Приостановление исполнительного производства как стадия исполнительного процесса
КАК СТАДИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
А.А.
МАКСУРОВ
Максуров Алексей Анатольевич -
прокурор отдела по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов
прокуратуры Ярославской области, кандидат
юридических наук.
Приостановление
исполнительного производства является
факультативной стадией исполнительного
процесса, широко применяемой на
практике.
Смысл приостановления
исполнительного производства состоит в
том, что в соответствии с п. 2 ст. 24
Федерального закона "Об исполнительном
производстве" <*> по приостановленному
или прекращенному исполнительному
производству никакие исполнительные
действия не допускаются.
--------------------------------
<*> Вопросы
приостановления исполнения регулируются
также гражданским и арбитражным
процессуальным
законодательством.
Законом определены
обязательные и возможные случаи
приостановления исполнительного
производства. К числу обязательных
относится приостановление исполнительного
производства в следующих предусмотренных
ст. 20 этого Закона случаях.
1. Смерти
должника, объявления его умершим или
признания безвестно отсутствующим, если
установленное судом правоотношение
допускает правопреемство, а также в случае
возбуждения арбитражным судом
производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) должника.
2. Утраты
должником дееспособности.
3. Участия
должника в боевых действиях в составе
Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских
формирований, созданных в соответствии с
российским законодательством, или просьбы
взыскателя, находящегося в таких же
условиях. В отличие от двух предыдущих и
ряда последующих случаев эта норма
защищает не только права и интересы
должника (на что большей частью и
направлена реализация института
приостановления исполнительного
производства), но и интерес взыскателя, если
он по тем или иным причинам не может
непосредственно принять исполнение.
В
соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
это - особый вид федеральной
государственной службы, исполняемой
гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в
пограничных войсках ФПС РФ, во внутренних
войсках МВД РФ, в железнодорожных войсках
РФ, войсках ФАПСИ при Президенте РФ, войсках
гражданской обороны, инженерно -
технических и дорожно - строительных
воинских формированиях при федеральных
органах исполнительной власти, Службе
внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ и ФПС РФ,
федеральных органах правительственной
связи и информации, федеральных органах
государственной охраны, федеральном органе
обеспечения мобилизационной подготовки
органов государственной власти РФ и
создаваемых на военное время специальных
формированиях <*>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1998. N 13.
Ст. 1475.
Законодательство не содержит
легитимного определения понятия "боевые
действия". Однако из смысла п. 2 ст. 19
Федерального закона "Об обороне" следует,
что боевые действия - это действия по
отражению агрессии независимо от
объявления состояния войны <*>. Подпункт
"а" п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе"
разграничивает понятия участия в боевых
действиях и выполнения задач в условиях
чрезвычайного положения и военного
положения, а также в условиях вооруженных
конфликтов. Учитывая отсутствие
легитимного определения боевых действий,
представляется разумным широкое
толкование данного термина для целей
исполнительного производства. Это позволит
защитить права и охраняемые законом
интересы должника и взыскателя, не только
участвующих в боевых действиях, но и
выполняющих задачи в условиях
чрезвычайного положения и военного
положения, а также в условиях вооруженных
конфликтов. Тем более что расширительное
толкование понятия "боевые действия"
содержится в подзаконных актах.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 23.
Ст. 2750.
4. Оспаривания должником
исполнительного документа в судебном
порядке, если оно допускается законом.
5.
Подачи жалобы в суд на действия органов
(должностных лиц), уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях. Данной норме
корреспондируют, в частности, нормы,
содержащиеся в ст. 30.1 - 30.2 Кодекса РФ об
административных правонарушениях,
предусматривающие обжалование привлечения
к административной ответственности
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Российская газета. 2001. 31 дек.
6. Вынесения
постановления должностным лицом, которому
федеральным законом предоставлено право
приостанавливать исполнение судебного
акта или акта другого органа, на основании
которого выдан исполнительный документ, а
также исполнение документа, который в силу
закона является исполнительным
документом.
7. Предъявления в суд иска об
исключении из описи (освобождении от
ареста) имущества, на которое обращено
взыскание по исполнительному документу.
Данная норма защищает права не только
третьих лиц, имущество которых арестовано в
качестве имущества должника, но и права
самого должника, если было арестовано его
имущество, на которое в соответствии с
законом не может быть обращено
взыскание.
