Административная ответственность за нарушение условий лицензирования

ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Г.В. МЕЛЬНИЧУК
Мельничук Григорий Владимирович
Адвокат Санкт-Петербургской Объединенной коллегии адвокатов, аспирант РУДН, преподаватель этого университета. Специалист по предпринимательскому и административному праву.
Родился 1 апреля 1977 г. Окончил РУДН в 2000 г. С 1995 по 2002 гг. - юрист банка, начальник юридического отдела финансовой компании, адвокат.
Автор ряда публикаций в журналах "Законодательство", "Юрист", газете "Юрист".
До принятия КоАП РФ не было общей нормы об административной ответственности за деятельность без лицензии. В разное время в КоАП РСФСР и ряде законов были введены нормы об отдельных составах административных правонарушений. В частности, в КоАП РСФСР это положения ст. 139.6 (осуществление деятельности в области связи без лицензии), 157.3 (осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии), 170 (нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
Кроме того, нормы о санкциях содержались в ст. 2 и 6 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 3 ст. 24 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ", ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", ч. 3 ст. 36 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", ст. 13 Федерального закона N 395-1 от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности".
Анализ санкций, предусмотренных указанными нормами, позволяет предположить, что при их принятии у законодателя отсутствовал системный подход.
Деятельность по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемая без соответствующей лицензии, влекла наложение штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией предмета правонарушения (ст. 2 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (утратил силу)); осуществление деятельности в области связи без лицензии влекло наложение штрафа в размере от 35 до 70 МРОТ (ст. 139.6 КоАП РСФСР); проведение биржевых торгов без лицензии или в случае аннулирования или приостановки ее действия - в размере 100 тыс. рублей (Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").
Размер санкции за деятельность без лицензии в сфере банковских услуг связан с размером суммы, полученной в результате осуществления данных операций, и в общей сложности составляет трехкратный ее эквивалент (ст. 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Совершенно непоследовательными были ограничения по субъекту административного правонарушения: согласно ст. 157.3 и 170 КоАП РСФСР в качестве субъекта административной ответственности могли выступать только граждане или должностные лица.
Однако количество административных составов, предусматривающих применение санкции за деятельность с нарушением лицензионных условий, было еще меньше. Так, существовали следующие административные составы:
в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (штраф в размере от 300 до 500 МРОТ с конфискацией предмета правонарушения или без таковой);
в области связи (санкция идентична действиям без лицензии).
Таким образом, наряду с отсутствием общей административной ответственности за действие без лицензии до принятия КоАП РФ размер санкций, субъекты ответственности и другие элементы состава правонарушения явно не отражали какой-либо государственной политики.
Полномочиями по наложению административных наказаний за нарушение законодательства о лицензировании были наделены органы исполнительной власти. Однако с учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 11 марта 1998 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ст. 266 ТК и ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова" и от 20 мая 1997 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 388 ТК РФ в связи с жалобой ЗАО "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И. Тенева, а также жалобой фирмы "Y&G; Reliable services, inc.", в случаях, если органом, правомочным рассматривать дела о наложении административных штрафов за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий, ставится вопрос о конфискации, органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, является суд. Кроме того, исходя из положений п. 9 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений абз. 6 ст. 6 и абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан административные штрафы, не предусмотренные КоАП РСФСР, взыскивались с граждан, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в судебном порядке.
Отношения в сфере применения санкций за нарушение Закона о контрольно-кассовых машинах и лицензионный контроль - юридически сходные. В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" было разъяснено, что поскольку Закон не регламентирует порядка осуществления производства по делам о нарушениях правил применения контрольно-кассовых машин, то арбитражным судам при рассмотрении споров, связанных с применением штрафных санкций, следовало руководствоваться содержащимися в КоАП РСФСР нормами о сроках наложения взыскания (ст. 38) и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий (ст. 282) <*>. При этом необходимо исходить из того, что в срок, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, налоговым органом должно быть вынесено решение о наложении взыскания, а в срок, определенный ст. 282 КоАП РСФСР, должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе и судебном) требование о взыскании соответствующих санкций <**>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 1999. N 9. С. 13.
<**> Панова И. Реформа административного производства назрела // Российская юстиция. 2000. N 1. С. 47.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ вводит большое количество новаций в области лицензирования.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлен двухмесячный срок для вынесения постановления об административном правонарушении. Исключение - годичный срок вынесения постановления об административном правонарушении - в области лицензирования применяется в отношении административных составов, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 8.40 КоАП РФ.
Новый Кодекс содержит четыре общих состава административных правонарушений в области лицензирования:
осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ);
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ);
осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ);
осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ), и ряд специальных административных составов.
К специальным составам (за исключением составов административных правонарушений в области деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, валютных операций, внешнеторговой и таможенной деятельности, регистрации оружия) относятся следующие:
1) занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности (ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ);
2) осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ч. 1 ст. 8.40 КоАП РФ);
3) осуществление работ в области активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ч. 2 ст. 8.40 КоАП РФ);
4) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ);
5) проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ст. 13.3 КоАП РФ);
6) нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) (ч. 1 ст. 13.12 КоАП РФ);
7) нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну (ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ);
8) занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна) (ч. 1 ст. 13.13 КоАП РФ);
9) занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии (ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ);
10) промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ);
11) осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 18.13 КоАП РФ);
12) продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии (ст. 20.15 КоАП РФ);
13) осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) (ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ);
14) создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) (ч. 2 ст. 20.16 КоАП РФ);
15) осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) (ч. 3 ст. 20.16 КоАП РФ);
16) нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) (ч. 1 ст. 20.23 КоАП РФ).
Предусмотрена еще одна ситуация, наличие лицензии при которой выступает в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, - незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности (ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ).
В качестве наказаний применяется наложение административного штрафа в размере от 3 до 1000 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Анализ норм о правонарушениях в области лицензирования приводит к следующим выводам.
Общие нормы ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ выдержаны достаточно последовательно и рассчитаны на применение к широкому кругу правонарушений с разными составами. В этой связи появление специальных норм может преследовать цель изменения размера санкции в связи с особенностями некоторых составов.
Краткий обзор специальных норм, их диспозиций и санкций говорит о крайней непоследовательности разработчиков закона.
1. Административные составы, определяющие ответственность за действия, имеющие большую общественную опасность, предусматривают необоснованно низкий размер санкции (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 и 2 ст. 8.40, ст. 13.3, ч. 1 ст. 13.12, ч. 1 ст. 13.13, ч. 3 ст. 20.16 КоАП РФ).
Так, нормой ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности. В то же время общая норма ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии) за аналогичные действия предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
2. Санкции за другие правонарушения чрезмерно завышены и не соразмерны характеру правонарушения (ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ).
Согласно ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет обязательное применение дополнительной санкции - конфискации изготовленной

Правовой режим нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости  »
Комментарии к законам »
Читайте также