Информационная система органов прокуратуры

С. КАЗАКОВ
Казаков С., прокурор Омской области.
Получение достоверной информации, возможность изучения ответной реакции на управленческие решения позволяют целенаправленнее формировать стратегию развития органов прокуратуры, использовать оптимальные методы работы.
В прокуратуре Омской области с начала 90-х годов проводится интенсивная работа по широкому внедрению компьютерных технологий. Разработан комплекс программных средств, которые позволили перевести делопроизводство на безбумажную технологию, автоматизировать процесс сбора и обработки отраслевой статистики и многое другое. Сейчас во всех горрайпрокуратурах осуществлен монтаж локально-вычислительных сетей.
Длительное время в ходе реализации мероприятий по построению территориальной информационной системы возникали проблемы, обусловленные отсутствием общей федеральной концепции развития.
В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ "О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации" от 18 ноября 2004 г. прокуратурой Омской области начата работа по переводу информационной системы на более высокий качественный уровень. С этой целью создана временная рабочая группа. Вопрос о состоянии и приоритетных направлениях развития информационной системы рассмотрен на коллегии областной прокуратуры.
Наш опыт говорит о необходимости изменения существующих подходов к формированию программно-аппаратной и совершенствованию информационно-технологической инфраструктуры с учетом концепции построения и развития создаваемой информационной системы органов прокуратуры (ИСОП). В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно ускорить разработку и направление на места документов, определяющих основные требования к информационной системе органов прокуратуры территориального уровня, что позволит системно решать соответствующие задачи.
В прокуратуре области уже спланирован и реализуется комплекс организационных и практических мероприятий.
На основе обобщения предложений подразделений прокуратуры разработана структура и введен в эксплуатацию внутренний информационный сервер прокуратуры Омской области, посредством которого на основе web-технологий обеспечивается доступ пользователей системы к сведениям по направлениям работы: статистической информации о результатах деятельности органов прокуратуры; аналитической информации по приоритетным направлениям деятельности; статистической, аналитической и текстовой информации о результатах деятельности правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти, научных и учебных заведений; информации, размещенной в СМИ, о происшествиях и социально-политических процессах.
С января 2003 г. по адресу www.prokuratura.omsk.ru функционирует сайт прокуратуры области. Сейчас проводится работа по совершенствованию его дизайна, структуры и функциональных возможностей.
Обеспечен доступ практически всех компьютеров прокуратуры (в том числе районного уровня) к постоянно обновляющимся правовым системам ("").
Заключено соглашение об информационно-правовом взаимодействии с Центром специальной связи и информации ФСО России в Омской области, в соответствии с которым прокуратура области получает сведения по разделам баз данных, развернутых на программно-технических средствах информационно-аналитического центра; еженедельные обзоры региональной и российской печати; тематические подборки по материалам СМИ; информационно-правовые системы, а также иную информацию по запросам.
Достигнута предварительная договоренность с УВД области о совершенствовании системы доступа к банкам данных ИЦ УВД, что позволит посредством высокоскоростной выделенной линии оперативно получать информацию из всех баз данных ИЦ, в том числе по "стержневому" запросу.
Реализуются мероприятия, направленные на расширение системы информационных ресурсов органов прокуратуры за счет банков данных и информационных массивов, получаемых от сторонних организаций, с целью обеспечения работников прокуратуры оперативной информацией, которая остро необходима в повседневной деятельности: адреса прописки жителей города и области, телефонные справочники, суточные рапорты дежурной части УВД, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра частных предпринимателей, сведения по владельцам недвижимости, таможенным декларациям и др.
Однако развивать это направление очень сложно из-за отсутствия соответствующей нормативной базы в виде заключенных на федеральном уровне межведомственных соглашений об информационном взаимодействии.
