Вопросы правового регулирования участия представителей в арбитражном процессе

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
С.Э. ШКЛЯР
Шкляр С.Э., начальник юридического отдела League of information and legal assistance to society "Magen".
Вступивший 1 сентября 2002 г. в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ), со слов председателя Комитета Государственной Думы РФ по законодательству Павла Крашенинникова, позволит сделать российскую экономику более цивилизованной и заметно улучшит правовую защищенность предпринимателей.
В разъяснение к принятому АПК РФ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес Постановление N 11 от 9 декабря 2002 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление).
Действительно, АПК РФ 1995 г. устарел в своей практике применения, и принятие нового кодекса стало необходимостью для демократического, цивилизованного подхода в разрешении споров в арбитражных судах.
Тем не менее принятый новый АПК РФ и вынесенное Постановление наряду с прогрессивными демократическими нормами права демонстрируют такие позиции отдельных положений закона, которые вызывают сомнения в вопросе об их соответствии Конституции РФ.
И в первую очередь это касается условий защиты интересов сторон в судебном процессе.
Первая проблема связана с вопросом о лицах, которые имеют право представлять организации в арбитражном суде. Дело в том, что в соответствии с п. 5 ст. 59 АПК РФ "представителями организаций могут выступать в арбитражном суде руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты".
Данная норма права сформулирована, на мой взгляд, не только некорректно, так как разделительный союз "либо" говорит о недопустимости одновременного участия в деле руководителей, штатных сотрудников и адвокатов, но и, по сути, противоречит отдельным нормам Конституции РФ.
Например, в ч. 2 ст. 30 Конституции РФ указано, что "никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем", а исходя из смысла п. 5 ст. 59 АПК РФ представитель должен либо получить статус адвоката, либо обязательно быть штатным сотрудником организации, которая является участником дела.
Поэтому представитель ставится в жесткие рамки, которые ограничивают не только его самого, но и интересы самой организации, т.к. последняя имеет ограниченный выбор своих представителей.
Также ч. 1 ст. 48 Конституции РФ регламентирует, что "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи...". Если оценивать квалификацию представителя по отраслевому признаку, то, как правило, в арбитражных судах выступают дипломированные Министерством образования РФ юристы, в дипломах которых им присвоена квалификация "юрист". Поэтому дополнительная квалификация признанных государством юристов является необязательной. Принцип же квалификационного экзамена адвокатов сводится к отбору претендентов-юристов на должность адвоката, но этот экзамен никоим образом не лишает юриста его признанной квалификации. Поэтому, на мой взгляд, представитель, имеющий высшее юридическое образование, отвечает всем необходимым требованиям профессиональной квалификации для того, чтобы выступать в судебных инстанциях.
Тем не менее стоит отметить и то, что в отличие от ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в п. 5 ст. 59 АПК РФ нет категоричного "только адвокаты".
Таким образом, законодатель выделил три типа представителей: первый тип - это руководители организаций, второй тип - это лица, состоящие в штате организаций, и третий тип - это адвокаты.
Остановлюсь на первом типе представителей - руководителях организации.
Ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет понятие руководителя организации. Согласно указанной статье "руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации...".
В положении ч. 1 ст. 61 АПК РФ обозначено, что руководитель организации действует "от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами...".
Тем не менее п. 11 Постановления показывает иную формулировку относительно полномочий руководителя: руководитель организации действует "в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами...".
Таким образом, редакция п. 11 Постановления жестко исключает альтернативное основание для действий руководителя, т.к. по-новому правилу руководителю не разрешено "выбирать" между учредительными документами и федеральными законами либо между учредительными документами и иными нормативно-правовыми актами.
Данное обстоятельство исключает применение п. 11 Постановления в части, противоречащей ч. 1 ст. 61 АПК РФ, и судам следует исходить из общего правила, когда подзаконный акт, в данном случае - Постановление, должен соответствовать законам.
Обращает на себя также внимание вопрос о документах, подтверждающих полномочия руководителя.
Согласно ч. 1 ст. 61 АПК РФ и п. 11 Постановления полномочия руководителя организации подтверждаются представляемыми им суду документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Таким образом, закон не допускает альтернативного документального удостоверения полномочий руководителя, а предписывает представлять в суд совокупный пакет документов, подтверждающий законность полномочий руководителя, в т.ч. учредительные документы, а также документы, удостоверяющие служебное полномочие руководителя организации.
Кроме того, перечень таких документов не является исчерпывающим, и суд обязан в порядке ст. 63 АПК РФ проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Также суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду.
Следовательно, суд может потребовать любые иные документы, подтверждающие полномочия руководителя, и в конечном итоге не допустить руководителя организации к участию в процессе, что может привести к абсолютному правовому абсурду.
Указанные обстоятельства распространяются и на других представителей, выступающих в суде.
