Криминалистика в прокуратуре: обучение следствию
Е. БАЗЫКИН
Базыкин Е., старший
прокурор-криминалист прокуратуры
Московской области.
Качество
расследования по уголовным делам - одно из
болезненных мест современной прокуратуры.
Причины становятся очевидными при анализе
возраста прокурорских работников,
подавляющее большинство которых -
вчерашние студенты либо имеют
незначительный стаж работы.
Практикой
накоплен значительный опыт по раскрытию и
расследованию отдельных видов
преступлений. Ценность такого багажа
очевидна, однако и время не стоит на месте.
Познакомить современного следователя с
новейшими способами расследования - одна из
главных задач криминалистов. Для решения ее
руководством отдела криминалистики
прокуратуры Московской области был создан
постоянно действующий сектор по обучению
прокурорско-следственных кадров
горрайспецпрокуратур. Приоритетным
направлением признано обучение молодых
следователей, готовящихся к аттестации, и
следователей с небольшим стажем работы.
Материальное обеспечение началось с
оборудования учебного класса.
Комфортабельное помещение, учебные
пособия, макеты огнестрельного и холодного
оружия, всевозможных следов, манекены и
иное оборудование быстро сформировали
фундамент для проведения занятий.
Атмосфера рабочей обстановки дополнилась
коллекцией огнестрельного и холодного
оружия, помещенного на встроенные в стену
учебного класса стеллажи с подсветкой,
спроектированные по специальному
заказу.
Основываясь на результатах
исследований, проведенных сотрудниками
отдела криминалистики, были выявлены
слабые места в методике расследования
отдельных видов преступлений и тактике
проведения следственных действий.
Был
составлен план стажировки молодых
следователей из двух частей,
предусматривающий пятидневный и
четырехдневный этапы обучения.
Нюансы
применения норм УПК РФ - осмотр места
происшествия, допрос, очная ставка, выемка,
опознание, обыск и иные процессуальные
действия - стали темами обязательной части
программы.
Как подготовиться к осмотру
места происшествия, что взять с собой, каких
специалистов и иных лиц пригласить, какую
упаковку для изымаемых следов и предметов
приготовить, какие указания дать
сотрудникам милиции, как определить
границы осмотра, с чего его начать, как
продвигаться, как обнаружить следы,
зафиксировать и упаковать их, кто и по каким
правилам производит фотосъемку,
видеозапись, составляет планы и схемы, что и
чем измеряется, какие опытные действия
можно произвести и в чем их отличие от
следственного эксперимента - эти и другие
вопросы легли в программу обучения.
Не
менее важно обладать практическими
навыками в обнаружении предметов и следов,
имеющих отношение к расследованию. Поэтому
составной частью занятий стало не только
объяснение практических моментов, но и
тренировка описания и упаковки следов и
предметов самими следователями. Небольшие
группы (5 - 7 человек) позволяют
прокурору-криминалисту, ведущему занятия,
уделить внимание каждому молодому
специалисту.
После работы со следами
рук, ног, транспортных средств, крови, иных
биологических следов, огнестрельного и
холодного оружия и т.д. производится
самостоятельное описание этих следов,
пистолетов, автоматов, ножей, топоров и т.д.
При этом прокурор-криминалист разъясняет
проблемные моменты.
Первая часть
стажировки заканчивается практическими
занятиями. Молодые специалисты осматривают
макет места происшествия - специально
оборудованную комнату с конкретной
следственной ситуацией и набором
соответствующих следов и предметов. Здесь и
проверяются полученные знания.
На
втором этапе стажировки к занятиям
подключаются сотрудники других отделов
областной прокуратуры, работа которых
напрямую связана с деятельностью
следователей горрайспецпрокуратур.
Государственные обвинители, например,
рассказывают о типичных ошибках
следователей, выявляемых при рассмотрении
уголовных дел в суде, а также о сложностях в
квалификации убийств, изнасилований,
причинения тяжкого вреда здоровью. При этом
предлагается правильный подход к решению
этих вопросов.
Сотрудники отдела по
расследованию особо важных дел делятся
опытом в проведении допросов, обысков и
иных следственных действий. Прокуроры
отдела по надзору за следствием в органах
прокуратуры разъясняют порядок продления
процессуальных сроков и иные, связанные со
своей деятельностью вопросы. Узнают
молодые специалисты и об особенностях
расследования дел с участием
несовершеннолетних. О порядке оформления
финансовых документов, оплате труда
участвующих в деле адвокатов, специалистов,
экспертов и иных лиц рассказывает главный
бухгалтер прокуратуры области. В свою
очередь, молодые специалисты задают
опытным коллегам интересующие их
вопросы.
Прокурор-криминалист на этом
этапе знакомит следователей с
особенностями расследования
изнасилований, дел о пропавших без вести,
неопознанных трупах. Кроме того, на всем
протяжении стажировки он занимается
организацией проведения учебы.
Результаты коллективных усилий
руководства и сотрудников прокуратуры
области дали положительный эффект. Работа в
этом направлении ведется постоянно. В целях
укрепления обратной связи с нашей
аудиторией создан тест, предусматривающий
вопросы по всей программе курса.
Тестирование выявляет пробелы в полученных
знаниях, что позволяет совершенствовать
учебную программу.
Не все молодые
специалисты, готовящиеся к аттестации на
должность следователя прокуратуры,
способны правильно и быстро усвоить
необходимый объем знаний. Среди них есть
люди, вовсе не способные к следственной
работе. Зная это, руководство прокуратуры
области возложило на начальника отдела
криминалистки обязанность информировать
аттестационную комиссию о результатах
прохождения стажировки каждым
следователем. Эта информация используется
для отзывов, составляемых после
прохождения стажировки.
Сильное
следствие прокуратуры завтра зависит от
того, как мы готовимся к нему сегодня.
Решение этой задачи видим не только в
проведении занятий, но и в предоставлении в
распоряжение следователей методической
литературы. Методические разработки не
должны быть перегружены информацией общего
характера - как правило, 4 - 5 страниц текста,
при максимуме содержания. Например, после
прохождения первой части обучения
следователь получает памятку, в которой
может найти образцы описания замков,
дверей, пистолетов, окурков, микрочастиц и
т.д. Таким образом, находясь в "полевых"
условиях, он может в любой момент "освежить"
полученные когда-то знания без обращения к
основной литературе.
Вместе с тем
созданы и активно используются методики по
расследованию отдельных категорий
уголовных дел.
Несмотря на то что
главное направление учебы - молодые кадры
следствия, не остаются в стороне и более
опытные работники. Проводятся занятия и с
теми, чей стаж превышает 1 год, 3 года и т.д.
Обучение по отдельным темам, определяемым,
как правило, руководством прокуратуры
области, проходят и следователи аппарата
Мособлпрокуратуры, помощники прокуроров
горрайспецпрокуратур.
Методы,
используемые в занятиях, постепенно
начинают работать в других отделах. Так,
отдел государственных обвинителей
составляет тесты для помощников
горрайспецпрокуратур с целью повышения их
готовности к сложным профессиональным
ситуациям, возникающим по ходу
рассмотрения дел в судах районов
Московской области.
Многие люди,
приходящие к нам, хотят и могут работать.
Надеемся, что созданная программа станет
одним из эффективных средств подготовки
квалифицированных кадров.
Законность,
2005, N 10