Выбор земельного участка: государственная экологическая экспертиза
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
И. ЧЕРЕВЧИНА
Черевчина И.,
старший помощник Волгоградского
межрайонного природоохранного
прокурора.
Актуальность вопроса
подтверждает жизнь: строительство в
прибрежно-защитной полосе водоохранных зон
жилых домов (Тверская область), размещение
садово-огородного участка (Дубовский район
Волгоградской области), строительство дома
в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного
скотомогильника (Тверская область),
строительство турбазы в водоохранной зоне
на участке лесного фонда (Калачевский район
Волгоградской области). Подобные факты
свидетельствуют о необходимости принятия
превентивных мер для устранения возможного
неблагоприятного влияния на окружающую
природную среду. По всем перечисленным
делам вынесены судебные решения о сносе
незаконно возведенных объектов, часть
решений исполнена, часть находится в стадии
кассационного обжалования.
Внимание
природоохранной прокуратуры акцентировано
на необходимости проведения
госэкоэкспертизы именно места размещения
объектов. Обязательность экологической
экспертизы закреплена как ФЗ от 10 января 2002
г. "Об охране окружающей среды": "...выбор мест
размещения зданий, строений, сооружений и
иных объектов осуществляется с соблюдением
требований законодательства при наличии
положительного заключения государственной
экологической экспертизы" (ст. 35), так и
законодательством, регулирующим отдельные
природоохранительные отношения (например,
ст. 65 Лесного кодекса РФ).
Остро проблема
экспертизы на стадии выбора земельных
участков была поднята в Волгоградской
области в 2003 - 2004 гг., когда в результате
принесения прокурором протестов на
незаконные правовые акты органов местного
самоуправления, обжалования в последующем
двух из них в судебном порядке установлена
корреспонденция статей природоохранного
законодательства и Земельного кодекса РФ.
Заключается она в правильном определении
момента выбора земельного участка под
строительство. Согласно ст. 31 Земельного
кодекса это дата вынесения постановления о
предварительном согласовании места
размещения объекта, которым утверждается
акт выбора земельного участка и тем самым
разрешается проектирование объекта. Здесь
следует задать вопрос: что экспертируется
на стадии выбора земельного участка,
является ли это двойной экспертизой -
стадии выбора и стадии проектирования?
Орган местного самоуправления (ст. 31
Земельного кодекса) обеспечивает выбор
участка под строительство с учетом
экологических требований посредством
проведения процедур, предусмотренных
федеральным законодательством (т.е.
госэкоэкспертизы). Материалы,
представляемые на экоэкспертизу, должны
соответствовать Положению об оценке
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду в РФ,
утвержденному Приказом Госкомэкологии РФ
от 16 мая 2000 г. Необходимо учитывать, что
проекта строительства на этой стадии пока
нет и быть не может.
В соответствии со
ст. 12 ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической
экспертизе" государственной экологической
экспертизе среди прочих подлежат
технико-экономические обоснования
объектов хозяйственной деятельности; иные
виды документации, которая обосновывает
хозяйственную и иную деятельность и
реализация которой способна оказать прямое
или косвенное воздействие на окружающую
природную среду в пределах территории
субъекта Федерации; все виды
градостроительной документации. Здесь уже
применяются нормы Градостроительного
кодекса РФ. При проведении
госэкоэкспертизы градостроительной
документации, в частности документации
территориального планирования
(планирование развития территорий, в том
числе для установления функциональных зон,
зон планируемого размещения объектов
капитального строительства для
государственных или муниципальных нужд,
зон с особыми условиями использования
территорий), отпадает необходимость
проведения госэкоэкспертизы по каждому
объекту строительства на стадии выбора
земельного участка. То есть когда органы
местного самоуправления приведут в порядок
градостроительную документацию по
развитию населенных пунктов (Генеральный
план города, проекты детальной планировки и
т.д.), только тогда будет снят вопрос
экологического экспертирования по каждому
земельному участку.