В юридической науке и
практике сложилось определенное мнение,
что споры об освобождении имущества от
ареста (исключении из описи) в тех случаях,
когда нарушены права третьих лиц, относятся
к сфере применения исков, связанных с
устранением препятствий в распоряжении
(иногда пользовании) имуществом, -
негаторных исков по правилам ст. 304
Гражданского кодекса РФ. Напротив, иски об
освобождении имущества от ареста, которые
подают собственники (обладатели иных
вещных прав), лишенные права реально
владеть им, следует квалифицировать как
виндикационные; они могут быть заявлены по
правилам ст. 301 и 305 ГК РФ <*>. Возможность
подачи негаторного иска прямо
предусмотрена и ст. 92 Федерального закона
"Об исполнительном производстве", где
указано, что в случае возникновения спора,
связанного с принадлежностью имущества, на
которое обращается взыскание,
заинтересованные граждане и организации
вправе обратиться в суд с иском об
освобождении имущества от ареста или
исключении его из описи.
--------------------------------
<*> См., например:
Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации, части первой / Под
ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 326 - 327. Тем же
путем идет и судебная практика. См.:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР
от 31 марта 1978 года N 4 "О применении
законодательства при рассмотрении судами
дел об освобождении имущества от ареста
(исключении из описи)" в ред. Постановлений
Пленума Верховного Суда РСФСР от 12 мая 1988
года N 7, 30 ноября 1990 года N 14 и особенно
Постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 23 апреля 1985 года N 5
"О практике рассмотрения судами Российской
Федерации дел об освобождении имущества от
ареста (исключении из описи)" в ред.
Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
от 21 декабря 1993 года N 11, от 25 октября 1996 года
N 10 // Сборник Постановлений Пленумов
Верховного Суда РФ 1961 - 1993. М., 1994. С. 42.
Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации (части первой) (под
ред. О.Н. Садикова) включен в информационный
банк согласно публикации - М.: Юридическая
фирма КОНТРАКТ, Издательская группа
ИНФРА-М-НОРМА, 1997.К числу факультативных
(возможных) случаев приостановления
исполнительного производства относятся
случаи, указанные в ст. 21 Федерального
закона "Об исполнительном производстве". В
этих случаях производство может быть
приостановлено, но обязанности
приостановления нет. Так, исполнительное
производство может быть приостановлено:
1) в случае обращения судебного пристава -
исполнителя в суд или другой орган,
выдавший исполнительный документ, с
заявлением о разъяснении принятого им
судебного акта или акта другого органа, а
также документа, который в силу закона
является исполнительным документом.
Данная норма имеет большое принципиальное
значение, поскольку только таким образом
можно правильно и не нарушая права и
охраняемые законом интересы сторон (других
заинтересованных лиц) исполнить требования
исполнительного документа. Вместе с тем
представляется ошибочным включение в число
фактических обстоятельств, при наличии
которых приостановление исполнительного
производства лишь возможно. Правильнее
было бы признать в данном случае
обязательность приостановления.
Действительно, судебный пристав -
исполнитель, не зная, как правильно
исполнить требования исполнительного
документа, и обратившись для этого за
разъяснением в суд или другой орган,
выдавший исполнительный документ, просто
не может до решения судом вопроса по
существу совершать юридически безупречные
исполнительные действия;
2) в случае
просьбы должника, проходящего военную
службу по призыву в Вооруженных Силах РФ,
других войсках, воинских формированиях и
органах, созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Указанная норма схожа с нормой,
предусмотренной п. 3 ст. 20 Закона, где
сказано, что исполнительное производство
подлежит обязательному приостановлению в
случае участия должника в боевых действиях
или просьбы взыскателя, находящегося в
таких же условиях. Вся разница, таким
образом, в участии или неучастии должника
именно в боевых действиях. Видимо,
законодатель посчитал, что участие в боевых
действиях однозначно исключает для
должника возможность исполнения и не
позволяет произвести исполнение судебному
приставу - исполнителю.
Кроме того,
такого рода права для взыскателя в данном
случае не предусмотрено, что ставит стороны
в неравное положение, так как взыскатель
может проходить службу и не иметь
возможности принять исполнение от
должника;
3) в случае нахождения
должника в длительной служебной
командировке.
