О справедливости налоговой ответственности(а.в. демин)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 сентября 2003 года
А.В. ДЕМИН
Демин Александр Васильевич, Юридический институт Красноярского госуниверситета.
Справедливость представляет собой и универсальный принцип, и цель правового регулирования. Право должно быть справедливым - это "категорический императив" для всей правовой сферы. Причем императив всеобщего и внеисторического характера, определяющий содержание правовых норм всех эпох и народов. Aequum et bonum est lex legum (пер. с лат.) - "справедливость и общее благо есть закон законов", учили еще в Древнем Риме. "Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость: все другое зло, которое приходится нам терпеть, ничто по сравнению с ней" <*>. Требование справедливости должно учитываться на всех стадиях правового регулирования, но особую важность и значение этот принцип приобретает в сфере государственного принуждения. Юридическая ответственность и наказание должны быть справедливыми - эта аксиома есть частное проявление общего требования справедливости в праве. "В абсолютной связи с преступлением находится справедливость возмездия. Здесь мы имеем дело с абсолютной необходимостью, которая их связывает, ибо одно есть противоположное другого" <**>.
--------------------------------
<*> Кант И. Соч. Т. 2. М., 1964. С. 201.
<**> Гегель Г.В. Политические произведения. М., 1978. С. 313.
Какой должна быть примененная к нарушителю санкция, чтобы она воспринималась как справедливая? Этот вопрос подробно рассмотрен в научной литературе. Отмечается, что наказание является справедливым только в том случае, когда характер применяемых мер принуждения и объем возлагаемой ответственности соответствуют общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано <*>. КС РФ неоднократно подчеркивал, что введение юридической ответственности за то или иное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
--------------------------------
<*> См.: Иванов А.А. Индивидуализация юридической ответственности. Правовые и психологические аспекты. М., 2003. С. 6.
Современным правоведением выработан ряд универсальных требований к наказанию как особой социально-правовой функции, позволяющих считать наказание справедливым. На наш взгляд, принцип справедливости налоговой ответственности включает требования (1) обоснованности; (2) соразмерности; (3) дифференциации; (4) индивидуализации; (5) неотвратимости; (6) гуманизма. Разумеется, каждое из перечисленных выше требований может рассматриваться и в качестве самостоятельного принципа. С другой стороны, все они взаимосвязаны, дополняют, взаимообусловливают друг друга.
Основные требования, предъявляемые к налоговым санкциям, выработаны КС РФ, неоднократно отмечавшим, что в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права <*>. Из сформированных КС РФ правовых позиций вытекает недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ). Устанавливая ответственность за нарушения налогового законодательства, законодатель, по мнению КС РФ, должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ <**>.
--------------------------------
<*> См., в частности, Постановления КС РФ от 17.12.96 N 20-П, от 08.10.97 N 13-П, от 11.03.98 N 8-П, от 12.05.98 N 14-П и др.
<**> См.: Постановление КС РФ от 15.07.99 N 11-П.
Идея соразмерности юридической ответственности вытекает из более общего конституционно-правового принципа, а именно принципа обоснованности и соразмерности при ограничении субъективных прав. В самом общем виде он сформулирован в части 3 статьи 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Очевидно, что государство, действующее в публичных целях, вправе ограничивать свободу каждого. Это право государства, реализующего и защищающего общее благо, не подвергается сомнению. При этом возникает резонный вопрос: до каких пределов возможны такие правоограничения <*>? Очевидно, они должны быть обоснованы с позиций общественно полезной значимости и соразмерны целям таких ограничений. Впервые пределы дискретных полномочий государства на правоограничения были выражены во французской Декларации прав человека и гражданина (1978 г.): свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в части второй статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем более демократичным и справедливым является государство. Требования обоснованности, соразмерности и индивидуализации налоговой ответственности есть частные проявления указанного выше общеправового принципа обоснованности и соразмерности правовых ограничений <**>.
--------------------------------
<*> По поводу этой проблемы замечательно выразился И.А. Покровский: "Не подлежит никакому сомнению, что государство может и даже обязано ограничивать, то есть вводить в известные рамки, индивидуальную свободу и в этом смысле приносить индивидуальные интересы в жертву общественным. Но, спрашивается, безгранична ли власть государства в этом отношении?" (См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 79).
<**> Подробнее о содержании принципа соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности при ограничении субъективных прав см.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002. С. 71 - 82.
Требование обоснованности налоговой ответственности реализуется в сфере налогового правотворчества и выражается в целесообразности придания тому или иному поведению статуса налоговых деликтов. Важнейшим признаком налогового правонарушения помимо противоправности, виновности, реальности и вредности выступает наказуемость деяния. Не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета в сфере налогообложения является правонарушением. Им признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности. Налоговым правонарушением согласно статье 106 НК РФ является не просто любое противоправное нарушение законодательства о налогах и сборах, но только такое, за которое НК РФ установлена ответственность.
