О возможности обжалования документов, регламентирующих установку операторами связи средств, обеспечивающих систему оперативно-розыскных мероприятий (российский судья, n 3, 2003)
УСТАНОВКУ ОПЕРАТОРАМИ СВЯЗИ СРЕДСТВ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
СИСТЕМУ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(СОРМ)
А. ФИЛАТОВ
Прежде всего
необходимо отметить, что вопросы
финансирования проведения
оперативно-розыскных мероприятий органами
Федеральной службы безопасности
регулируются непосредственно федеральными
законами, а именно: Законом Российской
Федерации "О безопасности"; Федеральным
законом "Об оперативно-розыскной
деятельности" (ФЗ "Об ОРД") и Федеральным
законом "Об органах Федеральной службы
безопасности в Российской Федерации" (ФЗ "О
ФСБ"). В соответствии со ст. 6 ч. 4 ФЗ "Об ОРД"
"оперативно-розыскные мероприятия,
связанные с контролем почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений,
прослушиванием телефонных переговоров с
подключением к станционной аппаратуре
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности,
физических и юридических лиц,
предоставляющих услуги и средства связи, со
снятием информации с технических каналов
связи, проводятся с использованием
оперативно-технических сил и средств
органов Федеральной службы
безопасности...".
В соответствии со ст. 19
того же нормативного акта финансирование
деятельности органов ФСБ осуществляется из
федерального бюджета. По сути те же
положения содержатся в ст. 20 Закона РФ "О
безопасности" и ст. 22 ФЗ "О ФСБ". Кроме того,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вправе за счет
собственных бюджетов и внебюджетных
целевых фондов увеличивать размер средств,
выделяемых органам Федеральной службы
безопасности.
Во исполнение ФЗ "Об ОРД" 1
сентября 1995 г. был принят, а в мае 1999 года
опубликован Указ Президента РФ "Об
упорядочении организации и проведения
оперативно-розыскных мероприятий с
использованием технических средств" N 891,
которым, в частности, устанавливалось (п. 2),
"что оперативно-розыскные мероприятия,
связанные с подключением к станционной
аппаратуре предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм
собственности, других юридических и
физических лиц, предоставляющих услуги
связи (далее - объекты связи), в интересах
органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
проводятся с использованием
оперативно-технических средств органов
Федеральной службы безопасности.
При
отсутствии у органов Федеральной службы
безопасности на объектах связи необходимых
оперативно-технических возможностей
указанные мероприятия проводятся органами
внутренних дел Российской Федерации, в том
числе в интересах других органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность".
Таким образом, законами
Российской Федерации, актом Президента
Российской Федерации прямо
устанавливается, что финансирование
мероприятий по обеспечению безопасности,
включая расходы на приобретение, установку
и функционирование технических средств,
обеспечивающих СОРМ, должно покрываться за
счет бюджетных средств или внебюджетных
целевых фондов.
Однако в феврале 1997 г.
вразрез с указанными выше нормативными
актами Министерством связи Российской
Федерации и Федеральной службой
безопасности было заключено Соглашение по
вопросу внедрения технических средств
системы оперативно-розыскных мероприятий
на сетях электросвязи России (приложение к
Приказу Минсвязи РФ от 18 февраля 1997 г. N 25),
утвержденное директором ФСБ РФ 20 февраля 1997
г. В соответствии со ст. 5 указанного
Соглашения практически все затраты на
поставку и установку аппаратно-программных
средств СОРМ для всех сетей электросвязи
Российской Федерации возлагались на
предприятия - операторы связи.
Указанный Приказ регистрации в Минюсте не
прошел и одновременно с другими приказами,
в том числе устанавливающими зависимость
получения лицензии (Приказы Минсвязи
России NN 9, 47, 112, 252-У и 226 отменены как не
прошедшие государственную регистрацию), по
имеющейся у нас информации, был отменен
Приказом Минсвязи N 160.