В законодательстве
понятие "длительная командировка" не
определено. Думается, в данном случае и
нельзя установить какие-либо временные или
пространственные рамки, поскольку это
понятие все же оценочное. Авторы
Комментария к Гражданскому
процессуальному кодексу РСФСР отмечают,
что под "длительными командировками"
следует иметь в виду "те служебные
командировки, которые носят длительный
характер. При выезде в командировку на
небольшой срок, когда возвращение стороны
заранее определено, рассмотрение дела
откладывается с указанием конкретного дня
судебного заседания с таким расчетом, чтобы
лицо, находящееся вне места рассмотрения
дела, было надлежащим образом извещено и
имело реальную возможность после
возвращения из командировки принять
участие в судебном заседании" <*>. С точки
зрения исполнительного производства
показателен не временной или какой-либо
другой фактор, а сам факт отсутствия
должника по служебной надобности
длительное время, что не позволяет ему в
полном объеме и своевременно осуществить
свои полномочия как стороны
исполнительного производства;
--------------------------------
<*> Комментарий к
Гражданскому процессуальному кодексу
РСФСР / Под ред. М.К. Треушникова. М., 1997. С.
138.
4) в случае нахождения должника на
лечении в стационарном лечебном
учреждении;
5) в случае подачи жалобы на
действия судебного пристава - исполнителя
или отказа в его отводе. Такая норма вполне
разумна. Правда, при подготовке проекта
Закона предлагалось в данном случае
приостановление сделать обязательным.
Между тем такая позиция привела бы к
фактическому уклонению должников от
исполнения требований исполнительных
документов путем "перманентного"
оспаривания действий судебных приставов -
исполнителей и требования их отвода;
6) в
случае розыска должника, его имущества или
розыска ребенка;
7) в случае нахождения
должника либо взыскателя в отпуске за
пределами места совершения исполнительных
действий. Указанная норма целесообразна,
однако в понятие "отпуск" нельзя вкладывать
смысл только трудового права. Иначе, в
противном случае, как быть с
предпринимателями, лицами, выполняющими
работу без заключения трудового договора, и
т.д.? Думается, эту норму следует толковать
расширительно. С другой стороны,
предприниматель может, например, изменить
место деятельности и фактического
проживания без изменения места жительства,
что не позволит передать исполнительный
документ в другую службу судебных
приставов, и решение фактически не будет
исполнено. Таким образом, на наш взгляд,
следует распространять правило об отпуске
и на других трудоспособных занятых или
самозанятых лиц, но к определению временных
рамок подходить, пользуясь критериями
трудового права, - один - два месяца в
году.
Законом предусмотрены сроки
приостановления исполнительного
производства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 22
Федерального закона об исполнительном
производстве оно приостанавливается в
случаях:
1) смерти должника, объявления
его умершим или признания безвестно
отсутствующим, недееспособным, а также
возбуждения арбитражным судом
производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) должника - до определения его
правопреемников, передачи судом имущества
безвестно отсутствующего управляющему,
определенному органами опеки и
попечительства, или назначения
недееспособному должнику опекуна либо
принятия решения по делу;
2) прохождения
взыскателем или должником военной службы
по призыву в Вооруженных Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и органах,
нахождения в длительной служебной
командировке, стационарном лечебном
учреждении или розыска должника, его
имущества или розыска отобранного у него
ребенка - до увольнения с военной службы или
начала прохождения военной службы по
контракту, возвращения из командировки,
выписки из лечебного учреждения либо
завершения розыска должника, его имущества
или завершения розыска отобранного у него
ребенка;
3) оспаривания исполнительных
действий, а также исполнительного
документа либо судебного акта или акта
другого органа, на основании которого он
выдан, - до окончательного рассмотрения
вопроса по существу (то есть до вступления
решения в законную силу. - А.М.);
4) жалобы
на отказ в отводе судебного пристава -
исполнителя - до рассмотрения жалобы судом,
а в иных случаях - до прекращения
обстоятельств, послуживших основанием
приостановления исполнительного
производства.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона
после устранения указанных обстоятельств
исполнительное производство
возобновляется судом, его приостановившим,
по заявлению взыскателя или инициативе
судебного пристава - исполнителя. Вместе с
тем обязанность своевременного обращения в
суд с заявлением о возобновлении
исполнительного производства должна
лежать на судебном приставе - исполнителе
как должностном лице органа
принудительного исполнения, ответственном
за своевременное и полное исполнение
требований исполнительного документа. В
связи с этим заявления взыскателя не
требуется.
Пунктом 3 ст. 22 Закона
предусмотрено, что установленные настоящей
статьей сроки приостановления
исполнительного производства могут быть
сокращены судом. На наш взгляд, такая