Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве
В РОССИЙСКОМ КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
Б.С.
КРЫЛОВ
Крылов Борис Сергеевич - доктор
юридических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ.
Принцип равенства, в
соответствии с которым все члены общества
должны быть поставлены в одинаковые
условия, всегда был и остается одним из
важнейших идеалов справедливого
общественного устройства. Он как
политический принцип был известен еще в
Древней Греции.
Одним из наиболее ярких
выразителей идеи равенства явился Ж.-Ж.
Руссо, провозгласивший, что все люди
рождаются свободными. Взгляды Руссо и ряда
его единомышленников нашли свое отражение
во многих конституционных документах и тем
самым стали приобретать не только
политическое, но и правовое значение. Во
французской Конституции 1791 г. было
записано, что "все люди рождаются
свободными и равными. Социальные различия
могут быть установлены только ради общей
пользы".
Понятие равенства стало все
глубже проникать в общественное сознание, и
в настоящее время можно без преувеличения
утверждать, что государство признается
демократическим и является таковым только
при условии, что оно признает принцип
равенства в отношениях между людьми и между
народами и прилагает необходимые усилия
для осуществления его на практике.
Добавим, что федеративное государство
может быть признано демократическим еще и
при условии, что оно признает равенство
составляющих его субъектов.
В связи со
сказанным надо заметить, что обеспечение
равенства в обществе зависит не только от
государства, но и от целого ряда
объективных и субъективных обстоятельств,
круг которых очень широк. Например, к
объективным обстоятельствам применительно
к равенству людей следует отнести
физическое и психическое состояние
человека, применительно к народам - их
численность и возможности для
самовыражения, применительно к субъектам
федерации - различия в климатических
условиях и уровнях экономического
развития.
Столь же широк и круг
субъективных обстоятельств. Равенству
людей и народов, например, нередко
существенно препятствуют многие
предрассудки, связанные с отношением к
расовой, национальной и религиозной
принадлежности.
Задача
демократического государства и состоит в
том, чтобы уменьшить влияние этих и иных
обстоятельств на существующее неравенство.
Наиболее реальным шагом является
провозглашение и обеспечение государством
если не равенства (пока оно еще
недостижимо), то равноправия. Конечно, как
показывает практика государственно -
правовых отношений, и эта задача весьма
непроста, хотя решение ее настоятельно
необходимо как для развития гражданского
общества, так и для обеспечения поддержки
авторитета государства.
Приходится
между тем признать, что разработке проблем
равенства и равноправия в теории
государства и права вообще уделяется мало
внимания <*>, хотя достижение реального
равноправия, не говоря уже о равенстве
людей, - процесс сложный и многоплановый,
развитие которого зависит от
целенаправленного развития гражданского
общества, важной составной частью которого
является государство.
--------------------------------
<*> Например, в
обстоятельном трехтомном академическом
курсе "Общая теория государства и права",
опубликованном в 2001 г., проблеме равенства
уделено всего несколько строчек. См. т. 3, с. 6
и 74.
Именно государство имеет возможность
определить основы правового положения
человека, народа, государственной власти в
обществе. Государство, и только оно, имеет
возможность обеспечить их равноправие в
ряду чрезвычайно существенных отношений, в
числе которых, прежде всего, - отношения
политического характера. Именно
государство может воздействовать на
развитие экономики, с тем чтобы
противостоять незащищенности и
экономическому неравенству отдельных
слоев населения.
Но было бы опрометчиво
утверждать, что государство свободно в
выборе средств, которые оно может
использовать для установления в обществе
отношений равноправия, а тем более
равенства. В конечном счете решающее слово
здесь принадлежит обществу, и все зависит
от его гражданской зрелости и формируемой
им политики государства.
Обращаясь к
гражданскому обществу, формирующемуся в
нашей стране, и к нашему государству -
Российской Федерации, образование которого
было оформлено принятием Конституции 1993
года, можно убедиться в том, что, несмотря на
существующие трудности и подчас
недостаточную последовательность развития
общества и действий государства, общая их
направленность не вызывает сомнения.
В
тексте действующей Конституции нашей
страны понятия "равенство" и "равноправие"
встречаются неоднократно, устанавливая
важные принципы отношений как между людьми,
так и между народами и субъектами
Российской Федерации. Понятия равенства и
равноправия, можно без преувеличения
сказать, пронизывают всю ткань текста
Конституции, начиная с ее преамбулы.
