Специализированные трудовые суды: зарубежный опыт и российское законодательство
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В.М. ОРОБЕЦ
Оробец
Вячеслав Михайлович - советник
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, кандидат юридических наук,
советник Российской Федерации 1-го
класса.
В свете проводимой судебной
реформы все более актуальна проблема
создания наряду с конституционными
(уставными), арбитражными судами и судами
общей юрисдикции специализированных судов.
Практически решен вопрос о создании
административных судов, активно
дискутируется возможность (и
необходимость) формирования трудовых
судов. В связи с этим представляется
небезынтересным ознакомление с зарубежным
опытом деятельности такого рода органов.
Сравнительно-правовое исследование
зарубежного опыта имеет как теоретическое,
так и практическое значение для создания и
развития специализированных трудовых
судебных органов в Российской Федерации.
Его изучение необходимо для
совершенствования действующего
российского законодательства, практики его
применения, разработки новых законов.
В
большинстве европейских стран
сформирована специализированная трудовая
юстиция в виде трудовых судов или
административных органов. Эти структуры
наделены функциями по разрешению некоторых
трудовых споров, что является
отличительной чертой правового
регулирования труда в странах развитой
рыночной экономики.
Специализированные
трудовые суды существуют в Германии,
Финляндии, Великобритании, Франции,
Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге,
Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных
кантонах), Швеции, Норвегии, Канаде (в
провинции Квебек), Новой Зеландии, Израиле.
В Соединенных Штатах Америки, Японии,
Канаде (на федеральном уровне и в
англоязычных провинциях) действуют
специализированные административные
органы, выполняющие судебные функции.
Учреждения специализированной трудовой
юстиции, функционирующие за рубежом уже
многие годы (к примеру, во Франции - около 200
лет), полностью оправдывают себя, доказали
на практике свою необходимость и
полезность в качестве одного из
необходимых институтов социально-правовой
инфраструктуры, достаточную эффективность
в разрешении трудовых конфликтов с
максимальным учетом интересов спорящих
сторон и всего общества и, тем самым, в
обеспечении социального мира.
Общепризнана важная роль учреждений
специализированной трудовой юстиции в
развитии трудового права, повышении его
авторитета, консолидации, достижении
внутренней согласованности, в ликвидации
пробелов в правоприменительной практике,
ее совершенствовании. Во многих странах
решения трудовых судов являются источником
трудового права.
Поскольку трудовая
юстиция в каждой стране имеет свою
специфику, предлагается рассмотреть
организацию и деятельность трудовых судов
и административных органов, выполняющих
функции таких судов в основных европейских
странах.
В современных западных
государствах можно выделить две основные
организационные модели судебной власти
<*>.
--------------------------------
<*> См.,
например: Безнасюк А.С., Рустамов Х.У.
Судебная власть: Учебник для вузов. М.:
ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2002. С. 125.
Первую
модель отличает единая система общих судов,
которые рассматривают основные виды
гражданских и уголовных дел, осуществляют
административный и конституционный
контроль. Несмотря на столь широкую
компетенцию, не исключается возможность
создания специализированных судов, которые
лишь дополняют систему общих судов.
Зачастую при построении судебной системы
имеет место внутренняя специализация,
которая проводится путем выделения внутри
каждого судебного органа судебных составов
(присутствия, коллегии, скамьи, камеры) или
отдельных судей, специализирующихся на
рассмотрении определенных категорий
дел.
Например, в США на данный момент
действует ряд специализированных судов:
трудовой, претензионный, суд по таможенным
делам, апелляционный суд по таможенным и
патентным делам, налоговый, военные суды и
др. Однако учреждения, наделенные правом
разрешать определенные споры, не являются
судебными органами в полном смысле слова;
зачастую они представляют собой
административные органы, занимающиеся
квазисудебной деятельностью. Так, орган -
предшественник Федерального
претензионного суда США - был учрежден в 1855
году и существовал первоначально как
учреждение, собиравшее материалы по
претензиям частных лиц и представляющее
Конгрессу свои рекомендации. Вскоре, в 1863
году, он уже получил полномочия выносить
решения по существу этих претензий. И,
наконец, через 99 лет Верховный суд США в
решении Glliden Co. v. Zdanok объявил его
полноправным судебным органом <*>.
--------------------------------
<*> См.: Никеров Г.И.
Административно-процессуальное право США //
Государство и право. 1997. N 12. С. 102 - 106;
Хаманева Н.Ю. Административная юстиция США
// Государство и право. 1993. N 3. С. 141 - 145.
Это
характерно и для других государств, в
которых действует единая система общих
судов. В некоторых из них, к примеру, в
Великобритании, деятельность
квазисудебных органов находится под
контролем обычных судов. Следовательно,
решения этих органов могут быть обжалованы
в судебном порядке.