Таким образом,
единственным действующим документом
Минсвязи, регулирующим финансирование
технических средств, обеспечивающих СОРМ,
является Приказ Министерства связи и
информатизации РФ от 25 июля 2000 г. N 130.
В
соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного
Приказа на предприятия - операторы связи
возлагаются обязанности по приобретению и
установке технических средств СОРМ на
коммутационном оборудовании, а пункт 2.8
устанавливает, что реализация технических
требований СОРМ на коммутационном
оборудовании и оснащение станционного
оборудования СОРМ необходимой
каналообразующей аппаратурой
осуществляются оператором связи.
При
этом в соответствии с п. 2.7 этого же Приказа
"оперативно-розыскные мероприятия,
связанные с прослушиванием телефонных
разговоров и снятием информации с каналов
связи, проводятся оперативно-техническими
силами и средствами ФСБ России или МВД
России в порядке, определяемом статьей 6
Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" и
Указом Президента Российской Федерации от
01.09.95 N 891 "Об упорядочении организации и
проведения оперативно-розыскных
мероприятий с использованием технических
средств".
Поскольку один и тот же
документ содержит в определенной степени
противоречащие друг другу нормы, то
обжалование его отдельных положений может
иметь ряд особенностей. Несмотря на это, мы
считаем такое обжалование целесообразным,
поскольку действие указанного документа в
нынешнем виде создает возможность органам
безопасности и Минсвязи действовать по
наиболее выгодной для себя схеме.
Предлагается обжалование п. 2.1 и п. 2.8
Приказа Минсвязи N 130 в Верховном Суде
Российской Федерации, который в
соответствии со ст. 27 Гражданского
процессуального кодекса рассматривает по
первой инстанции дела об оспаривании
нормативных актов федеральных министерств
и ведомств, касающихся прав и свобод
граждан.
Иск может подаваться
операторами связи совместно с акционерами
(участниками) предприятий - операторов
связи.
Исковые требования должны быть
сформулированы таким образом, чтобы у суда
не было возможности ответить неопределенно
на вопрос: обязывает ли обжалуемый документ
предприятия - операторы связи
финансировать приобретение и установку
оборудования?
Вне зависимости от того,
будет ли принято решение в нашу пользу или
нет, успешным можно считать результат,
когда мотивировочная часть решения
содержит указание на то, что оспариваемый
Приказ не обязывает операторов связи
совершать соответствующие затраты.
В
случае отрицательного результата, т.е. если
судом выносится решение, что указанный
Приказ на законных основаниях обязывает
операторов связи финансировать
приобретение и установку оборудования,
остается возможность кассационного
обжалования и подачи аналогичных исков
другими истцами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
ЗАКОН РФ от 05.03.1992 N 2446-1
"О
БЕЗОПАСНОСТИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.1995
N 40-ФЗ
"ОБ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
22.02.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N
144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ
05.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 14.11.2002 N
138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
УКАЗ
Президента РФ от 01.09.1995 N 891
"ОБ
УПОРЯДОЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 24.06.1992 N
226
"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ СВЯЗИ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
МИНИСТЕРСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 13.09.1995 N
112
"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 31.01.1996 N
9
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ"
(вместе с "ТЕХНИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К
СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ
ПОДВИЖНОЙ
РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ (СОРМ СПРС)")
ПРИКАЗ
Минсвязи РФ от 18.02.1997 N 25
"О ПОРЯДКЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ И
ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ
ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ
ЭЛЕКТРОСВЯЗИ РОССИИ"
(вместе с
"СОГЛАШЕНИЕМ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО
-
РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ
ЭЛЕКТРОСВЯЗИ РОССИИ",
утв. Минсвязи РФ
22.01.1997, 31.12.1996, ФСБ РФ 20.01.1997,
08.01.1997)
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 25.07.2000 N 130
"О ПОРЯДКЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ ТЕЛЕФОННОЙ,
ПОДВИЖНОЙ
И БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ И
ПЕРСОНАЛЬНОГО РАДИОВЫЗОВА ОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 25.09.2000 N
160
"О ПРИВЕДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С
ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ"