Переход риска случайной гибели или повреждения товара по договору международной купли-продажи: теоретический аспект

ПО ДОГОВОРУ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Н.П. АНТИПОВ, Д.Ф. КАСТРЮЛИН
Антипов Н.П., профессор, заведующий кафедрой международного частного права Саратовской государственной академии права.
Кастрюлин Д.Ф.
Российская правовая наука, если не считать основательной разработки проблемы С.Н. Хиной (1949 г.), обладает лишь двумя солидными работами, касающимися перехода риска случайной гибели товара по договору международной купли-продажи (хотя и опубликованными в виде статей): С.А. Комарова, Н.И. Татищевой. Более внимательно подходят к данной проблеме иностранные правоведы, однако основная особенность работ зарубежных авторов по проблеме перехода риска - это строго выдержанный юридический характер: обилие юридического материала, различных конструкций, ссылок на законодательство и... полное почти отсутствие теоретического объяснения излагаемых вопросов. Цель, преследуемая нами в настоящей статье, - дать теоретический анализ положений, лежащих в основе правил по переходу риска в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее - Венская конвенция 1980 г. или Конвенция) и Инкотермс 2000 (Правила толкования международных торговых терминов, далее - Инкотермс или Инкотермс 2000).
Рядом зарубежных авторов была предпринята заслуживающая внимания попытка объяснить концепцию перехода риска в Венской конвенции 1980 г., базируясь на во многом спорной теории lex mercatoria.
Не вдаваясь в подробности теории lex mercatoria, которая, судя по всему, стала своего рода камнем преткновения для объяснения природы новой международной концепции перехода риска утраты, лишь констатируем факт, что дальше выдвижения предположений о корнях Конвенции в пресловутой теории дело не доходит. Ссылка на lex mercatoria, по нашему мнению, - самый удобный способ ничего не объяснять. Не объяснять, что, откуда и почему произошло.
Поскольку в Конвенции имеется целый свод правил для перехода риска, что объясняется невозможностью охватить различные типы договоров, включающих перевозку, одним общим правилом, постольку Конвенция предложила не один основной критерий для перехода риска, а скорее типологию, покрывающую различные ситуации.
Первым элементом типологии, предложенной Конвенцией, мы считаем классификацию договоров купли-продажи.
Кроме явно неудачных классификаций существует ряд в целом совпадающих по своему содержанию, однако имеющих порой существенные расхождения в отдельных, иногда принципиальных деталях.
Однако представляется, что ближе всего к истине классификация М.Г. Розенберга, который подразделил предписания Конвенции, исходя из нескольких ситуаций:
1) договор предусматривает перевозку товара, но продавец не обязан передать его в определенном месте;
2) договор предусматривает передачу товара продавцом в определенном месте;
3) предметом договора является товар, находящийся в пути;
4) договор не предусматривает перевозку товара и его предмет не находится в пути.
Справедливо предположить, что такого рода классификация, за исключением договоров купли-продажи в пути, была свойственна не только основной массе договоров купли-продажи, применяемых в Англии и США, но она также положена в основу Инкотермс 2000, который по праву считается документом, сформированным англосаксонскими правовыми традициями <*>.
--------------------------------
<*> См.: Oberman N.G. Transfer of risk from seller to buyer in international commercial contracts: A comparative analysis of risk allocation under the CISG, UCC and Incoterms. Universite Montreal: Laval thesis (LL.M Thesis), June 1997. N. 453.
1) Договоры купли-продажи, предусматривающие передачу товара без перемещения его продавцом. Продавец не обязан что-то делать относительно перевозки или отсылки товара.
2) Договоры купли-продажи с отправкой или отгрузкой товара, экспедиционные договоры (shipment contracts), согласно которым продавец должен отослать товар в определенное место.
3) Договоры купли-продажи с доставкой товара до места назначения (destination or arrival contracts). Согласно этим договорам продавец не только должен отправить товар покупателю или его клиенту, но он также отвечает и за прибытие товара в место назначения.
Центральной темой, касающейся перехода риска в международной купле-продаже, является договор купли-продажи, предусматривающий перевозку. Таким образом, главный критерий распределения риска должен быть адаптирован к ситуации с перевозкой.
Одной из основных трудностей толкования, возникающей из п. 1 ст. 67 Венской конвенции 1980 г., является неопределенность выражения "договор купли-продажи, предусматривающий перевозку товара". Эти слова не могут просто означать, что вследствие купли-продажи товар будет перемещаться из одного места в другое, поскольку, в сущности, это свойственно каждой международной купле-продаже. В противном случае не было бы сферы применения для статьи 69, поскольку данная норма имеет дело со случаями, не урегулированными статьями 67 и 68. В таком случае возникает вопрос о сфере действия статьи 67.
