Процессуальное положение дознавателя по упк рф
О. ЗАЙЦЕВ, Ф. АБДУЛЛАЕВ
О. Зайцев, главный
научный сотрудник ВНИИ МВД России, доктор
юридических наук.
Ф. Абдуллаев, начальник
учреждения ОИ-92/2 УИН МЮ по республике
Дагестан.
В новом Уголовно -
процессуальном кодексе РФ статус
дознавателя претерпел серьезные
изменения.
УПК РСФСР не содержал
специальной нормы, определяющей правовой
статус дознавателя, в отличие от
нормативной регламентации статуса
следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в
отдельных нормах упоминалось о лице,
производящем дознание. При этом в УПК РСФСР
отсутствовало определение понятия этого
участника процесса.
В юридической
литературе и на практике под лицом,
производящим дознание, понимались как
штатные дознаватели, так и лица, не
назначенные на должность дознавателей, но в
силу ведомственных актов обладающие правом
проведения дознания.
В УПК РФ впервые
был введен термин "дознаватель", под которым
понималось должностное лицо органа
дознания, правомочное осуществлять
предварительное расследование в форме
дознания (п. 7 ст. 5). Тем самым законодатель
связал появление этого участника
уголовного судопроизводства с
возбуждением уголовного дела, по которому
должно проводиться предварительное
расследование в форме дознания.
Указанное определение трудно назвать
удачным, так как им не охватывается лицо,
назначенное на должность дознавателя,
принявшее к своему производству уголовное
дело либо производящее по поручению
начальника органа дознания неотложные
следственные действия по уголовным делам о
преступлениях, по которым обязательно
производство предварительного следствия.
Кроме того, под это понятие не подпадает
дознаватель, производящий следственные
действия и оперативно - розыскные
мероприятия по поручению следователя (ч. 4
ст. 157 УПК РФ).
С учетом этого Федеральным
законом от 29 мая 2002 г. "О внесении изменений
и дополнений в Уголовно - процессуальный
кодекс Российской Федерации" понятие
"дознаватель" было скорректировано. В
настоящее время под дознавателем
понимается должностное лицо органа
дознания, правомочное осуществлять
предварительное расследование в форме
дознания, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК РФ. При этом
законодатель не пошел по пути перечисления
всех полномочий дознавателя, полагая, что
они должны содержаться в специальной
статье, посвященной данному участнику
уголовного судопроизводства.
Ранее в
правовой литературе уже предлагалось
ввести в Уголовно - процессуальный кодекс
отдельную статью, которая определяла бы в
систематизированном виде полномочия лица,
производящего дознание. В настоящее время в
УПК РФ такая статья есть. Она посвящена
правовому статусу дознавателя (ст. 41),
которого закон относит к участникам
уголовного судопроизводства со стороны
обвинения.
Новый уголовно -
процессуальный закон более детально
определил полномочия дознавателя по
принятию решений и по производству
процессуальных действий. Так, согласно ч. 3
ст. 41 УПК дознаватель уполномочен
самостоятельно производить следственные и
иные процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением
случаев, когда в соответствии с УПК РФ на
это требуются согласие начальника органа
дознания, санкция прокурора и (или) судебное
решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ,
регламентирующих порядок производства
дознания и полномочия дознавателя,
позволяет сделать вывод о том, что
процессуальные полномочия дознавателя и
следователя практически не отличаются друг
от друга. Исключение составляет только
обвинительный акт, завершающий дознание,
который подлежит утверждению начальником
органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также
обязательное выполнение указаний
прокурора и начальника органа дознания (ч. 4
ст. 41 УПК). В соответствии с законом указания
начальника органа дознания по уголовным
делам могут быть обжалованы прокурору, а
указания прокурора - вышестоящему
прокурору.
Следователь, не согласившись
с указанием прокурора о привлечении лица в
качестве обвиняемого, о квалификации
преступления, об объеме обвинения, об
избрании меры пресечения либо отмене или
изменении меры пресечения, избранной
следователем в отношении обвиняемого, об
отказе в даче согласия на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании меры
пресечения или о производстве иных
процессуальных действий, о направлении
уголовного дела в суд или его прекращении,
об отводе следователя или отстранении его
от дальнейшего ведения следствия, вправе
обжаловать такое указание вышестоящему
прокурору. В этом случае обжалование
следователем указаний прокурора
приостанавливает их исполнение.
Дознаватель в подобной ситуации обязан
выполнять любое указание прокурора,
независимо от их обжалования.
Анализ
действующего уголовно - процессуального
законодательства приводит к выводу о том,
что дознаватель наделен следующими
основными правами:
рассматривать и
проверять сообщения о совершенных и
готовящихся преступлениях в порядке ст. 144
УПК РФ;
ходатайствовать о продлении
3-суточного срока проверки сообщения о
преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК
РФ);
принимать решения по результатам
рассмотрения сообщений о преступлении (ст.
145 УПК РФ);
производить дознание в
порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
применять меры процессуального
принуждения, а также принимать иные
процессуальные решения в соответствии с
уголовно - процессуальным
законодательством;
осуществлять
производство неотложных следственных
действий по поручению органа дознания (ст.
157 УПК РФ);
обжаловать указания
начальника органа дознания прокурору, а
указания прокурора - вышестоящему
прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК);
осуществлять
иные полномочия, предусмотренные уголовно -
процессуальным законодательством.
