Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконной торговлей окружающей средой

С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ <*>
О.Л. ДУБОВИК
--------------------------------
<*> Исследование выполнено по гранту Московского исследовательского Центра по проблемам транснациональной организованной преступности и коррупции при Институте государства и права РАН в 2001 г., предоставленному Министерством юстиции США и Вашингтонским университетом.
Дубовик О.Л., ведущий научный сотрудник Центра эколого-правовых исследований ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор.
В последнее время интерес к проблеме экологических преступлений со стороны специалистов в области экологического права, уголовного права и криминологии усилился. Опубликованы многочисленные комментарии к УК РФ <1>, статьи <2> и анализы практической деятельности правоохранительных, природоохранительных органов и судов <3>. Эта проблематика достаточно подробно отражена в учебниках по уголовному и экологическому праву <4>, а статистические данные об экологической преступности и правонарушаемости содержатся в Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. М., 2002. (Глава 26 "Экологические преступления" - О.Л. Дубовик.); Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Х.Д. Аликперова и Э.Ф. Побегайло. М., 2001. (Глава 26 - О.Л. Дубовик.); Лопашенко Н.А. Экологическое право. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. СПб., 2002; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко. М., 1996. (Глава 26 - Э.Н. Жевлаков.); Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. М., 2000. (Глава 26 - Э.Н. Жевлаков.); и др.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000. <2> См.: Дубовик О.Л. Ответственность за экологические преступления // Журнал российского права. 1997. N 9. С. 50; Дубовик О.Л. Экологические преступления по новому УК РФ // Журнал российского права. 1997. N 10. С. 59 - 71; Дубовик О.Л. Проблемы уголовной и административной ответственности за нарушения экологического законодательства // Экологическое право России: Сб. мат. науч.-пр. конф. 1995 - 1998 гг. М., 1999. С. 214 - 216; Жевлаков Э., Суслова Н. Экологическая преступность в Российской Федерации в 1990 - 2000 гг. // Уголовное право. 2000. N 3. С. 67 - 74.
<3> См.: Виноградов В.П. Деятельность Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды // Экологическое право. 2002. N 2. С. 33 - 42; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения".
<4> Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2001; Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды): Учебник. М., 1998; Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Жаворонкова Н.Г., Колбасов О.С. Экологическое право: от идей к практике / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 1997; Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М., 1998. (Глава 12 "Экологические преступления" - О.Л. Дубовик.); Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. 2-е изд. М., 1999. (Глава XIII "Экологические преступления" - О.Л. Дубовик.); Уголовное право России. Общая и Особенная части / Под ред. В.П. Ревина. М., 2000. (Глава 26 "Экологические преступления" - Г.М. Миньковский.).
<5> См., напр.: Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году". М., 2001; Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году". М., 2000; Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1999 году". М., 2000; и др.
В итоге вопросы борьбы с экологическими преступлениями, пожалуй, достаточно подробно разработаны в литературе с точки зрения толкования действующего уголовного закона и общего анализа экологической преступности (по данным статистики). В то же время явно недостаточен объем специальных криминологических исследований, особенно новых, пока что не вызвавших реакции законодателя форм и видов общественно опасного экологически значимого поведения <*>. В этой связи следует обсудить реальные проявления такого рода поведения, угрозу экологической безопасности и сохранению качества окружающей среды, которые они создают, масштабы реального (уже наносимого) ущерба, возможности криминализации поведения и шансы уголовного закона в борьбе с ними, а также связи с другими преступлениями. К числу таких видов экологически опасного поведения, причиняющего (могущего причинить) вред и другим охраняемым благам, относятся: незаконная торговля окружающей средой; экологический терроризм; нарушения экологического правопорядка в связи с деятельностью объектов, характеризующихся повышенным экологическим риском, и др.
--------------------------------
<*> О понятии экологически значимого поведения см.: Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М., 1994; Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1998.
Рассмотрим подробнее проблему незаконной торговли окружающей средой. Во-первых, незаконная торговля окружающей средой (природными ресурсами) угрожает самому существованию ряда природных объектов. Во-вторых, она требует проведения ряда дополнительных исследований, подобных тем, что охватывают процессы загрязнения окружающей среды, соблюдения режима особо охраняемых территорий и пр. В-третьих, международное сотрудничество в самых различных его формах действительно является эффективным по многим направлениям. В-четвертых, целесообразно рассматривать экологические проблемы и в данном случае - незаконную торговлю окружающей средой - комплексно, во всяком случае используя междисциплинарный подход, т.е. сочетая экологический и криминологический подходы. При этом не следует забывать, что, по многочисленным и трудноопровержимым данным, незаконная торговля окружающей средой является распространенным способом извлечения в различных масштабах "теневой" прибыли - грязных денег - и влечет как минимум три группы негативных последствий: а) резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы; б) разрушение законной конкуренции на рынке, когда незаконно добытые ресурсы вытесняют полученные в соответствующем порядке; в) падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпирования, причем существуют обоснованные предположения о том, что именно коррупция обеспечивает возможность незаконной торговли и делает особенно опасными упомянутые ее последствия.
Поскольку данная проблема обозначена как находящаяся на стыке экологических, эколого-правовых исследований и изучения феномена коррупции, прежде всего необходимо оценить главным образом относимость информации к данной проблеме. Именно на этой основе оценивается возможность использования имеющихся суждений для получения дополнительной, возможно, иной информации, непосредственно характеризующей, отражающей коррумпированную незаконную торговлю окружающей средой.
