Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства
В.А. Тюрин, кандидат юридических наук,
докторант ВНИИ МВД России.
Государства, в
соответствии с действующими
международно-правовыми актами, в своей
законодательной и правоприменительной
практике должны гарантировать соблюдение
прав и свобод граждан. Такой подход следует
распространять на все категории лиц,
которые находятся в пределах юрисдикции
государства. Свобода внешнеэкономической
деятельности для российских
предпринимателей и открытость
отечественной экономики для иностранных
инвестиций, снятие многих ограничений на
въезд в Российскую Федерацию и пребывание
на ее территории для иностранных граждан и
лиц без гражданства, развитие деловых
связей и туризма - все это привело к резкому
увеличению числа иностранных граждан и лиц
без гражданства, проживающих в нашей
стране. Таким образом, в связи с развитием
международных отношений проблема
правового регламентирования сроков
пребывания и депортации иностранных
граждан и лиц без гражданства приобретает
для России все большую актуальность.
Поскольку далеко не все люди посещают нашу
страну с миролюбивыми целями, к
"нарушителям спокойствия" применяется
такое административное наказание, как
административное выдворение за пределы
Российской Федерации (ст. 3.10 Кодекса РФ об
административных правонарушениях; далее -
КоАП РФ). По информации паспортно-визового
управления ГУВД г. Москвы, только из столицы
в 2002 году было депортировано 7886 иностранных
граждан и лиц без гражданства, из них 611
человек выдворено под конвоем. При этом
чаще всего высылке за пределы страны
подвергаются граждане Вьетнама: в 2002 году
из Москвы было выдворено 1600 человек, из них
285 - под конвоем. На втором месте - граждане
Китая (соответственно 311 и 76 человек). В
целом преступления, совершаемые
иностранными гражданами, составляют
небольшую долю от общего числа
преступлений: согласно официальным
статистическим данным - примерно 1%. Однако
опасность таких преступлений заключается в
том, что они имеют стойкую тенденцию к
росту; кроме того, преступления и
административные правонарушения,
совершаемые иностранными гражданами и
лицами без гражданства, приобретают все
более радикальные формы <*>. В связи с
этим возникает необходимость в правовых
механизмах, которые определяли бы
процедуру выдворения иностранных граждан и
лиц без гражданства, нарушающих
правопорядок в нашей стране.
--------------------------------
<*> См.: Харламова
Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по
российскому уголовному праву: Автореф. дис.
... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 3.
Полагаем,
такое административное наказание в
перспективе будет применяться достаточно
часто. Но перед тем как начать анализ
содержания этой меры, необходимо отметить,
что, согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ,
иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами страны, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором. В свете этого в
основу классификации прав и обязанностей
иностранных граждан и лиц без гражданства
может быть положена признанная в правовой
науке и практике классификация правовых
возможностей граждан России. Ее критериями
являются, во-первых, односторонность
материального содержания этих прав и
соответствующих обязанностей и, во-вторых,
в подавляющем большинстве случаев -
однотипность правовых норм, их
закрепляющих <*>. Сущность такой
классификации состоит в том, что права и
обязанности граждан, закрепленные, в
частности, нормами административного
права, подразделяются на общие, то есть
реализуемые ими во всех сферах
государственного управления, и
специальные, реализуемые в какой-либо одной
или нескольких отраслях или сферах
государственного управления. Не претендуя
на бесспорность указанной дифференциации
прав личности, отметим, что существуют и
иные классификации.
--------------------------------
<*> См.: Куракин А.В.
Иностранные граждане и лица без
гражданства как субъекты
административного права России //
Государство и право. 2001. N 6. С. 26.
Статья 19 Конституции РФ
закрепляет положения о всеобщем равенстве
перед законом и судом; о гарантии
государством равенства прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения и
других обстоятельств; о запрете любых форм
ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности. Из этого
следует, что права иностранных граждан в
нашей стране не могут быть ограничены по
перечисленным мотивам, а всякого рода
ограничения прав иностранных граждан и лиц
без гражданства, установленные их
национальным законодательством по
указанным причинам, не признаются и не
могут получить применение на территории
Российской Федерации.. Однако права
иностранных граждан в нашей стране могут
быть ограничены в целях защиты
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
российских граждан, а также для обеспечения
обороны и безопасности государства. Данный
тезис подтверждают принятые в России
соответствующие нормативные правовые акты,
например Постановления Правительства РФ от
11.10.2002 N 755 "Об утверждении перечня объектов и
организаций, в которые иностранные
граждане не имеют права быть принятыми на
работу" и от 11.10.2002 N 754 "Об утверждении
перечня территорий, организаций и объектов,
для въезда на которые иностранным
гражданам требуется специальное
разрешение", Федеральный закон от 31.07.95 N
119-ФЗ "Об основах государственной службы
Российской Федерации" (в ред. от 27.05.2003), в ст.
21 которого закреплено положение о том, что
право на поступление на государственную
службу имеют граждане Российской
Федерации.