В
соответствии с уголовно - процессуальным
законодательством дознаватель обязан:
осуществлять свою деятельность,
руководствуясь принципами уголовного
судопроизводства (гл. 2 УПК);
производить
доказывание по уголовному делу по правилам,
сформулированным в гл. 11 УПК;
применять
меры уголовно - процессуального
принуждения строго в рамках,
предусмотренных законом (гл. гл. 12 - 14 УПК);
информировать заявителя о решении,
принятом им по результатам рассмотрения
сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК);
в случае принятия решения,
предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК,
осуществлять меры по сохранению следов
преступления (ч. 3 ст. 145 УПК);
выполнять
указания прокурора и начальника органа
дознания (ч. 4 ст. 41 УПК);
заявлять
самоотвод при наличии предусмотренных
законом обстоятельств, исключающих его
участие в расследовании уголовного дела (ч.
1 ст. 61 УПК);
разрешать вопрос об отводе,
заявленном во время проведения неотложных
следственных действий, переводчика,
эксперта, специалиста, защитника,
представителя потерпевшего, гражданского
истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 -
72 УПК);
осуществлять иные обязанности,
предусмотренные уголовно - процессуальным
законодательством.
Из анализа норм
нового УПК видно, что основное назначение
дознавателя - осуществление дознания по
уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия не обязательно.
Эта форма предварительного расследования
применяется по уголовным делам о
преступлениях небольшой и средней тяжести,
перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и
производится в порядке и сроки,
установленные гл. гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ.
Дознание вправе производить дознаватели
только тех органов, которые указаны в ч. 3 ст.
151 УПК РФ. К ним относятся:
органы
внутренних дел;
органы налоговой
полиции;
органы пограничной службы;
органы службы судебных приставов;
таможенные органы;
органы
Государственной противопожарной службы (ч.
3 ст. 151 УПК РФ).
Перечень органов
дознания, обладающих правом производства
дознания (с составлением обвинительного
акта), исчерпывающий. Как видим, в этом
перечне нет других органов дознания,
указанных в ст. 40 УПК, так как они наделены
правом возбуждения уголовных дел,
производства неотложных следственных
действий (в порядке ст. 157 УПК),
осуществления некоторых иных
процессуальных полномочий,
предусмотренных уголовно - процессуальным
законом.
Как и по любому другому
уголовному делу, независимо от его
подследственности, в ходе дознания
подлежат доказыванию обстоятельства,
перечисленные в ст. 73 УПК. Это ориентир для
дознавателя в работе по уголовному делу, а
конкретный объем, характер и пределы
доказывания зависят в значительной мере от
рода и вида расследуемого преступления.
Дознавателю разрешается производство всех
следственных действий, предусмотренных
УПК, проводимых как до, так и после
возбуждения уголовного дела (гл. гл. 21, 22, 24 -
29 УПК).
По завершении расследования
дознаватель составляет обвинительный акт.
По нашему мнению, обвинительный акт
предусмотрен в УПК РФ вместо протокола,
составляемого прежде в порядке ст. 415 УПК
РСФСР, как и само предварительное
расследование в форме дознания заменило
протокольную форму досудебной подготовки
материалов. Решение, принимаемое в форме
обвинительного акта, оформляется по
правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два
процессуальных акта - постановление о
привлечении в качестве обвиняемого и
обвинительное заключение. Этим
процессуальным документом подводятся
итоги исследования обстоятельств
преступления и личности лица,
привлекаемого к уголовной ответственности.
Составление обвинительного акта обязывает
дознавателя ознакомить обвиняемого и его
защитника с этим документом, а также с
материалами уголовного дела. Потерпевшему
или его представителю по его ходатайству
может быть предоставлено право
ознакомления с обвинительным актом и
материалами уголовного дела в том же
порядке, который предусмотрен для
обвиняемого и его защитника. Обвинительный
акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ,
утверждается начальником органа дознания и
служит правовым основанием для передачи
уголовного дела прокурору и последующего
его рассмотрения судом по существу.
В
юридической литературе нередко возникали
споры о том, вправе ли начальник органа
дознания делегировать полномочия своим
сотрудникам. Новый УПК РФ ответил на этот
вопрос положительно, указав, что полномочия
органа дознания, предусмотренные уголовно -
процессуальным законом, возлагаются на
дознавателя начальником органа дознания
(ст. 41). К сожалению, в законе нет специальной
нормы о передаче органом дознания
дознавателю полномочий на производство
неотложных следственных действий. К тому же
ничего не сказано, каким образом это
"возложение" должно происходить.
Представляется, что начальник органа
дознания вправе делегировать лишь такие
полномочия, к осуществлению которых закон
допускает дознавателя. Остальные
процессуальные полномочия, которыми закон
наделяет только орган дознания, он
делегировать другому лицу не может и обязан
осуществлять сам.
Необходимо отметить,
что новое уголовно - процессуальное
законодательство запрещает возложение
полномочий по проведению дознания на то
лицо, которое проводило или проводит по
данному уголовному делу оперативно -
розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
Дознаватель несет персональную
ответственность за своевременное и
качественное проведение процессуальных и
следственных действий, законность и
обоснованность принимаемых им
решений.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНО -
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД
ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 N
58-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
26.04.2002)
Законность, N 12, 2002