Если артист не автор
И. ТУЛУБЬЕВА
Ирина Тулубьева, начальник
отдела авторского права ЗАО
"Интеллект-Консалтинг".
Бывший продюсер
нашей музыкальной группы является автором
многих исполняемых нами песен. Все песни
зарегистрированы им в Российском авторском
обществе. Полгода назад мы прекратили
сотрудничество с ним, и сейчас он рассылает
по концертным площадкам и клубам запреты,
ссылаясь на то, что наша группа якобы
незаконно публично исполняет его песни. Он
уже сорвал нам несколько концертов.
Правомерны ли его
требования?
Музыкальные произведения с
текстом или без текста признаются
объектами авторского права (ст. 7 Закона РФ
от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и
смежных правах" в ред. от 20 июля 2004 г.; далее
по тексту - ЗоАП).
Публичное исполнение
является одним из способов использования
музыкальных произведений, предусмотренных
п. 2 ст. 16 ЗоАП, и одновременно
исключительным правомочием (имущественным
правом), возникающим у автора с момента
создания произведения, за изъятиями,
предусмотренными ст. 14 ЗоАП (в отношении
служебных произведений, исключительные
права на использование которых принадлежат
работодателю).
Под публичным
исполнением в абз. 20 ст. 4 ЗоАП понимается
исполнение произведений, фонограмм,
исполнений, постановок, передач
организаций эфирного или кабельного
вещания непосредственно либо с помощью
технических средств в месте, открытом для
свободного посещения, или в месте, где
присутствует значительное число лиц, не
принадлежащих к обычному кругу семьи.
При использовании произведений путем
публичного исполнения пользователями
являются не артисты, исполняющие эти
произведения, а театрально-зрелищные
предприятия и организации, а также иные
юридические и физические лица, в том числе
продюсерские центры, дискотеки, клубы,
стадионы, ассоциации и фонды, организующие
публичное исполнение произведений
(продюсеры) или предоставляющие место для
публичного исполнения произведений
(площадки). Порядок начисления и взимания
авторского вознаграждения регламентирован
Постановлением Правительства РФ от 21 марта
1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского
вознаграждения за некоторые виды
использования произведений литературы и
искусства".
В соответствии с п. 1 ст. 44
ЗоАП в случаях, когда практическое
осуществление имущественных прав авторов в
индивидуальном порядке затруднительно, в
том числе при публичном исполнении
произведений, управление имущественными
правами авторов осуществляется на
коллективной основе. В целях обеспечения
указанных прав в Российской Федерации была
создана Общественная организация
"Российское авторское общество" (РАО),
управляющая имущественными правами
авторов и их правопреемников на
коллективной основе в сфере публичного
исполнения произведений, передачи их в эфир
и др. РАО представляет интересы более 17000
российских авторов и их правопреемников, а
также осуществляет коллективное
управление произведениями более 1000000
иностранных правообладателей. К репертуару
РАО относятся обнародованные произведения
российских и иностранных авторов. Авторы
регистрируют свои обнародованные
произведения в РАО. Регистрация
осуществляется для целей сбора
вознаграждения, в том числе за публичное
исполнение.
Основанием для
использования обнародованных произведений
путем публичного исполнения на территории
РФ является лицензия, выданная Российским
авторским обществом театрально-зрелищному
предприятию, организации, продюсерскому
центру или иному пользователю.
Публичное исполнение артистами ранее
публично исполнявшихся (обнародованных)
произведений может осуществляться
свободно, в любом месте, и для такого
исполнения артисты не должны обращаться за
разрешениями ни к авторам, ни к иным лицам.
Передача в эфир и/или сообщение для
всеобщего сведения по кабелю такого
исполнения также не требуют согласований с
авторами или иными лицами, поскольку в
последнем случае пользователями
произведений являются организации
эфирного или кабельного вещания, которые
используют обнародованные произведения
российских и иностранных авторов также на
основании лицензии РАО.
Запретить
публичное исполнение, передачу в эфир или
сообщение для всеобщего сведения по кабелю
автор или иной правообладатель не вправе,
поскольку его репертуаром управляет РАО и
оно не вправе отказать пользователю в
выдаче лицензии на весь репертуар, как не
вправе устанавливать для того или иного
пользователя какие-либо ограничения и
изъятия в отношении тех или иных
произведений или в отношении отдельных
авторов или исполнителей (п. 3 ст. 45 ЗоАП). В
этом и состоит смысл коллективного
управления и его отличие от отношений между
правообладателем и пользователем,
основанных на индивидуальных авторских
договорах.
Однако ЗоАП наделяет автора
и его правопреемника возможностью
отказаться от коллективного управления его
правами авторским обществом и осуществлять
реализацию своих прав лично, т.е. на
индивидуальной основе - на основании прямых
авторских договоров с пользователями:
концертными залами, другими площадками,
радиостанциями, телекомпаниями и т.д.
Для того чтобы автор или иной
правообладатель мог разрешать или
запрещать использование своих
произведений тем или иным пользователям,
индивидуально согласовывать с ними условия
использования своих произведений, в том
числе указывать, в чьем именно исполнении
он разрешает или запрещает использование,
этот автор или иной правообладатель должен
исключить свои произведения из репертуара
РАО, т.е. изъять весь свой репертуар (п. 2 ст. 47
ЗоАП). Это изъятие осуществляется на
основании расторжения договора
правообладателя с РАО (в самом договоре
установлены конкретные условия такого
расторжения, в том числе по срокам). До
выхода правообладателя из РАО он не вправе
обращаться с претензиями к пользователям, в
том числе театрально-зрелищным
предприятиям, по фактам использования ими
произведений на основании лицензии РАО. Все
возможные претензии правообладателя
обязано урегулировать РАО (абз. 3 п. 3 ст. 45
ЗоАП).
Бизнес-адвокат, 2005, N 18