Некоторые конституционно-правовые проблемы защиты врачебной тайны
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ
И.
МИННЕГУЛОВ
Миннегулов И., соискатель
Казанского государственного университета
имени В.И. Ульянова-Ленина.
В современном
мире информация, становясь одним из
основных ресурсов, имеет, пожалуй, самую
высокую ценность. Разглашение сведений,
подпадающих под категорию "тайна", может
нанести существенный вред правам человека
и гражданина. В настоящей статье мы
рассмотрим лишь в общих чертах отдельные
положения Конституции Российской
Федерации и федерального законодательства,
посвященных установлению правового режима
такой правовой категории, как врачебная
тайна.
Прежде чем рассмотреть этот
вопрос, необходимо остановится на
содержании понятия "тайна". В действующем
законодательстве содержание термина
"тайна" напрямую не раскрывается, хотя
данное понятие употребляется по отношению
более чем к 30 случаям ограничения права
граждан на информацию <*>.
--------------------------------
<*> Право и
информатизация общества. Сборник научных
трудов РАН. М., 2002. С. 251.
Тайна - это прежде
всего, информация
Руководствуясь статьей
2 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации" можно
дать следующее определение: тайна - это
сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах независимо
от формы их представления <*>. Но это не
просто информация, а информация с
ограниченным доступом. За нарушение режима
тайны предусмотрена ответственность.
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995.
N 8. Ст. 609.
Конституция Российской
Федерации гарантирует каждому
неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени. Основы
конституционно-правового регулирования
частной жизни составляют положения статьи
23 Конституции Российской Федерации.
Частная жизнь представляет собой
жизнедеятельность человека в особой сфере
общественных отношений, не подлежащих
контролю со стороны государства,
гарантированную возможность доверить свои
личные и семейные тайны врачу, адвокату,
нотариусу без опасения их разглашения.
"Неприкосновенность" и "тайна" - два понятия,
характеризующие природу данного
института.
Следует различать тайны
исключительно личные (никому не доверенные)
и тайны профессиональные (личные тайны,
доверенные представителям различных
профессий - врачам, адвокатам, священникам).
Субъекты профессиональных тайн несут
юридическую ответственность за их
разглашение (распространение).
Вынужденная необходимость разглашения
сведений о частной жизни граждан возникает
в трех основных сферах: борьбы с
преступностью; защиты здоровья граждан; при
объявлении чрезвычайного и военного
положения <*>.
--------------------------------
<*> Конституция Российской Федерации.
Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.
Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: ЮЛ,
1994. С. 150.
Врачебная тайна - одна из важных
сторон частной жизни человека. Основы
законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан устанавливают, что
является врачебной тайной <*>. Это
информация о факте обращения за
медицинской помощью, состоянии здоровья
гражданина, диагнозе его заболевании и иные
сведения, полученные при его обследовании и
лечении. При этом гражданину должна быть
гарантирована конфиденциальность
передаваемых им сведений. Так, не
допускается разглашение сведений,
составляющих врачебную тайну, лицами,
которым они стали известны при обучении,
исполнении профессиональных, служебных и
иных обязанностей, кроме случаев,
установленных законом.
--------------------------------
<*> Ведомости
Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации 1993. N 33. Ст. 1318.
С согласия
гражданина или его законного представителя
допускается передача сведений,
составляющих врачебную тайну, другим
гражданам, в том числе должностным лицам, в
интересах обследования и лечения пациента,
для проведения научных исследований,
публикации в научной литературе,
использование этих сведений в учебном
процессе и в иных целях.
Предоставление
сведений, составляющих врачебную тайну, без
согласия гражданина или его законного
представителя допускается:
- в целях
обследования и лечения гражданина, не
способного из-за своего состояния выразить
свою волю;
- при угрозе распространения
инфекционных заболеваний, массовых
отравлений и поражений;
- по запросу
органов дознания и следствия, прокурора и
суда в связи с проведением расследования
или судебным разбирательством;
- в
случае оказания помощи
несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для
информирования его родителей или законных
представителей;
- при наличии оснований,
позволяющих полагать, что вред здоровью
гражданина причинен в результате
противоправных действий (статья 61).
Однако это не значит, что врач должен
предоставлять информацию о каждом таком
случае. Закон только устанавливает, что
предоставление таких сведений не является
нарушением врачебной тайны. На враче лежит
обязанность предоставить такую информацию
только в том случае, если ему достоверно
известно, что произошло преступление или
непредоставлением такой информации он
укрывает преступника <*>.