Во-первых, если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара, главное правило состоит в том, что обязательство продавца поставить товар состоит из сдачи товара первому перевозчику или сдачи товара перевозчику в определенном месте для передачи покупателю.
Во-вторых, если есть слово "перевозка", то возникает вопрос об исключении ситуаций, в которых задействован транспорт одной из сторон. Несмотря на это, вопрос о том, только ли независимый перевозчик может быть рассмотрен в качестве перевозчика по смыслу ст. 67, не был обсужден в Вене.
Договор купли-продажи крайне редко предусматривает перевозку, осуществляемую покупателем. Следовательно, похоже на то, что п. 1 статьи 67 неприменим во всех случаях, когда покупатель использует свои собственные транспортные средства. С другой стороны, вопрос о применении п. 1 статьи 67, когда продавец перевозит товар своими собственными транспортными средствами, может быть чрезвычайно важен.
Представляется, что если продавец транспортирует товар с помощью своего собственного персонала, даже несмотря на то, что не был обязан этого делать, то он сохраняет риск утраты <*>.
--------------------------------
<*> См.: Schlechtriem P. Uniform Sales Law: The UN-Convention on Contracts for the International Sale of Goods. Vienna, 1986. P. 88.
Таким образом, под договором международной купли-продажи товара, предусматривающим перевозку, понимается договор об отчуждении товара без обязательства доставки и/или непосредственной передачи его приобретателю в определенном месте, однако с обязательством его сдачи первому независимому перевозчику для последующей передачи приобретателю либо сдачи независимому перевозчику в определенном месте также для последующей передачи приобретателю.
Также нами предлагается следующая классификация договоров международной купли-продажи товаров.
I. Договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку товара (известные нам договоры "отгрузки"):
а) договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель не обязан передать товар в определенном месте, однако обязан его сдать первому независимому перевозчику для передачи приобретателю (первое предложение п. 1 ст. 67 Конвенции, FCA, CIP, CPT Инкотермс 2000);
б) договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель обязан сдать товар независимому перевозчику в определенном месте для последующей передачи приобретателю (второе предложение п. 1 ст. 67 Конвенции, CIF, CFR, FAS, FOB Инкотермс 2000).
II. Договоры купли-продажи товара, находящегося в пути (ст. 68 Конвенции; несмотря на то что в Инкотермс 2000 нет специального термина для такого рода договоров, зачастую используются термины CIF и CFR Инкотермс 2000).
III. Договоры купли-продажи товара, не относящиеся ни к договорам купли-продажи, предусматривающим перевозку, ни к договорам купли-продажи товаров, находящихся в пути (известные нам договора "доставки" и "выборки"):
а) договоры купли-продажи с перемещением товара, в которых отчуждатель обязан предоставить товар в распоряжение приобретателя в определенном месте, но не в месте, где находится его (отчуждателя) коммерческое предприятие (договора "доставки", п. 2 ст. 69 Конвенции, DES, DEQ, DAF, DDU, DDP Инкотермс 2000);
б) договоры купли-продажи без перемещения товара, в которых отчуждатель обязан предоставить товар в распоряжение приобретателя в месте, где находится его (отчуждателя) коммерческое предприятие (договора "выборки", п. 1 ст. 69 Конвенции, EXW Инкотермс 2000).
В отношении правил по переходу риска имеются два основных приема юридической техники. Один из них - попытаться увязать переход риска с передачей (поставкой) и установить, что риск переходит по передаче (поставке) (с определенными исключениями). Другой - установить раздельные правила по передаче (поставке) и по переходу риска. И Конвенция, и Инкотермс задействовали последний способ. Правила Конвенции по переходу риска (статьи 66 - 70) не содержат каких бы то ни было ссылок на передачу (поставку). Инкотермс содержит раздельные условия в форме того, что они устанавливают, с какого момента покупатель должен нести все риски. Однако даже если задействован последний прием, имеется явное соотношение между передачей (поставкой) и переходом риска, которое может быть выявлено в особенности при сопоставлении статей 31 и 67 Конвенции.
Переход риска и поставка населяются строго связанными друг с другом, но между ними существует тесная связь. Когда Венская конвенция 1980 г. применяется для устранения недостатков в соглашениях, существуют примеры, когда место поставки и место перехода риска совпадают, даже когда не существует формального отношения между ними. Это следует в особенности из отношения между статьями 31 и 67, 69.
