Проблемы перевода земель
М. КИСЛЯКОВА
Мария Кислякова, эксперт
"ЭЖ-Юрист".
В начале 2005 г. вступил в силу
Федеральный закон "О переводе земель или
земельных участков из одной категории в
другую", который является одной из
важнейших составляющих земельного
законодательства, но в то же время содержит
много неясностей и неточностей,
усложняющих его толкование и
применение.
В ФЗ "О переводе земель или
земельных участков из одной категории в
другую" (далее - Закон) указано, что к
ходатайству о переводе земли из одной
категории в другую требуется согласие
правообладателя. Вместе с тем в числе
оснований для отказа в переводе земли из
одной категории в другую (статья 4 Закона)
несогласие правообладателя не указано
вообще. К тому же неясно, кто понимается под
"правообладателем" - собственник или
титульный владелец.
Также в Законе
установлено, что ходатайство о переводе
земель подается заинтересованным лицом,
однако не разъяснено, кто именно под таким
лицом подразумевается.
В статье 7 Закона
установлен закрытый перечень оснований, по
которым может быть осуществлен перевод
сельскохозяйственных земель в другую
категорию. Фактически перевести землю из
состава сельскохозяйственных угодий можно
только в исключительных случаях.
Следует учитывать, что действующее
законодательство не содержит определения
непригодности земельного участка для
осуществления сельскохозяйственного
производства - оно содержится только в акте
Минсельхоза СССР 1982 г., где под непригодными
земельными участками понимаются "скалы,
обнажения плотных пород, осыпи, ледники,
вечные снега и земли под водой".
Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ внесены
поправки, в соответствии с которыми перевод
земель сельскохозяйственных угодий или
земельных участков в составе таких земель
из земель сельскохозяйственного
назначения, кадастровая стоимость которых
на пятьдесят и более процентов превышает
средний уровень кадастровой стоимости по
муниципальному району (городскому округу),
и особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий, указанных в
пункте 4 статьи 79 ЗК РФ, в другую категорию
вообще не допускается, за исключением
случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8
части 1 статьи 7 Закона. Вместе с тем рядом
депутатов обсуждается необходимость
разрешить перевод сельскохозяйственных
земель в другую категорию, если стоимость
земли не превышает среднерайонного
уровня.
В пункте 2 статьи 2 Закона
указано, что содержание ходатайства о
переводе земель и перечень прилагаемых к
нему документов в отношении земель
сельскохозяйственного назначения
устанавливаются субъектом Федерации, а
иных земель - Правительством РФ. Вместе с
тем пункт 4 этой же статьи содержит закрытый
перечень документов, прилагаемых к
ходатайству.
Также непонятно, почему
определение содержания ходатайства о
переводе земель сельскохозяйственного
назначения отнесено к компетенции
субъектов Федерации, а иных земель - к
компетенции Федерации, так как в принципе
земельное законодательство исходит из
повышенной охраны земель именно
сельскохозяйственного назначения, и
установление требований для ходатайства о
переводе таких земель было бы логичнее
отнести к компетенции Правительства РФ.
В статье 13 Закона установлено, что перевод
земельного участка из состава земель
запаса в другую категорию земель в
зависимости от целей дальнейшего
использования этого земельного участка
осуществляется только после формирования в
установленном порядке земельного участка,
в отношении которого принимается акт о
переводе земельного участка из состава
земель запаса в другую категорию земель.
Вместе с тем целесообразно было бы
установить для перевода земли из земель
запаса требование об экологической
экспертизе и планах рекультивации земель,
как и для земель специального назначения,
так как в соответствии с ЗК РФ в земли
запаса могут переводиться земли,
подвергнувшиеся радиоактивному и
химическому загрязнению.
В то же время
нельзя не признать, что положительными
последствиями принятия Закона является
установление четких критериев перевода
земель, а также порядка и сроков выполнения
действий, связанных с переводом земель из
одной категории в другую.
ЭЖ-Юрист, 2005, N
37