Общая экологическая информация. Она чрезвычайно обширна. По рассматриваемой проблематике особое значение имеют данные о характере и объеме природопользования в связи с состоянием рынка, которое, в свою очередь, определяется массой действующих явно либо латентно факторов (производственные технологии, услуги, мода, суеверия и пр.) об экологическом поведении индивида, различных групп населения в разных социальных сферах; об осуществлении, говоря общим образом, экологической функции государства; о состоянии правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды (в особенности праве собственности на природные ресурсы и праве природопользования), режиме отдельных объектов, правовых основах управления и информационного обеспечения в данной сфере, способах экологического нормирования и стандартизации, платности природопользования и пр. Такая информация содержится во многих официальных источниках и опубликованных работах. В частности, это данные Госкомстата - в этом случае по нескольким формам: N 2-тп (воздух), 3-ос (вода) и другие; ведомственные материалы органов государственного управления (описание их структуры и компетенции в данном случае заняло бы очень много места и необходимостью не вызывается); материалы неправительственных организаций и структур; данные научных исследований; материалы журналистских расследований и пр. <*>.
--------------------------------
<*> Значительный объем эмпирических данных публикуется в газете "Зеленый мир". Весьма важные результаты исследований, включая региональные, распространяются в Интернете (сайты специалистов Дальнего Востока, таможенных учреждений и другие: http://www.forest.ru; http://www.cci.glasnet.ru; http://www.dvtu.vladivostok.ru; http://www.archive.expert.ru; http://www.zrpress.ru; http://www.news.911.ru; http://www.crime.vl.ru).
Серьезными источниками являются ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды, сводные отчеты различных структур. Обширная информация, относящаяся к рассматриваемой ниже проблематике, содержится в Государственных докладах "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации" в 1999 г., 2000 г., которые готовятся федеральными государственными структурами <*>.
--------------------------------
<*> Так, в подготовке Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году", вышедшего в сентябре 2001 г., участвовали 43 ведомства, в том числе МПР России, Минатом России, МЧС России, МВД России, Минздрав России, Минобороны России, Минсельхоз России, Минфин России, Минтранс России и др.
Важную информацию публикует созданное в 1994 г. в форме федерального государственного учреждения Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). Ряд сведений содержится в государственных кадастрах природных ресурсов <*>, а также выявляется в ходе мониторинга окружающей среды, основные предписания о котором сформулированы в законодательных экологических и детализированы в подзаконных актах <**>.
--------------------------------
<*> В настоящее время в Российской Федерации ведется несколько видов кадастров, имеющих статус государственных. Это земельный кадастр, кадастр водных ресурсов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и других ресурсов, а также отходов. Порядок ведения кадастров регулируется федеральным законодательством. См.: Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149; Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" от 19 октября 1996 г., "О Красной книге Российской Федерации" от 19 февраля 1996 г.; Правила проведения государственной кадастровой оценки земель от 8 апреля 2000 г.; Правила кадастрового деления территории РФ и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам от 6 сентября 2000 г.
<**> См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юрист, 1998. С. 275. Порядок ведения экологического и иных видов мониторинга (социально-гигиенического, фонового, атмосферного воздуха, животного мира и т.п.) регулируется, как правило, специальными подзаконными актами: см.: Положение о социально-гигиеническом мониторинге от 1 июня 2000 г., Положение о Федеральной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды от 23 августа 2000 г., Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов от 14 марта 1997 г., Положение о мониторинге земель в РФ от 15 июля 1992 г. На уровне субъектов, например, 5 июля 2001 г. Правительством г. Москвы был одобрен проект закона г. Москвы "Об экологическом мониторинге", подготовленный Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и группой специалистов под руководством О.Л. Дубовик (Бочин Л.А., Зиберов В.В., Кузнецова О.Н., Радчик О.Л.). Аналогичный закон действует в Свердловской области.
Постановление Правительства РФ от 15.07.1992 N 491 "О мониторинге земель" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".Криминально-экологическая информация. Она включает в себя крайне неполные статистические данные об экологической преступности и правонарушаемости; некоторые, также недостаточные, данные о факторах преступлений и правонарушений. Источниками этой информации являются статистика МВД РФ и Министерство юстиции РФ.
В итоге в правовой экологической литературе содержатся определенные сведения о правах и обязанностях отдельных субъектов природопользования, о состоянии природопользования, публично-правовом и общественном контроле в этой сфере. Можно утверждать, что в экологической литературе накоплены такие данные, которые, хотя и в ограниченных пределах, позволяют: а) распознавать и объяснять механизм экологического поведения, включая поведение, опасное для состояния окружающей среды; б) позитивно регулировать охрану природы и природопользование, предлагая правовые средства для этих целей; в) предупреждать экологические правонарушения и реализовать индивидуальную и корпоративную ответственность за экологические правонарушения.
Информация по проблеме коррупции. Она также весьма обширна <*>. Для исследуемой в данном случае проблемы имеют существенное значение как работы, посвященные нормативно-правовым аспектам данной проблемы (уголовное и административное право, некоторые гражданско-правовые и иные вопросы), так и работы социально-правовые (криминологические, социологические, экономические и иные). Исследователями высказан в этой области ряд интересных суждений, однако, избегая их оценки, весьма кратко скажем, что крайне необходимо дальнейшее исследование как понятийного аппарата, так и, прежде всего, юридических конструкций, позволяющих описать составы коррупционных деяний и тем самым определить основания ответственности за коррупционные правонарушения. Но наиболее существенное значение могло бы иметь дальнейшее накопление верифицированной эмпирической информации о генезисе, распространенности, структуре и иных параметрах коррупции. Впрочем очевидно, что эта необходимость осознается в литературе с той или иной степенью глубины и добросовестности.
--------------------------------

О комплексном природопользовании  »
Комментарии к законам »
Читайте также