В прокуратуре области разработаны и эксплуатируются различные программные средства, обеспечивающие сбор и обработку информации по многим вопросам. Сейчас проводятся подготовительные организационные мероприятия по созданию единого банка данных прокуратуры Омской области, с помощью которого предполагается обеспечить полноту собираемых сведений и провести агрегацию разрозненной системы данных для более целостного и оперативного получения необходимых сведений (в режиме досье) по конкретному лицу или организации, проходившим по материалам органов прокуратуры (уголовные и административные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, исковые требования, протесты, предупреждения, представления и т.д.).
Базы данных, как внешние, так и внутренние (ведомственные), должны быть обеспечены надежным и эффективным программным средством систематизации и поиска информации. Учитывая, что в рамках ИСОП будут предложены к внедрению программные средства, в прокуратуре области параллельно изучается возможность использования универсальной интегрированной системы ПОРТРЕТ 4.3. Она представляет собой комплекс программно-аппаратных средств для построения многопользовательских распределенных информационно-поисковых систем различного назначения и сложности. Информационно-поисковые системы, которые могут быть построены на основе комплекса ПОРТРЕТ 4.3, имеют архитектуру "клиент-сервер" и используют в качестве серверов баз данных СУБД Oracle, обеспечивающую хранение и управление информационными массивами большого объема. ПОРТРЕТ 4.3 предоставляет конечному пользователю, не обладающему специальной квалификацией, возможности создания баз данных, имеющих сложную разветвленную структуру, и обеспечения максимальной гибкости как при построении сложных запросов к базам данных, так и при анализе результатов поиска.
В этой связи с целью единообразного "федерального" подхода необходимо организовать регулярное доведение до органов прокуратуры перспективных планов по централизованному внедрению в деятельность программного обеспечения и технологий сбора информации. При этом уместно рассмотреть возможность создания федерального банка данных органов прокуратуры за счет организации унифицированной системы учетов результатов надзорной деятельности на территориальном уровне с последующим объединением на федеральном уровне.
В текущем году мы вплотную подошли к рассмотрению вопроса о возможности создания ведомственной (внутригородской) телекоммуникационной среды, предназначенной для объединения различных элементов информационной системы подразделений прокуратуры и обеспечения устойчивого доступа к информационным ресурсам областного уровня.
Построение эффективной информационной системы, организация прохождения информационных потоков должны охватывать все подразделения. С начала этого года в районах области устанавливаются модемы и через сеть Интернет организуется доступ к почтовому серверу прокуратуры области, что позволяет значительно оптимизировать информационный обмен и сократить соответствующие финансовые затраты. Полагаю, что при разработке перспективных планов развития ИСОП необходимо предусмотреть ее расширение за счет подключения районных и городских прокуратур.
В ходе построения информационной системы не оставлено без внимания такое важное направление деятельности, как обеспечение информационной безопасности, антивирусной защиты, предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации и других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы.
Разработаны соответствующие регламентирующие документы, а также инструкция по организации технической эксплуатации средств вычислительной техники и требования по мерам безопасности при работе со средствами вычислительной техники.
С учетом новых задач, связанных с информацией органов прокуратуры, переработаны должностные инструкции специалистов, отвечающих за это направление деятельности.
Следует отметить, что реализации поставленных задач сопутствует множество проблем. И одна из основных - уровень оснащенности органов прокуратуры средствами вычислительной техники. Анализ показал, что на сегодня ситуация требует значительного улучшения. Не все работники обеспечены персональными компьютерами. Эксплуатируется большое количество морально и физически устаревшей техники. Для улучшения ситуации с учетом требований и специфики решаемых задач, состояния обеспечения горрайпрокуратур СВТ, а также уровня финансирования разработан перспективный план приобретения и распределения новых средств вычислительной техники.
Сегодня развитие компьютерных технологий, расширение круга вопросов, решаемых с использованием СВТ, требует от пользователей глубоких знаний и умений, постоянного повышения профессиональных навыков. Положительная динамика в области информатизации органов прокуратуры невозможна без широкого и заинтересованного обсуждения возникающих проблем. Настало время активнее обмениваться положительным опытом и перспективными идеями при внедрении информационных технологий.
Законность, 2005, N 10

Комментарии к законам »
Читайте также