Статья 292. служебный подлог. служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере от ста до
двухсот минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от одного до
двух месяцев, либо обязательными работами
на срок от ста восьмидесяти до двухсот
сорока часов, либо исправительными
работами на срок от одного года до двух лет,
либо арестом на срок от трех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до
двух лет.
Комментарий к статье
292
Объектом данного преступления
является нормальная деятельность органов
государственной власти, интересы
государственной службы в органах местного
самоуправления. Родовым объектом
посягательства являются интересы
государственной службы Российской
Федерации, субъекта Федерации или системы
органов местного самоуправления. Однако
система органов местного самоуправления в
силу положений ст. 12 Конституции РФ
действует самостоятельно и независимо от
государственных органов управления.
Поэтому в каждом конкретном случае
необходимо разграничение конкретных и
непосредственных объектов
посягательства.
Служебный подлог как
преступление против государственной
власти отличается от всех других
преступлений, предусмотренных главой 30 УК,
прежде всего своим субъектным составом.
Так, только при совершении служебного
подлога его субъектом может быть как
должностное лицо, так и государственный
служащий и служащий органа местного
самоуправления, не являющиеся должностными
лицами.
Недопустимо смешивать понятия
"объект посягательства" и "предмет
преступления". Предметом преступления по
большей части называют вещественные
доказательства, это скорее всего
уголовно-процессуальное понятие. В ст. 81 УПК
РФ прямо сказано о вещественных
доказательствах как предметах, которые
послужили орудиями преступления или
сохранили на себе следы преступления.
Имеется ссылка на объект преступных
действий, однако само понятие этого объекта
нуждается в уточнении. Например, изменения
внешнего вида предмета непосредственным
воздействием на него преступного события
носят название "улики", улики события, а
часто и виновности как непосредственного
продукта преступления, указывающего на
него как на свою причину. На это указывал в
свое время видный дореволюционный
процессуалист И.Я. Фойницкий. (Курс
уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб.:
Изд-во "Альфа", 1996. С. 304.)
Предметом
рассматриваемого преступления следует
считать не просто материальные носители
информации, письменные акты федеральных
органов государственной власти и
государственного управления субъектов РФ,
органов местного самоуправления, иных
государственных и муниципальных
учреждений. Эти письменные акты должны быть
официальными документами. Последние должны
отвечать следующим требованиям.
Первое.
С фактической стороны эти официальные
документы должны удостоверять
определенные факты или события, имеющие
юридическое значение. Это могут быть
различного рода также и запреты, разрешения
и др. Второе. Официальный документ должен
иметь определенные реквизиты, т.е. обладать
соответствующей формой: бланк, штамп,
печать, входящие и исходящие номера, дата,
наименование должности и подпись
надлежащего управомоченного лица. При этом
следует отметить, что фирменный бланк может
как таковой отсутствовать. Самое основное в
официальном документе - это подпись
надлежащего должностного лица и (или)
служащего, а также печать или штамп.
Объективная сторона данного преступления
состоит из двух форм:
1) внесение в
официальные документы заведомо ложных
сведений;
2) внесение в эти документы
исправлений, искажающих их действительное
содержание.
По способу исполнения
подлог может быть как материальным, так и
интеллектуальным. Материальный подлог
выражается в разных способах подделки,
подчистки, вытравливанием первоначального
текста и др. Интеллектуальный подлог
выражается в изготовлении изначально
ложного, фальсифицированного документа.
Немаловажным моментом в служебном подлоге
является установление факта и (или) события
преступления. В частности, надо установить:
откуда исходит официальный документ?
Обладал ли субъект данного состава
преступления полномочиями (как
соответствующее лицо) по подписанию
какого-либо официального документа? Если
такие полномочия у лица отсутствовали либо
он подделывает неофициальный документ,
состав преступления (ст. 292) отсутствует.
Речь может идти о квалификации таких
действий по ст. 327 УК, возможна и конкуренция
ст. 292 и 327 УК.
Представляется, что по
законодательной конструкции служебный
подлог - формальный состав преступления. Он
не требует непременного наступления
каких-либо вредоносных последствий, а для
его окончания достаточно внесения в
официальный документ заведомо ложных
сведений или каких-либо исправлений.
Направление подложного документа в ту или
иную инстанцию, вручение его гражданину, а
равно иное использование лежат за
пределами данного состава преступления.
Причинение какого-либо вреда такими
действиями и его размер могут быть учтены
при назначении наказания.
Служебный
подлог по своей субъективной стороне
характеризуется наличием со стороны
виновного только прямого умысла. На это
прямо указано в диспозиции уголовного
закона, где говорится о заведомости
действий субъекта. Помимо этого,
обязательным признаком субъективной
стороны, применительно к данному
преступлению, является корыстная или иная
личная заинтересованность.
