Конституционные основы предпринимательства в россии

Г.Ф. РУЧКИНА
Ручкина Г.Ф., кандидат юридических наук, докторант Академии управления МВД России.
Конституционное закрепление основ предпринимательской деятельности в Российской Федерации непосредственно связано с наделением граждан России неотчуждаемыми, прирожденными правами. Гражданин демократического государства обладает личной свободой, выражающейся в том числе в свободе выбора вида труда, а также характера предпринимательской деятельности. Свободный человек - и это аксиома развития - всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба эти понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий. Экономический аспект личной свободы неразрывно связан с правом на собственность и свободное распоряжение ею <*>.
--------------------------------
<*> Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С. 95.
Следует отметить, что в настоящее время оказались востребованными те принципы и нормы Конституции РФ, которые имеют непосредственную связь с развитием экономических отношений. Такие конституционные принципы и нормы, как принцип правового государства (ст. 1), свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосновенности права частной собственности (ст. 35), стабильности гражданского оборота и свободы договора (ст. 8), недопустимости несоразмерного ограничения экономических прав и произвольного вмешательства в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют своего рода конституционно-правовую систему координат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отношения <*>. Во многом это связано с тем, что государство перешло от политики "экономического романтизма", всеобщей свободы, граничащей с безнаказанностью, к фискальному курсу, имеющему своей целью установление жесткого контроля за участниками экономической деятельности. В ответ на ужесточение фискальной политики государства субъекты предпринимательской деятельности осуществляют поиск новых способов защиты своих прав, в том числе все чаще апеллируют к положениям Конституции РФ <**>.
--------------------------------
<*> Гаджиев Г.А. Рыночная экономика в решениях Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2001. N 10. С. 19.
<**> Кузнецов В. Конституция и права юридических лиц // Российская юстиция. 1997. N 4. С. 38.
Закрепленные в Основном законе конституционные нормы и принципы образуют ядро правовой инфраструктуры современной экономики, причем осознание всеми предпринимателями своего высокого конституционного статуса, умение использовать конституционные положения в спорах с субъектами публичной власти для защиты своих прав и свобод - это действительно одна из возможностей существования рыночной экономики.
Одна из особенностей российской Конституции состоит также в том, что она формирует концепцию развития социальной рыночной экономики, закрепляя такие основные права и свободы гражданина, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. ст. 35, 36), свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27), на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8), на интеллектуальную собственность (ст. 44), на возмещение государством вреда (ст. 53) <*>.
--------------------------------
<*> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перер. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 129.
Создавая социальное рыночное хозяйство, Россия стремится обеспечить свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.
Следует обратить внимание, что многие конституционные положения, касающиеся статуса субъекта предпринимательской деятельности, конкретизируются большим числом законодательных актов, в том числе особо детализируются в Гражданском кодексе РФ, который во многом является и кодексом предпринимателей. В первой и второй частях Гражданского кодекса 262 статьи рассчитаны целиком на участие предпринимателей, при этом все остальные "договорные" статьи не исключают участия предпринимателей <*>.
--------------------------------
<*> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство "Статут", 1997. С. 99.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное).Статьи 8, 55, 118, 120 Конституции РФ нашли отражение в общих началах гражданского законодательства, урегулированных статьей первой, которая закрепляет равенство всех форм собственности, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, судебную защиту нарушенных гражданских прав. В то же время ст. 1 ГК РФ допускает возможность ограничения свободы договора, а также иные случаи ограничения гражданских прав, перемещения товаров и услуг, что является исключением из общего правила, но допускается названными статьями Конституции РФ. Совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрело, что в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иные нормативно-правовые акты не могут содержать таких ограничений <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9; 1997. N 5.
Ст. 62 Конституции нашла закрепление в ст. 2 ГК, предусматривающей распространение национального режима на гражданско-правовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Ст. 71 Конституции отражена в ст. 3 ГК, предусматривающей исключительную компетенцию Российской Федерации в принятии актов гражданского законодательства. Статья 15 Конституции РФ дословно воспроизводится в ст. 7 ГК.