Главной чертой
второй модели построения судебной системы
является то, что наряду с общими судами
(судами общей юрисдикции) действуют и
специализированные суды. Судебная система
государства состоит из нескольких
автономных подсистем, обладающих своей
компетенцией. Как правило, имеются
собственные высшие судебные органы для
каждой подсистемы. Наиболее характерным
примером указанной модели следует признать
судебную систему Германии.
Необходимо
подчеркнуть, что современная Федеративная
Республика Германия представляет собой
классическую модель полисистемной
судебной системы. В этой стране наиболее
последовательно был осуществлен внешний
тип специализации судов. В настоящее время
систему органов судебной власти Германии
составляют пять самостоятельных судебных
систем: общая; административная; трудовая;
финансовая; социальная. Все они
характеризуются внутренней
организационной структурой. Каждая ветвь
судебной власти имеет свой верховный суд:
Федеральная судебная палата возглавляет
систему общих судов, Федеральный
административный суд находится во главе
системы административных судов,
Федеральный финансовый суд возглавляет
систему финансовых судов, Федеральный
трудовой суд - систему трудовых судов,
Федеральный социальный суд - систему
социальных судов.
Система
специализированных судов по трудовым делам
состоит из трех инстанций:
- суды первой
инстанции рассматривают споры по
существу;
- земельные суды
рассматривают апелляции на решения судов
низшей инстанции;
- Федеральный
трудовой суд является верховной
кассационной судебной инстанцией, которая
может изменить или отменить решение любого
трудового суда.
Всего в ФРГ действует 94
трудовых суда первой инстанции; в каждой
федеральной земле существует один
земельный трудовой суд, а в некоторых - и по
два-три. Общее число земельных трудовых
судов - 19. Возглавляет эту систему, как уже
говорилось, Федеральный трудовой суд
ФРГ.
К компетенции трудовых судов
Германии относится рассмотрение
индивидуальных трудовых споров правового
характера, коллективных трудовых споров по
поводу применения тарифных соглашений, а
также споров, связанных с деятельностью
советов предприятий. Это прежде всего
индивидуальные трудовые споры, чаще всего
связанные с заключением, реализацией и
прекращением трудового договора,
возмещением вреда, нанесенного друг другу
сторонами трудового договора, а также
юридические коллективные трудовые споры,
например, касающиеся статуса профсоюзов
или представительства трудового
коллектива на предприятии, участия
работников и профсоюзов в управлении
производством.
Деятельность трудовых
судов в Германии регламентируется Законом
о трудовых судах 1953 г. (в редакции 1979 г.) с
поправками, последняя из которых была
внесена Законом от 5 октября 1994 г.
Суды
по трудовым спорам первой и второй
инстанции подчиняются министрам труда
соответствующих федеральных земель (кроме
земли Гессен).
Деятельность
Федерального трудового суда
контролируется Федеральным Министерством
труда и социального порядка Германии
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Киселев И.Я. Зарубежное право. М.: Норма, 1998.
С. 257.
В соответствии с законом трудовые
суды отвечают исключительно за
разрешение:
1) гражданских правовых
споров между сторонами тарифного
соглашения;
2) гражданских правовых
споров между сторонами, имеющими право на
заключение тарифных соглашений, которые
возникают в связи с недозволенными
действиями, когда речь идет о мерах,
предпринятых в целях забастовочной борьбы,
или о вопросах свободы объединений;
3)
гражданских правовых споров между
работодателями и наемными работниками:
- возникающих из трудовых отношений;
- о
существовании или несуществовании
трудовых отношений;
- возникающих из
переговоров о вступлении в трудовые
отношения и об их последствиях;
-
возникающих в связи с недозволенными
действиями, когда эти действия связаны с
трудовыми отношениями;
- о документах по
трудовому стажу;
4) по решениям о
признании права отдельных объединений
работников и работодателей по заключению
тарифных соглашений.
Территориальная
подсудность трудовых судов определяется
местом нахождения ответчика. В спорах о
применении трудового договора
компетентный суд - это суд, расположенный в
местности, где осуществляется трудовая
деятельность, а в спорах в связи с
совершением незаконных действий - в месте
совершения таких действий. Работник может,
как правило, обратиться с иском в суд по
трудовым делам, под юрисдикцию которого
подпадает данное предприятие.
Трудовые
суды первой инстанции и земельные суды,
финансируемые и формируемые землями,
состоят из председателя -
профессионального судьи и двух
непрофессиональных судей (заседателей):
одного - от предпринимателей, другого - от
работников.
Профессиональные судьи
трудовых судов и трудовых судов земель
назначаются пожизненно министрами труда
земель по согласованию с Министерством
юстиции. Назначению профессиональных судей
в суды первой инстанции предшествуют
консультации со специально сформированной
для этих целей комиссией, определяющей их
профессиональную пригодность. Судьи должны
обязательно иметь юридическое
образование.