Насколько необходимо признавать то или иное деяние налоговым правонарушением, определяет законодатель, исходя из господствующих в обществе представлений о справедливости, правовых традиций, приоритетов финансовой политики государства. "Абсолютно справедливого в наказании настолько, - отмечает А.Ф. Кистяковский, - насколько оно неизбежно необходимо" <*>. Помимо вопроса о целесообразности установления ответственности (процесса криминализации) законодателем решаются вопросы о видах и размерах налоговых санкций, обстоятельствах, исключающих привлечение лица к налоговой ответственности, сроках давности, процедурных и иных аспектах. При этом все элементы налогового процесса должны быть научно обоснованы, понятны и ясны участникам налоговых правоотношений, соответствовать их нравственным представлениям о справедливости либо несправедливости определенного поведения.
--------------------------------
<*> Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права. Киев, 1982. С. 150.
Как верно замечает А.А. Мамедов, неправильная криминализация деяний, не отвечающая требованиям справедливости, может привести к тому, что нарушители будут вызывать сочувствие у населения, к ним будут относиться как к незаслуженно наказанным. Это, в свою очередь, отрицательно скажется на отношении к государству, власти, приведет к определенному дисбалансу в общественном сознании. Аналогичные последствия может вызвать некриминализация деяний, которые следовало бы признать правонарушениями <*>.
--------------------------------
<*> Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. М., 2003. С. 55.
Своеобразным аспектом обоснованности налоговой ответственности является установление законодателем трехлетнего срока давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно пункту 4 статьи 109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
По мнению КС РФ, требование соразмерности налоговой ответственности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам <*>. Как видим, КС РФ рассматривает соразмерность и индивидуализацию ответственности в едином логическом ряду, что представляется вполне обоснованным: из первого вытекает второе, требование соразмерности предполагает индивидуальный подход к конкретному налоговому деликту, а индивидуализация обеспечивает соответствие размера налоговой санкции "тяжести" противоправного деяния и его вредным последствиям.
--------------------------------
<*> См.: Постановление КС РФ от 15.07.99 N 11-П.
До вступления в силу НК РФ налоговые санкции не предполагали возможности их индивидуализации, носили чрезмерно обременительный характер. По сути дела, применение налоговой ответственности носило фискальный характер, превратившись в важный источник бюджетных доходов, то есть в инструмент обогащения государства. В середине 90-х годов размеры штрафных санкций, установленных за нарушения налогового законодательства, превышали все разумные пределы. По свидетельству ряда авторов, на каждый четвертый рубль бюджетных поступлений доначислялся один рубль налоговых санкций <*>.
--------------------------------
<*> См.: Мудрых В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 2001. С. 161.
Особенно жесткими (если не сказать "жестокими") были налоговые санкции, закрепленные в подпункте "а", абзаце первом подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и продублированные в пункте 8 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", а именно:
- взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном правонарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы;
- взыскание штрафа за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10% доначисленных сумм налога.
Как указал КС РФ, эти санкции, как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придававшемуся им сложившейся правоприменительной практикой, не отвечали принципам соразмерности и индивидуализации наказания. Кроме того, подлежавшие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышали размеры налоговых обязательств. В ряде случаев это приводило к лишению предпринимателей не только дохода (прибыли), но и другого имущества, ставя под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения, что имело место и в делах заявителей. Тем самым существенным образом затрагивалось предусмотренное частью первой статьи 34 Конституции РФ их право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Между тем налоговые санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из части 3 статьи 55 Конституции РФ, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи <*>.
--------------------------------
<**> См.: Постановление КС РФ от 15.07.99 N 11-П.
На несоразмерный характер налоговых санкций, применявшихся до вступления в силу НК РФ, неоднократно обращалось внимание в литературе. В целом большинство авторов соглашались, что налоговые санкции подчас применялись не с целью пресечь правонарушения, а лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму в бюджет. "Сначала конфискуют, чтобы наказать, а затем наказывают, чтобы конфисковать" <*>. А ведь цель налоговых санкций, по верному замечанию А.А. Гогина, - обеспечить исполнение налогоплательщиком его обязанностей, а не пополнение бюджета <**>.
--------------------------------
<*> Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2001. С. 406.
<**> См.: Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. Дис. канд. юрид. наук. Самара, 2002. С. 79.
Характерно, что ВАС РФ, анализируя основные положения, применяемые Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие, особо подчеркнул, что при разрешении любого имущественного спора должен соблюдаться разумный баланс публичного и частного интереса и любые ограничения судебными решениями частных имущественных прав во имя поддержания публичного общественного порядка не должны носить фискального характера <*>.
--------------------------------
<*> См.: Информационное письмо ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341.
НК РФ существенно снизил общие размеры налоговых санкций, которые теперь должны применяться с учетом личности нарушителя, формы вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, размера причиненного вреда. Соразмерность наказания

Комментарии к законам »
Читайте также