Понятия равенства и равноправия выражаются
различными юридическими формулами. В
преамбуле Конституции, например, сказано,
что многонациональный народ Российской
Федерации принимает свою Конституцию,
"исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов". Эта
формулировка означает не только признание
равенства народов, но и указывает, что
народы самостоятельно определяют пути
своего развития, действуя через
соответствующие органы государственной
власти, местного самоуправления и
общественные организации.
В статье 5
Конституции РФ устанавливается
равноправие субъектов Российской
Федерации в отношениях друг с другом и в
отношениях с федеральными органами
государственной власти.
В статье 8
Конституции (ч. 2) указано, что все формы
собственности признаются и защищаются
"равным образом".
Применительно к правам
и свободам человека и гражданина широко
используются понятия "каждый имеет право",
"никто не может быть" исключен из действия
конституционной нормы, или никакое
исключение "не допускается".
Совершенно
естественно, что чаще всего понятия
равенства и равноправия применяются в
разделе Конституции, определяющем права и
свободы человека и гражданина. Равноправие
и равенство, установленные и гарантируемые
государством в этом разделе Основного
закона, являются краеугольным камнем,
основанием равноправия находящихся на
территории России народов, субъектов
Российской Федерации, а также местного
самоуправления.
Равноправие человека и
гражданина установлено в ст. 19 Конституции,
в соответствии с которой государство
констатирует, что все равны перед законом и
судом, и гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от
перечисленных в этой статье Конституции, а
также иных обстоятельств.
Провозглашение в Конституции равноправия
человека и гражданина имеет принципиальное
значение для нашего общества как общества
демократического и социального. Оно
является как бы камертоном отношений между
людьми и отношения государства ко всем
находящимся на его территории. К сожалению,
приходится признать, что приведенная выше
конституционная формула не во всех случаях
и не всегда отражает реально существующие
между гражданами отношения. Не всегда и не
все органы государства действуют в строгом
соответствии с ней. Более того, за последнее
время в стране участились случаи
конфликтов на национальной почве,
разжиганию которых способствует подчас
бездействие отдельных органов государства
и местного самоуправления.
Не
существует и фактического равенства между
мужчиной и женщиной, хотя в ч. 3 ст. 19
Конституции четко определено: "Мужчина и
женщина имеют равные права и свободы и
равные возможности для их реализации". Это
пример почти хрестоматийный, но он наглядно
свидетельствует, что во многих случаях
равноправие не обеспечивается прежде всего
из-за бездействия органов государства. В
самом деле, кто, кроме государства, виноват
в том, что в составе правительства и его
аппарате женщины составляют явное
меньшинство, хотя в обществе их
большинство?
Нельзя снять с государства
вину за то, что не получают должной оценки
действия тех государственных служащих,
которые допускают дискриминацию людей по
признакам их национальной принадлежности и
места жительства.
Однако было бы
наивным предполагать, что фактическое
равноправие зависит только от воли
отдельных лиц или отдельных органов
государства. Это становится очевидным, в
частности, при рассмотрении обстоятельств,
которые в соответствии с указанной выше ст.
19 Конституции не должны были бы
препятствовать равенству прав и свобод
человека.
Например, место жительства, в
соответствии со ст. 19 Конституции, не должно
влиять на равенство прав и свобод человека,
однако оно существенно влияет на
возможность реализации некоторых других,
также Конституцией гарантированных прав, в
частности на право на конкурсной основе
бесплатно получить высшее образование в
государственном или муниципальном
образовательном учреждении и на
предприятии. Общеизвестно, что школы в
больших столичных городах обеспечивают
учащимся более широкие и прочные знания,
чем школы многих поселков и деревень, не
говоря уж о школах, которые функционируют
(можно сказать, должны функционировать,
поскольку их функционирование не всегда
обеспечено) в местностях проживания
коренных малочисленных народов, часть
которых ведет кочевой образ жизни. Из этого
следует, что применительно к данному случаю
для того, чтобы место жительства не
препятствовало реализации права на
получение образования, необходимо поднять
уровень образования в учебных заведениях в
сельской местности и местах проживания
коренных малочисленных народов до того,
который существует в городах. Решение такой
задачи требует значительных усилий и
материальных ресурсов. Государство об этом
помнит. Достаточно сказать, что сейчас
принято решение обеспечить каждую сельскую
школу хотя бы одним компьютером, включенным
в Интернет <*>.