Непрофессиональные судьи
(заседатели) в суды первых двух инстанций
назначаются министрами труда земель по
спискам, предложенным профсоюзами,
объединениями работодателей, сроком на
четыре года с правом повторных
назначений.
Федеральный суд по трудовым
делам, руководимый Федеральным
Министерством труда и социального порядка
при консультациях с Федеральным
Министерством юстиции, обычно
функционирует в составе председателя -
профессионального судьи, двух членов суда -
профессиональных судей и двух заседателей:
одного - от предпринимателей, другого - от
работников.
Профессиональные судьи
Федерального трудового суда назначаются
пожизненно (после обязательных
консультаций с министром юстиции ФРГ и
органом, представляющим профессиональных
судей Федерального трудового суда)
Президентом Германии по предложению
комиссии, состоящей из представителей
министерств труда земель и равного им числа
лиц, избираемых федеральным парламентом.
Возраст таких судей не может быть ниже 35
лет. Требования к их квалификации такие же,
как и судей обычных судов (сдача двух
квалификационных экзаменов и стажировка в
суде). Профсоюзы и объединения
работодателей не участвуют в подборе судей
Федерального трудового суда.
Заседатели в Федеральный трудовой суд
назначаются Министром труда и социального
порядка Германии по рекомендации
профсоюзов и объединений работодателей.
Заседатели трудовых судов продолжают
работать на своей основной работе и
периодически приглашаются на судебные
сессии. Большая часть заседателей - это
профсоюзные функционеры (в том числе
вышедшие на пенсию), а со стороны
предпринимателей - менеджеры предприятий,
их владельцы, функционеры объединений
работодателей.
Следует особо
подчеркнуть, что заседатели
(непрофессиональные судьи) объявляются, как
и профессиональные судьи, независимыми,
подчиняющимися только закону. Они не
подчинены организациям, которые их
выдвинули, не могут получать от них
инструкции, не могут быть отозваны или
переведены на другую работу. За судебную
деятельность они не получают заработную
плату, а лишь компенсацию за потерю
заработка по основной работе. Им
выплачивают командировочные и возмещают
иные понесенные расходы.
Профессиональные и непрофессиональные
судьи трудовых судов имеют равные права в
процессе судебного разбирательства.
Решения в суде принимаются большинством
голосов. Особое мнение судей не
фиксируется. Организационная структура
каждого суда определяется самим судом и
закрепляется в его организационной карте.
Каждый суд имеет правила внутреннего
распорядка.
Процесс в трудовых судах
Германии является разновидностью
гражданского процесса, поэтому на него
распространяются нормы Гражданского
процессуального кодекса Германии, а также
Закона о судоустройстве Германии 1961 г. (в
редакции 1979 г.), которые дополняют положения
Закона о трудовых судах 1953 г. <*>
--------------------------------
<*> См.: Zivilprozebordnung
(ZPO) (Auszug). In der Fassung vom 12. September 1950 (BGBl. S. 533), zuletzt
gebndert durch Gesetz vom 28. Oktober 1996 (BGBl. I S. 1546) Inhalt;
Rechtsvorschriften / Bundesrepublik Deutschland. Arbeitsgerichtsgesetz. In der
Fassung der Bekanntmachung vom 2.7. 1979 (BGBl. I S. 853). Zuletzt gebndert
durch Gesetz vom 8.8.2002 (BGBl. I S. 3140) m.W.v. 15.8.2002; Rechtsvorschriften
/ Bundesrepublik Deutschland. Arbeitsgerichtsgesetz. In der Fassung der
Bekanntmachung vom 2.7.1979 (BGBl. I S. 853). Zuletzt gebndert durch Gesetz vom
8.8.2002 (BGBl. I S. 3140) m.W.v. 15.8.2002.
Стороны в судах
первых двух инстанций могут самостоятельно
выступать в процессе, а могут быть
представлены адвокатами или иными лицами.
Если одна сторона представлена адвокатом,
суд должен назначить юриста для
представительства другой стороны. Адвокаты
в обязательном порядке допускаются в
низшие трудовые суды при цене иска свыше
определенной суммы либо по решению
председателя суда, когда это связано с
интересами сторон. Наряду с адвокатами в
суде первых двух инстанций в процессе могут
участвовать представители профсоюзной
либо предпринимательской организации. В
Федеральном трудовом суде в качестве
представителей сторон выступают только
профессиональные адвокаты.
Важная
особенность судебного рассмотрения
трудовых дел в Германии - это
направленность его на достижение
компромисса, иными словами, на заключение
мирового соглашения. Разбирательство
начинается с обязательных попыток
примирения. В процедуре примирения
участвуют профессиональный судья и обе
стороны спора.
По имеющейся статистике,
около