Исходя из общего принципа Конвенции, все термины Инкотермс увязывают переход риска с передачей товара и не связывают его с иными обстоятельствами, например с переходом титула (права собственности) на товар или с моментом заключения договора.
В контрактах купли-продажи на базе CIF, CFR, СРТ, CIP, FAS, FOB физическая передача товара продавцом непосредственно покупателю обычно исключается. Передача товара идет не под наблюдением покупателя. Товар передается через посредство перевозчика. Такой способ передачи стал обычным договорным условием сдачи товара покупателю и нашел свое закрепление в национальных законодательствах и в международных конвенциях.
Согласно п. 1 ст. 67 Венской конвенции 1980 г. риск переходит, "когда товар сдан... перевозчику". Один из главных вопросов, возникающих из данного условия, относится к значению выражения "сдача", которое вытекает из самой Конвенции. На всем протяжении Конвенции выражение "сдача" используется для определения физического действия по передаче владения. Статья 67 отражает доминирующий подход национального права и коммерческой практики <*>. При применении этого положения имеется в виду сдача товара в физическом смысле, т.е. передача владения товаром от продавца к перевозчику. Где требуется, в Инкотермс 2000 применяется выражение "предоставлять в распоряжение покупателя" в определенном месте. Данное выражение имеет то же самое значение, что и выражение "сдача товара", используемое в Конвенции.
--------------------------------
<*> См.: Honnold J.O. Uniform Law for International Sales Under the 1980 United Nations Convention. Deventer, 1982. PP. 376, 372.
В наши дни главную цель торговых условий видят в установлении моментов, позволяющих говорить о сдаче товара покупателю в юридическом смысле. Не требуется, чтобы юридическое владение обязательно совпадало с физическим владением. Если это так, то сданный товар - это товар, юридически перешедший покупателю. По контракту продавец обязан передать товар, а покупатель - принять товар через морского перевозчика. Следовательно, суть сдачи в том, что в ней интегрируются правовые результаты поведения должника в роли продавца и отправителя товара. Юридический факт приема товара перевозчиком становится компонентом сдачи. Привлекает к себе внимание общая правовая характеристика фактов - "сдачи", "принятия", "предоставления товара в распоряжение". Базой им служит гражданско-правовая категория "передача".
Под передачей, прежде всего, понимается фактическая передача товара во владение покупателя. Не всегда, однако, такая фактическая передача необходима для выполнения обязательства продавца передать товар. Поэтому передача в более широком смысле - это совершение таких действий, которые делают для покупателя возможным осуществление полного контроля над товаром. Например, сдача товара перевозчику рассматривается prima facie как передача товара покупателю.
Выражение "передача вещи" в купле-продаже употребляется в смысле передачи владения в отношениях продавца и покупателя. Такая передача выполняется одним из следующих способов:
1) физическим вручением покупателю отчужденной вещи в натуре;
2) презюмируемой передачей:
a) когда товар передан первому перевозчику;
b) когда товар окажется в обусловленном договором месте;
c) когда товар будет предоставлен в распоряжение покупателя.
Первый способ в основном предназначен для внутренней торговли, второй - для внешней. Покупателю передается юридический контроль над товаром без физического владения самим товаром, который находится у третьего независимого лица - титульного владельца (перевозчика, владельца склада). Стало быть, передача продавцом товара обусловленному третьему лицу есть доказательство prima facie передачи товара покупателю.
В настоящей статье мы не будем касаться таких абстрактных видов передачи, как traditio symbolica (символическая передача, например, ключей от склада), traditio bravi manu (передача короткой рукой), а также так называемой юридической, или "конструктивной", передачи при помощи товарораспорядительного документа (складского свидетельства либо коносамента), поскольку данные виды передачи не используются ни Венской конвенцией 1980 г., ни Инкотермс 2000 для определения момента перехода риска утраты.
Остановимся на таком способе абстрактной передачи вещи, как traditio longa manu (передача длинной рукой). Для абстрактной передачи требуется, чтобы отчуждатель утратил владение вещью (соrроrе) и эксплицитно дозволил приобретателю завладеть ею. Вместо введения приобретателя во владение отчуждатель покидает вещь с целью уступить ее конкретному лицу.
Действительно, согласно Конвенции и Инкотермс 2000 продавец оставляет надлежащим образом идентифицированный товар в оговоренном месте и, если необходимо, извещает покупателя (п. 1 ст. 69 Конвенции, EXW Инкотермс 2000 и п. 2 ст. 69 Конвенции, DES, DEQ, DAF, DDU, DDP Инкотермс 2000). В данном случае передача из рук в руки (простая передача)

Особенности порядка заключения договоров с участием военных организаций  »
Комментарии к законам »
Читайте также