--------------------------------
<*> Кутафин О.Е.
Неприкосновенность в конституционном
праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С.
155.
В случае отсутствия названных в законе
условий врач не имеет права разглашать
врачебную тайну. Он не может предоставить
такого рода информацию даже родным и
близким больного. Согласно Основам
законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан такая информация
может быть сообщена членам семьи пациента,
"если гражданин не запретил сообщать им об
этом и (или) не назначил лицо, которому
должна быть передана такая информация" (ст.
31).
В рамках данной статьи предлагаю
проанализировать вопрос о
конституционности ряда положений
нормативных правовых актов, которые
находятся на одной плоскости - это
врачебная тайна и борьба с
преступностью.
Как известно, при
решении вопросов борьбы с преступностью
допускается существенное вторжение
органов государства в частную жизнь
граждан. Так, Федеральным законом "Об
оперативно-розыскной деятельности"
предусматриваются внепроцессуальные
(тайные, агентурные) методы борьбы с
преступностью <*>.
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995.
N 33. Ст. 3349.
Вторжением органов государства
в частную жизнь граждан можно назвать и
совместный Приказ Минздрава Российской
Федерации и МВД России от 9 января 1998 года N
4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке
взаимодействия лечебно-профилактических
учреждений и органов внутренних дел
Российской Федерации при поступлении
(обращении) в лечебно-профилактические
учреждения граждан с телесными
повреждениями насильственного характера"
<*>.
--------------------------------
<*>
Справочно-правовая система ":
ВерсияПроф".
В целях более полного
представления о содержании этого
совместного приказа остановимся более
подробно на его положениях.
Согласно
этому Приказу лечебно-профилактические
учреждения независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности
незамедлительно должны сообщать в дежурные
части органов внутренних дел о всех фактах
поступления (обращения) граждан с телесными
повреждениями насильственного характера, а
также граждан с телесными повреждениями,
находящихся в бессознательном
состоянии.
К телесным повреждениям, о
которых следует информировать органы
внутренних дел, приказ относит
следующее:
- телесные повреждения,
связанные с огнестрельными,
колото-резаными, рублеными ранами,
переломами, обморожениями, ушибами,
сотрясением мозга и т.д.;
- телесные
повреждения и отравления, связанные с
покушением на самоубийство;
- телесные
повреждения и отравления, полученные при
ожогах кислотами и различными токсичными
веществами;
- ранения и травмы,
полученные при взрывах и других
чрезвычайных происшествиях;
- ранения и
травмы, полученные при неосторожном
обращении с огнестрельным оружием и
боеприпасами;
- травмы, полученные в
результате дорожно-транспортных
происшествий;
- телесные повреждения и
травмы, полученные в связи с
неудовлетворительным состоянием
строительных конструкций, зданий,
сооружений и нарушением техники
безопасности на производстве;
- иные
телесные повреждения при подозрении на
насильственный характер их
происхождения.
В то же время органы
внутренних дел не уведомляются о
поступлении (обращении) в лечебные
учреждения граждан с телесными
повреждениями и травмами, полученных в
быту:
- при неосторожном обращении
пострадавших с различными видами
электромеханического инструмента или
оборудования (бензопилы, электропилы,
электродрели, станки, подъемники и т.д.);
- в результате несчастных случаев, в том
числе при падении в подвалы, погреба,
траншеи, с крыш домов, с деревьев и т.п.;
-
в случаях поражения электрическим током;
- с телесными повреждениями, причиненными
животными (за исключением случаев, когда
животные натравливались на
пострадавших);
- с ушибами и другими
незначительными телесными повреждениями,
полученными в результате ссор, при
отсутствии у пострадавших намерения
обращаться с заявлением в
правоохранительные органы.
Отдельным
пунктом Приказа предписывается
руководителям лечебно-профилактических
учреждений определять должностных лиц,
персонально ответственных за
своевременное информирование органов
внутренних дел о поступлении (обращении) в
лечебно-профилактические учреждения
граждан с телесными повреждениями
насильственного характера. Физические
лица, занимающиеся частной практикой на
основе лицензии, о фактах поступления
(обращения) граждан сообщают
самостоятельно.