--------------------------------
<*> Сложность достижения равенства
жителей в получении образования, поскольку
оно зависит от многих обстоятельств,
очевидна. Одним из наиболее ярких примеров
может служить опыт Соединенных Штатов
Америки. В этой стране рабство было
отменено еще в 1865 г., и с того времени все
граждане страны, независимо от расы, были
признаны равноправными. Однако
неравноправие в вопросах образования лиц
белой расы и лиц, принадлежащих к иным расам
(прежде всего негров), сохраняется до сих
пор, хотя в 1954 - 1955 гг. Верховным судом США
были приняты решения, из которых следовало,
что равноправие в вопросах образования лиц
белой и черной рас на условиях "равное, но
раздельное" не означает действительного
равенства, которое возможно только при
совместном обучении лиц, принадлежащих к
разным расам, и которое еще предстоит
обеспечить. См.: Ginger А.F. The Law, the Suprime Court and the
Peoples Rights. N. Y., 1997. P. 415 - 441.
Отмечая подобные
несоответствия между конституционной
нормой и фактической возможностью ее
осуществления, можно констатировать, что
понятие равноправия, особенно равноправия,
относящегося к человеку, имеет тенденцию к
расширению и охватывает все более широкие
сферы как в нашей стране, в которой
возрастает значение правовых норм,
направленных на оказание помощи тем слоям
населения, которые в силу объективных
обстоятельств нуждаются в дополнении
формального равноправия равенством
фактическим, так и в международной
практике.
Примером этого является
Хартия Европейского союза от 7 декабря 2002
года, относящаяся к гражданам, входящим в
состав этой организации. В ее третьей главе
принцип равноправия, то есть равенства
юридического, относящегося прежде всего к
гражданам Европейского союза,
устанавливается в различных проявлениях:
прежде всего равенство перед законом
(собственно равноправие), а также
социальное равенство, обеспечиваемое
независимо от принадлежности человека к
той или иной социальной группе.
Расширение Европейского союза приведет и к
расширению сферы действия названной
Хартии. Но значение Хартии сказанным выше
не ограничивается. Важно, что в нее включены
нормы, устанавливающие гарантии в
отношении социальных групп, находящихся в
неблагоприятных условиях и потому
нуждающихся в особой социальной защите. Это
дети, пожилые люди и инвалиды. Здесь
просматривается не только констатация
равноправия, но и указание пути к
установлению равенства фактического
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Кашкин С. Хартия Европейского союза об
основных правах и право Совета Европы //
Россия и Совет Европы: перспективы
взаимодействия. М., 2001. С. 99 - 100.
В
Конституции нашего государства, как
представляется, эта линия не всегда
выстроена достаточно четко, хотя в той или
иной форме она присутствует.
Конституция Российской Федерации,
устанавливая какое-либо право человека и
гражданина, нередко одновременно
определяет условия, при наличии которых
данное право может быть реализовано. Это
означает, что государство берет на себя
обязательство создать необходимые условия
для реализации права. В статье 37
Конституции, устанавливающей, что каждый
имеет право на труд, оговорено, что это
право реализуется, во-первых, в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, за вознаграждение за труд без
какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также
право на защиту от безработицы. Во-вторых,
право на труд неразрывно связано с правом
на отдых: "Каждый имеет право на отдых.
Работающему по трудовому договору
гарантируются установленные федеральным
законом продолжительность рабочего
времени, выходные и праздничные дни,
оплачиваемый ежегодный отпуск".
Статья
37 Конституции представляет интерес в том
смысле, что в ней наиболее ясно очерчено
соотношение прав и свобод человека и
обязанности государства. Иначе говоря,
право гражданина обеспечивается
соответствующей обязанностью
государства.
Но обязанности
государства не исчерпываются только тем,
что указано в данной статье Конституции
Российской Федерации. Право на труд
является реализацией естественного
стремления человека к жизнеобеспечению, и
государство лишь содействует ему и его
поощряет. Основным средством поощрения
является создание таких экономических
предпосылок, как расширение рынка рабочей
силы и повышение производительности труда
в интересах общества.
В определенных,
правда, весьма ограниченных случаях, в
целях наиболее полного и стабильного
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина, неотъемлемой частью которого,
как уже говорилось, является равноправие,
государство возлагает на членов общества
обязанности, суть которых - обеспечение
прав посредством введения некоторых их
ограничений.
Обычно такие ограничения
становятся необходимыми в качестве
предосторожности против наступления
каких-либо вредных для общества, а тем самым
и для его членов, последствий.
Практически во всех странах установлена
обязанность граждан нести военную службу в
соответствии с конституцией страны или ее
законом. В Конституции Российской
Федерации закреплено, что защита