействительным нормативного правового акта налогового органа.
Прежде всего необходимо отметить, что арбитражным судом может быть признан недействительным нормативный правовой акт, изданный только налоговым органом.
Статьей 4 Налогового кодекса РФ, соответствующими законодательными актами, определяющими правомочия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам,

Комментарии к законам »
Читайте также