Корыстная
заинтересованность включает в себя
стремление лица получить незаконную,
безвозмездную прибыль или выгоду
имущественного характера для себя лично
или близких для него людей. Иная личная
заинтересованность может выражаться в
многообразных действиях и нередко
представлять собой оценочное понятие,
которое порой судам необходимо очень
тщательно мотивировать. Это может быть
кумовство, карьеризм, желание угодить
начальнику, надежда на оказание взаимной
услуги в будущем и т.д. (см. ст. 285 УК).
Закон не оговаривает вопроса о цели
фальсификации лицом официального
документа. Подлог все же может преследовать
цель будущего: использование
фальсифицированного документа для
совершения другого преступления. В этом
варианте виновный должен нести
ответственность одновременно и за
приготовление к совершению тяжкого (особо
тяжкого) преступления.
У
рассматриваемого состава могут быть
конкурирующие преступления, что может
представлять определенную трудность для
правоприменителя. Особенно актуальна эта
проблема, когда субъектом выступает
должностное лицо. Так, злоупотребление
должностными полномочиями (ст. 285 УК)
возможно и путем служебного подлога, но в
этом случае необходимо наличие
последствий, указанных в диспозиции данной
нормы, поскольку этот состав сформулирован
законодателем как материальный. Для
наличия преступления, предусмотренного ст.
286, помимо названных последствий
необходимым элементом является превышение
должностных полномочий.
Представляется, что наиболее сложным будет
отграничение подлога от получения взятки.
Действия взяткодателя иногда могут
выражаться и в служебном подлоге. Сомнений
не вызывает и тот случай, когда такие
действия осуществляются в "иной личной
заинтересованности". Что касается
корыстного характера действий
должностного лица, то могут возникнуть
вопросы о квалификации по совокупности
преступлений. Думается, что в таких случаях
следует руководствоваться положениями ч. 3
ст. 17 УК, где сказано: если преступление
предусмотрено общей и специальной нормами,
совокупность преступлений отсутствует и
уголовная ответственность наступает по
специальной норме. Преступление,
предусмотренное ст. 292 УК, если оно
совершается должностным лицом при
обстоятельствах, указанных в диспозиции ст.
290 УК, следует квалифицировать по данной
норме.
В следственно-судебной практике
важно исключить возможность ошибок при
квалификации преступлений. Уместно
привести следующий показательный пример.
Некий Г., старший специалист органа
самоуправления, за изготовление подложного
документа за деньги был привлечен к
уголовной ответственности за получение
взятки. Однако еще в ходе предварительного
следствия выяснилось, что он выполнял
фактически вспомогательные функции и
готовил документы по письменным резолюциям
своего начальства. В этом смысле его работа
носила чисто технический характер
делопроизводителя. Должностная инструкция
на него изобиловала пунктами об
осуществлении им контроля в различных
сферах, что и дезориентировало
правоохранительные органы. В
действительности Г. никакого контроля не
осуществлял и никакими функциями
должностного лица не наделялся. Таким
образом, впоследствии его действия были
квалифицированы по ст. 292 УК РФ. Данный
пример наглядно показывает, что
рассматриваемая норма в основном
направлена на пресечение
уголовно-правовыми средствами коррупции
среди служащих. Действия должностных лиц
квалифицируются, как правило, по этой норме,
если деяние совершено из "иной личной
заинтересованности", без превышения
полномочий и не повлекло существенного
вреда правоохраняемым интересам.
Норма
ст. 292 УК специфична в основном для служащих
как субъектов преступления. Для
должностных лиц она является общей к другим
специальным составам преступлений против
государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах
местного самоуправления. У всех этих
преступлений существует единый общий
объект посягательства. Как уже отмечалось,
применительно к служебному подлогу общим
составом является преступление, указанное
в ст. 327 УК РФ.
Иное дело, когда путем
служебного подлога или с его
использованием совершаются другие
преступления. К примеру: мошенничество (ст.
159 УК), присвоение или растрата (ст. 160 УК). В
таких случаях действия виновных должны
быть квалифицированы по совокупности
преступлений, ибо здесь неуместно говорить
о соотношении общей и специальной норм.
Санкция рассматриваемого преступления
имеет весьма широкую альтернативу в
применении наказания: штраф, обязательные
работы, исправительные работы, арест либо
лишение свободы на срок до двух лет.
Согласно предусмотренной в ст. 15
категоризации преступлений, данное
преступление относится к преступлениям
небольшой тяжести. Широкий спектр
наказаний позволяет суду максимально
индивидуализировать наказание в каждом
конкретном случае.