А пока в
Волгоградской области из 18 Генеральных
планов городов у 11 - истек срок действия
(градостроительная документация
принималась с 1979 по 1985 г.). В связи с
принятием Градостроительного кодекса,
изменениями законодательства об
организации местного самоуправления
сегодня необходимо разработать
генеральные планы 456 муниципальных
образований Волгоградского региона, а
также правила землепользования и
застройки, которыми будет установлено
зонирование территорий, что исключит после
проведения предусмотренных федеральным
законодательством всех процедур
согласований (в том числе и
госэкоэкспертизы) экспортирование каждого
участка по отдельности. Очевидно, что этот
вопрос явно не будет решен быстро,
поскольку на разработку документации 456
муниципальных образований необходимо
затратить порядка 1,5 млрд. руб. (согласно
подсчетам специалистов
Архстройнадзора).
Так как процедура
проведения госэкоэкспертизы платная и
требует значительного времени, понятно
недовольство предпринимателей. А ввиду
того что нет градостроительной
документации, отвечающей современным
требованиям, понятно нежелание органов
местного самоуправления обеспечивать
получение заключения госэкоэкспертизы при
выборе того или иного земельного
участка.
Государственная экологическая
экспертиза на стадии выбора земельного
участка - это не формальность. Ее проведение
необходимо для соблюдения интересов
проживающих в месте строительства граждан
и тех, кто строит. Без положительного
заключения госэкоэкспертизы места
строительства на прединвестиционной,
предпроектной стадии, т.е. до разработки
проекта, заказчик (строитель) рискует тем,
что объект не будет построен. Другими
словами, потратив денежные средства, причем
немалые, на разработку проекта, проведение
различных геологических изысканий,
предпринимателю в случае отрицательного
результата госэкспертизы чиновники
запретят строить в конкретном месте.
Так, ОАО "Торговый центр" в январе 2005 г.
получило отрицательное заключение
госэкоэкспертизы по объекту строительства
автопарковки. Причиной отказа в реализации
объекта, помимо прочего, была необходимость
расчета аэродинамической тени зданий
замкнутого пространства. Даже несведущему
в технических вопросах ясно, что все
замечания можно было устранить на стадии
выбора земельного участка, когда и
следовало сделать вывод о возможности (либо
невозможности) строительства автопарковки
внутри замкнутого пространства у здания
торгового центра. Предприятие сберегло бы
300 тыс. руб., затраченных на разработку
проекта.
Другой пример. Проект
строительства магазина "Пятерочка" на
территории Ворошиловского района г.
Волгограда получил отрицательное
заключение госэкоэкспертизы ввиду
невозможности эксплуатации встроенной в
магазин котельной (не соблюдена 50-метровая
санитарно-защитная зона при проектировании
котельной и не выдержана высота устья
дымовой трубы). Очевидно, еще на стадии
выбора земельного участка необходимо было
сделать вывод, что строить котельную
(стоимость проектных работ составила
порядка 350 тыс. руб.) в жилой застройке
нельзя.
Межрайпрокуратура выступает в
защиту интересов граждан, которые имеют
право знать, к каким последствиям приведет
строительство и возможно ли оно там вообще
с точки зрения сохранения и восстановления
природных ресурсов. В то же время заказчик
строительства также вправе знать, как
экспертами будет оценен вред от
предполагаемого строительства объекта в
определенном месте и что следует
предпринять для исключения вредного
воздействия на окружающую среду, что в свою
очередь позволит предотвратить ненужные
расходы при проектировании.
Иногда
допускают нарушения и представители
федеральных органов власти, призванные
неукоснительно соблюдать закон. Так, в
апреле 2005 г. Ворошиловским районным судом
Волгограда частично удовлетворено
заявление прокурора к Управлению
Ростехнадзора. Этой структурой
федерального органа исполнительной власти
в адрес органов местного самоуправления
Волгоградской области было направлено
информационное письмо в конце 2004 г.,
согласно которому органам местного
самоуправления предоставлялась
возможность принятия решения относительно
выбора участков земли под строительство на
территории муниципальных образований без
предварительного заключения
госэкоэкспертизы. В мотивировочной части
решения суд изложил ст. 35 ФЗ от 10 января 2002 г.
"Об охране окружающей среды", согласно
которой выбор мест размещения зданий,
сооружений осуществляется при наличии
положительного заключения
госэкоэкспертизы, и указал на то, что нет
обязанности исполнения у каких-либо
органов информационного письма, которое не
носит нормативный характер.
Законность,
2005, N 10