Особо следует отметить, что Конституция РФ закрепляет юридическое верховенство международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативно-правовых актов, применяемых в России. Согласно ст. 15 Конституции в случае противоречия положения международного договора внутреннему российскому законодательству, в том числе положению конституционных законов, применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Важно отметить, что все конституционные нормы, составляющие правовую базу предпринимательской деятельности, являются взаимодополняющими и представляющими ценность именно в единстве и согласованности. В научной литературе отмечается, что все конституционные нормы можно условно объединить по определенным группам: о свободе экономической деятельности и договоров; о едином экономическом пространстве; о многообразии и равноправии различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства; о защите конкуренции <*>.
--------------------------------
<*> Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 115 - 116.
Особое значение среди названных норм имеет ст. 34 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает:
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 34 характеризует экономическую деятельность индивида как проявление его личной свободы в сфере предпринимательства, причем право каждого гражданина России, а также иных лиц, законно находящихся на ее территории.
По нашему мнению, под свободой предпринимательской деятельности законодатель подразумевает:
- свободу распоряжаться способностями к труду, проявляющуюся в свободе выбора рода деятельности или профессии;
- свободу от недобросовестной конкуренции и монопольной деятельности <*>;
--------------------------------
<*> Закон РСФСР от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает и предусматривает признание недействительными определенных действий, ограничивающих конкуренцию // Ведомости ВС. 1991. N 16. Ст. 499 (в послед. ред.).
- общую свободу совершать все, что не противоречит действующему законодательству.
По мнению некоторых авторов, анализируемое право на свободное осуществление предпринимательской деятельности включает в себя право на выбор:
- любого вида и формы предпринимательства;
- любой сферы предпринимательской деятельности;
- установленных законом организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;
- создание новых форм предпринимательства <*>.
--------------------------------
<*> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Под ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 2000. С. 160.
По нашему мнению, представленная точка зрения не совсем верна, т.к. она не выходит за пределы непосредственно предпринимательской деятельности и сужает анализируемую норму до ее пределов, хотя в ст. 34 говорится о предпринимательской и любой иной экономической деятельности, что предполагает выход предполагаемых свобод за границы только предпринимательской деятельности.
По своей сути экономическая деятельность - один из видов экономической активности человека, форма его участия в общественном производстве и способ получения средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи <*>. Конституция оперирует более широким по содержанию понятием экономической деятельности. Таким образом, Конституция РФ предполагает, что правовое регулирование экономической и предпринимательской деятельности строится на одинаковых принципах, т.е. то, что установлено законом в отношении экономической деятельности, распространяется и на предпринимательскую деятельность.
--------------------------------
<*> Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. С. 16.
В ст. 34 Конституции можно обнаружить единство двух противоположностей - свободу предпринимательства и государственное регулирование предпринимательства - и связанное с этим ограничение прав. Не случайно в п. 1 ст. 34 говорится о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а в п. 2 - о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст. 34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности <*>.
--------------------------------
<*> Гаджиев Г.А. Конституционные основы предпринимательства // Хозяйство и право. N 11. 1994.
Если во времена административно-командной системы в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес и инициатива, что исключает приоритет государства во многих отношениях, например монополию на внешнюю торговлю. Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*>, "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <**>, "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" <***> установили, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. При этом сохраняется монополия государства на экспорт и импорт отдельных товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
<**> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
<***> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.
Следует отметить, что государство все же является особым участником предпринимательских отношений, т.к. оно обладает только ему присущими определенными свойствами:
государству принадлежит функция правотворчества, а законами, им принимаемыми, должны руководствоваться все иные участники экономического оборота;
государство вправе принимать административно-правовые акты, которые регулируют предпринимательские отношения, независимо от воли иных субъектов.
Несмотря на отмеченные особенности, государство как суверен политической власти, обязано обеспечивать определенный режим партнерских отношений для всех участников экономического оборота. В действующей Конституции РФ партнерство находит отражение в нормах, закрепляющих:
- равенство всех форм собственности и одинаковый уровень правовой защиты каждой из них;
- обязанность органов государства поддерживать конкурентную среду;
- право на равную судебную защиту в случае нарушения законных интересов.
Необходимо отметить новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как сфере господства частных интересов. Трактовка

Комментарии к законам »
Читайте также