Необходимо также отметить, что АПК РФ ссылается на служебное положение руководителя.
Российским законодательством не предусмотрено определение понятия "служебное положение", а только определяется косвенный родовой признак этого понятия.
Например, из разъяснений по некоторым вопросам применения положений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", запрещающих использование преимуществ должностного или служебного положения, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (утверждены Постановлением ЦИК РФ от 21 октября 1999 года N 27/360-3) видно, что следует понимать согласно п. 2 ст. 41 данного Закона "под использованием преимуществ должностного или служебного положения".
Федеральный закон от 24.06.1999 N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кроме того, в п. 11 Постановления указано, что "в арбитражном суде могут выступать по должности руководители организации...".
Если брать во внимание философско-энциклопедическое толкование понятия "служебное положение", то служебное положение можно определить как место и роль человека, связанные с выполняемыми им служебными обязанностями и определяемые его организационным статусом.
Таким образом, служебное и должностное положение можно считать тождественными понятиями.
Остановимся подробнее на определении понятия "должностное лицо" организации.
Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Ст. 1 ФЗ РФ от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" дает определение государственной должности - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 113 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) органом унитарного предприятия является его руководитель.
Следовательно, руководителем, в государственно-административном понимании, признается должностное лицо, осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Если сравнивать определения руководителя организации согласно ст. 2 ФЗ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и руководителя в государственно-административном понимании согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, то можно составить следующую таблицу:
---------------T-------------------------T-----------------------¬
¦Основные срав-¦Примечание 1 ст. 285 УК ¦ст. 2 ФЗ от 21.11.1996 ¦
¦нительные ха- ¦РФ и ст. 1 ФЗ РФ от ¦N 129-ФЗ "О бухгалтер- ¦
¦рактеристики ¦31.07.1995 N 119-ФЗ ¦ском учете" ¦
+--------------+-------------------------+-----------------------+
¦Форма органи- ¦Государственные органы, ¦Все виды юридических ¦
¦зации, где ра-¦органы местного самоуп- ¦лиц ¦
¦ботает руково-¦равления, государственные¦ ¦
¦дитель ¦и муниципальные учрежде- ¦ ¦
¦ ¦ния, все виды войск и во-¦ ¦
¦ ¦инских формирований РФ ¦ ¦
+--------------+-------------------------+-----------------------+
¦Вид деятель- ¦1) функции представителя ¦1) руководитель испол- ¦
¦ности руково- ¦власти ¦нительного органа орга-¦
¦дителя ¦2) выполняет организаци- ¦низации ¦
¦ ¦онно-распорядительные ¦2) лицо, ответственное ¦
¦ ¦функции ¦за ведение дел органи- ¦
¦ ¦3) административно-хозяй-¦зации ¦
¦ ¦ственные функции ¦ ¦
¦ ¦4) исполнение и обеспече-¦ ¦
¦ ¦ние полномочий государ- ¦ ¦
¦ ¦ственного органа ¦ ¦
¦ ¦5) исполнение и обеспече-¦ ¦
¦ ¦ние денежного содержания ¦ ¦
¦ ¦государственного органа ¦ ¦
+--------------+-------------------------+--------T--------------+
¦Принадлежность¦ Обязательно ¦Не обязательно¦
¦к штату орга- ¦ ¦ ¦
¦низации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+----------------------------------+---------------
Остановимся подробнее на руководителях негосударственного сектора, на примере руководителя общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами.
Согласно ФЗ РФ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон "Об ООО") управлением в обществе занимаются следующие органы общества:
- общее собрание участников общества;
- совет директоров (наблюдательный совет) общества;
- единоличный исполнительный орган общества;
- управляющий (управляющая организация);
- коллегиальный исполнительный орган общества;
- ревизионная комиссия.
Необходимо отметить, что представители любых органов управления общества по сути своей являются руководящим составом организации, т.к. тот или иной орган связан с ведением дел организации.
Должностное положение лиц общества, в данном случае руководителей, определяется:
а) на основании возникновения трудовых отношений, если руководителем является единоличный орган управления;
б) на основании гражданско-правового договора;
в) на основании передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества Управляющему (Управляющей организации).
При этом трудовые отношения в порядке ст. 16 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) возникают на основании трудового договора, а также в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Таким образом, должностное положение руководителя можно рассматривать как имеющиеся трудовые отношения между ним и единоличным (коллегиальным) органом, который его избирает, назначает на должность и т.п.
Закон "Об ООО" не исключает возможности возникновения гражданско-правовых отношений, например, с единоличным исполнительным органом общества.
Ч. 1 ст. 40 Закона "Об ООО" регламентирует условия заключения договора между обществом и единоличным исполнительным органом общества.
Этот договор должен быть подписан председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избран единоличный исполнительный орган общества, или участником общества, уполномоченным

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в рамках несудебной гражданской юрисдикции  »
Комментарии к законам »
Читайте также