При установлении
фактов несообщения или несвоевременного
сообщения, ненадлежащей недостоверности,
необъективности и неполноты сведений о
поступлении (сообщении) граждан с телесными
повреждениями насильственного характера,
сообщаемых работниками
лечебно-профилактических учреждений в
органы внутренних дел, начальник органа
внутренних дел имеет право вносить
соответствующим руководителям органов
управления здравоохранением представления
о проведении проверки и принятии мер.
Анализ положений данного совместного
Приказа позволяет констатировать, что
медицинские работники наряду с решением
вопросов здравоохранения решают и вопросы
борьбы с преступностью. Этот Приказ
стимулирует их (в административном порядке)
проникновение в частную жизнь граждан.
Более того, необходимо отметить, что данный
Приказ, являющийся по своей правовой
природе нормативным правовым актом, не
прошел соответствующую государственную
регистрацию и, следовательно, не был
опубликован в официальных изданиях.
Представляется поэтому, что совместный
Приказ Минздрава России и МВД России от 9
января 1998 года противоречит положениям
Конституции Российской Федерации, в
частности статье 23. К тому же подобные
приказы, противоречащие законодательству,
не могут служить основанием для нарушения
врачами врачебной тайны, а в случае такого
нарушения пациент имеет право обжаловать
действия врача. Таким образом, проблема
сохранения врачебной тайны остается
разрешенной не полностью.
В связи с этим
интересна позиция федерального
законодателя в отношении адвокатской
тайны. Например, в содержание адвокатской
тайны включен сам факт обращения
гражданина за юридической помощью.
Федеральный закон "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" запрещает допрашивать адвоката
в качестве свидетеля: он не должен
раскрывать информацию о своем клиенте и не
несет ответственности за недоносительство
<*>. Закон запрещает негласное
сотрудничество адвоката с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность. Все это необходимые условия
безбоязненного обращения граждан в
адвокатуру за оказанием юридической
помощи.
--------------------------------
<*>
Собрание законодательства Российской
Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.
Как видно из
проведенного юридического анализа, степень
защиты врачебной тайны значительно ниже,
чем степень защиты, например, адвокатской
тайны.
Следует признать, что Основы
законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан введены в действие
еще до принятия Конституции Российской
Федерации. Концептуальные изменения в них
не вносились, и поэтому назрела
необходимость пересмотра положений статей
30, 61 в части согласования их норм с
конституционными установлениями. Но для
этого недостаточно наличие недостатков в
тексте. Необходимым условием здесь
является готовность к этим изменениям и
государственной власти и общества. Пока
идея реформ вообще и в области
здравоохранения в частности не находят
поддержки в общественном сознании, не
воспринимается обществом как отвечающая
его интересам.
Принятый Федеральный
закон "Об информации, информатизации и
защите информации" однако не решил всех
проблем конституционно-правового
регулирования вопросов информации. Так, до
сих пор не решены вопросы гарантии доступа
к информации.
Известно, что проблемы
защиты врачебной тайны изучаются и в
научной медицинской среде <*>. В
настоящее время решение данной проблемы
является важной необходимостью, ибо она
связана с гарантией прав и законных
интересов не только врача, но и пациента.
--------------------------------
<*> Например, это
работы: Леонтьева О.В. Юридические основы
медицинской деятельности: Учебное пособие.
Санкт-Петербург: СпецЛит, 2003; Стеценко С.Г.
Основы медицинского права в системе
базовой и последипломной подготовки врача:
Учебное пособие. М., 2002; Медицинское право.
Санкт-Петербург: Юридический центр "Пресс",
2004; Правовые основы здравоохранения в
России / Под редакцией академика РАМН Ю.Л.
Шевченко. М.: Гэотар-Мед.; Шупика Ю.П.,
Глушкова В.А. О врачебной тайне //
Клиническая хирургия. 1986. N 11; Юркина Г.
Защита информации, составляющей врачебную
тайну, в корпоративных системах
обязательного медицинского страхования //
Врач. 2002. N 4; и других.
Все вышеизложенное
позволяет сделать вывод о том, что
конституционно-правовое закрепление право
на неприкосновенность частной жизни, в том
числе на защиту врачебной тайны, требует
своего дальнейшего изучения специалистами
в области конституционного права и
медицинского права. Ее общая концепция
продиктована Конституцией Российской
Федерации и нуждается в нормативном
оформлении на уровне закона.
Медицинское право, 2005, N 4