Так нельзя(г. лобанов)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 1
сентября 2003 года
Г. ЛОБАНОВ
Григорий
Лобанов, советник Председателя
Международного фонда "Помоги себе
сам".
Отдельные налоговые органы,
занимаясь толкованием законодательства,
интерпретируют его не совсем корректно.
В качестве примера приведу совсем свежее
письмо Управления министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Московской
области от 22.07.03 N 04-24/12005/Р138@ "О едином налоге
на вмененный доход для отдельных видов
деятельности", которое является
разъяснением для использования в
контрольной работе.
Чтобы дать наиболее
точный анализ упомянутого документа,
приведу его в полном объеме.
Управление
МНС России по Московской области
направляет разъяснения для использования в
контрольной работе по применению единого
налога на вмененный доход аптечными
учреждениями, во изменение письма
Управления МНС России по Московской
области от 27.05.2003 N 04-24/8792/Л281 и
руководствуясь разъяснениями МНС
России.
В соответствии с п. 2 статьи 346.26
главы 26.3 Налогового кодекса Российской
Федерации одним из видов
предпринимательской деятельности, в
отношении которых применяется единый налог
на вмененный доход, является розничная
торговля, осуществляемая через магазины и
павильоны с площадью торгового зала по
каждому объекту организации торговли не
более 150 квадратных метров, палатки, лотки и
другие объекты организации торговли, в том
числе не имеющие стационарной торговой
площади.
Для целей применения системы
налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для определенных видов
деятельности согласно статье 346.27 НК РФ
определено такое понятие розничной
торговли, как торговля товарами и оказание
услуг покупателям за наличный расчет.
Статьей 492 Гражданского кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что по договору
купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность по
продаже товаров в розницу, обязуется
передать покупателю товар, предназначенный
для личного, семейного, домашнего или иного
использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
Согласно Общероссийскому классификатору
видов экономической деятельности ОК 029-2001
(КДЕС Ред. 1), принятому и введенному в
действие с 1 января 2003 года Постановлением
Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст,
к розничной торговле (код 52) относится
розничная торговля фармацевтическими
товарами - код 52.31 (в том числе изготовление
аптеками лекарственных средств).
При
продаже физическим лицам аптеками
лекарственных средств по льготным ценам
или бесплатным рецептам часть стоимости
товара (лекарственного средства)
оплачивается физическим лицом через кассу
аптеки (наличные расчеты), а часть стоимости
лекарственных средств возмещается аптеке
из местного бюджета.
Поскольку в данной
торговой сделке покупателем (потребителем)
является физическое лицо и это физическое
лицо расплачивается за товар только через
кассу (а не безналичным порядком), то
независимо от того, приобретается
лекарство по полной цене или по льготным
ценам (бесплатным рецептам), такая сделка
согласно статье 492 ГК РФ будет являться
сделкой по продаже товаров в розницу,
поскольку разница в ценах по льготируемым
лекарствам из бюджета возмещается аптеке и
эти суммы в расчетах между физическим лицом
и аптекой не участвуют.
Таким образом,
изготовление лекарственных препаратов и их
реализацию, в том числе по льготным
рецептам (льготным ценам), за наличный
расчет следует рассматривать как виды
деятельности, подлежащие переводу на
систему налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности.
Доходы, полученные
аптечными учреждениями в централизованном
порядке от местных органов здравоохранения
(из местного бюджета) в виде возмещения
затрат, связанных с приобретением и
дальнейшей реализацией (передачей)
отдельным категориям граждан готовых
лекарственных препаратов по бесплатным и
льготным рецептам, а также от реализации
лекарственных препаратов лечебным
учреждениям с оплатой по безналичному
расчету, подлежат налогообложению в
общеустановленном порядке на основе данных
раздельного учета доходов и расходов по
каждому осуществляемому указанными
налогоплательщиками виду деятельности.
Данное разъяснение необходимо довести до
налогоплательщиков в кратчайшие сроки и
принять меры по проведению разъяснительной
работы.
Основание: письмо МНС России от
03.07.2003 N 22-1-14/1526-Щ080.
Итак, ключевым
выводом, сделанным в данном разъяснении
(абзац 7 данного письма), является то, что
независимо от того, приобретается
лекарство по полной цене или по льготным
ценам (бесплатным рецептам), такая сделка
согласно статье 492 ГК РФ будет являться
сделкой по продаже товаров в розницу,
поскольку разница в ценах по льготируемым
лекарствам из бюджета возмещается аптеке и
эти суммы в расчетах между физическим лицом
и аптекой не участвуют.
Однако,
применительно к приобретению гражданами
лекарств в аптеках по бесплатным рецептам,
вывод налогового органа не совсем
корректен.
Дело в том, что по договору
купли-продажи одна сторона (продавец)
обязуется передать вещь (товар) в
собственность другой стороне (покупателю),
а покупатель обязуется принять этот товар и
уплатить за него определенную денежную
сумму (цену) (пункт 1 статьи 454 Гражданского
кодекса Российской Федерации). Как видим,
при получении гражданином лекарства по
бесплатному рецепту сделка купли-продажи
не совершается, значит, ни о какой розничной
торговле не может быть и речи.
Мало того,
отношения, связанные с распределением
лекарств через аптечные организации по
медицинским рецептам (без оплаты), вообще не
относятся к категории гражданско-правовых
отношений, для этого достаточно поднять всю
нормативную базу - федеральную и
региональную, на основании которой
выделяются бесплатные лекарства ветеранам,
детям-инвалидам или иным категориям
граждан такого рода. То есть говорить о
наличии розничной торговли в таких случаях
не приходится в принципе. Всем понятно, что
государство компенсирует аптекам затраты,
которые они несут, в связи с выдачей
лекарств малозащищенным категориям
граждан.
Таким образом делаем вывод, что
деятельность аптечных организаций,
связанная с выдачей гражданам лекарств по
медицинским рецептам (бесплатным), не
подпадает под розничную торговлю, а
следовательно, в данном случае не может
вводиться режим уплаты единого налога на
вмененный доход.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N
14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"НАЛОГОВЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 19.07.2000)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ
от 06.11.2001 N 454-ст
"О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В
ДЕЙСТВИЕ ОКВЭД"
(вместе с
"ОБЩЕРОССИЙСКИМ КЛАССИФИКАТОРОМ ВИДОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОК 029-2001
(КДЕС Ред. 1))
ПИСЬМО МНС РФ от 03.07.2003 N
22-1-14/1526-Щ080
ПИСЬМО УМНС РФ по Московской
области от 27.05.2003
N 04-24/8792/Л281
ПИСЬМО
УМНС РФ по Московской области от 22.07.2003
N
04-24/12005/Р138@
"О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА
ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"