К вопросу о понятии воинского должностного лица по уголовному праву

ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ
О.К. ЗАТЕЛЕПИН, К.В. ФАТЕЕВ
О.К. Зателепин, подполковник юстиции, начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук.
К.В. Фатеев, полковник юстиции, профессор кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук.
Проблема понятия должностного лица является одной из самых сложных и важных в общем учении о должностных преступлениях. В уголовно-правовой науке этой проблеме уделялось и уделяется достаточно много внимания (В.А. Владимиров, Б.В. Волженкин, А.А. Жижиленко, Б.В. Здравомыслов, В.Ф. Кириченко, Н.И. Коржанский, А.Б. Сахаров, Г.В. Смолицкий, В.И. Соловьев, А.Н. Трайнин, Б.С. Утевский и др.) <*>. Однако и сегодня не все вопросы решены до конца и бесспорно <**>.
--------------------------------
<*> См., например: Владимиров В.А., Кириченко В.Ф. Должностные преступления: Лекция. М., 1965; Волженкин Б.В. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта должностных преступлений // Советское государство и право. 1991. N 11; Его же. Служебные преступления. М., 2000; Жижиленко А.А. Преступления против личности. Должностные (служебные) преступления. (Глава III УК). М.; Л., 1927; Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975; Кириченко В.Ф. Виды должностных преступлений по советскому уголовному праву. М., 1959; Его же. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву (Общие вопросы). М., 1959; Коржанский Н.И. Квалификация следователем должностных преступлений: Учебное пособие. М., 1986; Сахаров А.Б. Ответственность за должностные злоупотребления по советскому уголовному праву. М., 1956; Смолицкий Г.В. Должностные преступления. М., 1947; Соловьев В.И. Борьба с должностным злоупотреблением, обманом государства и приписками по советскому уголовному праву. М., 1962; Трайнин А.Н. Должностные и хозяйственные преступления. М., 1938; Утевский Б.С. Общее учение о должностных преступлениях. М., 1948.
<**> Об этом более подробно см.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 95 - 41; Егорова Н. Субъект преступлений против интересов государственной службы // Законность. 1998. N 4. С. 11; Изосимов С.В. К вопросу о разграничении понятия должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной (некоммерческой) организации // Юрист. 1999. N 7. С. 22 - 23.
В уголовном праве общепризнанном до последнего времени считалось, что разновидностью должностных лиц являются воинские должностные лица. Уголовная ответственность в отношении последних за злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, халатное отношение к службе устанавливалась в военно-уголовном законодательстве, например ст. ст. 260, 260.1 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. В связи с этим в теории военно-уголовного законодательства весьма обстоятельно рассмотрены признаки воинских должностных лиц (Х.М. Ахметшин, Е.В. Прокопович, А.А. Тер-Акопов, В.М. Чхиквадзе, Ю.А. Шульмейстер и др.) <*>. К сожалению, многие работы военных юристов устарели, поскольку базировались на старом уголовном и военном законодательстве.
--------------------------------
<*> См., например: Ахметшин Х.М. Основные вопросы теории советского военно-уголовного законодательства и практики его применения: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1975; Прокопович Е.В. Борьба с должностными злоупотреблениями в Вооруженных Силах СССР (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1965; Его же. Уголовно-правовая борьба с должностными злоупотреблениями в Вооруженных Силах СССР // Труды академии. М., 1965. Вып. 49. С. 120 - 148; Тер-Акопов А.А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1982; Толкаченко А.А. Мотив как признак воинского должностного преступления // Материалы IV семинара ВЮФ 1985 г. М., 1988. С. 52 - 54; Шульмейстер Ю.А. Воинские должностные преступления по советскому уголовному праву: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1955; Шупленков В.П. Полнее отразить специфику воинских должностных преступлений // Материалы IV семинара ВЮФ 1985 г. М., 1988. С. 41 - 44.
В предлагаемой статье предпринята попытка на основе легального определения должностного лица в новом уголовном законодательстве, работ по уголовному праву, служебному праву, военному праву, материалов судебной практики раскрыть уголовно-правовые признаки воинских должностных лиц. При этом значительное внимание уделяется "военной" составляющей данного понятия, для чего анализируются соответствующие положения действующего военного законодательства.
В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) общие и воинские должностные преступления объединены в одних статьях главы 30. В настоящее время командиры и начальники Вооруженных Сил Российской Федерации и других военных организаций за все преступления, совершенные с использованием своих служебных полномочий, подлежат ответственности по соответствующим статьям главы 30 УК. Однако в литературе справедливо отмечается, что такое решение вопроса представляется недостаточно обоснованным. Так, профессор Х.М. Ахметшин указывает, что в соответствии со ст. ст. 334 и 335 УК РФ насильственные действия вплоть до причинения тяжкого вреда здоровью, совершенные военнослужащими в отношении командиров и начальников в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также в отношении равных, старших или младших по воинскому званию, но не состоящих в отношениях подчиненности, признаются воинскими преступлениями. Такое же насилие, совершенное командиром (начальником) в отношении подчиненного, не образует воинского преступления. Неисполнение военнослужащим отданного по службе приказа командира (начальника) в качестве воинского преступления предусмотрено в ст. 332 УК РФ. Отдача же командиром (начальником) подчиненному незаконного приказа не является воинским правонарушением, при определенных обстоятельствах это деяние может быть квалифицировано по соответствующей статье главы 30 УК РФ. Подобных примеров можно привести немало <*>. Несмотря на указанные изменения в законодательном подходе, по мнению авторов, имеются достаточные основания утверждать о наличии самостоятельной категории "воинские должностные лица". Кроме того, мы полагаем вслед за Х.М. Ахметшиным необходимым выделить отдельные преступления, совершаемые воинскими должностными лицами с использованием своих служебных полномочий и непосредственно посягающие на интересы военной безопасности, в главу 33 УК РФ <**>.
--------------------------------
<*> См.: Военно-уголовное законодательство / Под ред. М.К. Кислицина. М., 2002. С. 17 - 18.
<**> Вопрос о возможности включения в главу 33 УК РФ норм о преступлениях по службе воинских должностных лиц, безусловно, требует отдельного рассмотрения. Вместе с тем для его решения во многом могут оказаться полезными рассуждения о признаках воинских должностных лиц.
Понятие должностного лица в соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ является единым для всех видов преступлений по службе, кроме служебных преступлений, рассматриваемых в главе 23 УК. В частности, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В юридической литературе понятие должностного лица раскрывается в основном применительно к общим должностным преступлениям и почти не уделяется внимания воинским должностным лицам. Вместе с тем последняя категория, находясь в родо-видовых отношениях с общим понятием должностного лица, обладает существенными специфическими ("воинскими") особенностями. Игнорирование этого обстоятельства ведет либо к необоснованному расширению, либо к сужению круга лиц, ответственных за воинские должностные преступления.
Понятие должностного лица в истории уголовного права не оставалось неизменным, раз и навсегда установленным <*>. В конце XIX в. отечественная правовая наука должностным лицом признавала любое лицо, занимающее определенную должность, представляющую собой "постоянное установление, предназначенное к непрерывному осуществлению определенных целей государства" <**>. С этим определением в дальнейшем были согласны многие юристы, в связи с чем оно имело относительно прочные позиции почти до конца 40-х гг. XX в. <***>.
--------------------------------
<*> Подробнее об этом см., например: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 7 - 58.
<**> См.: Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. 20. С. 928.
<***> См., напр.: Турубинер A.M. Советское административное право: Учебник. М., 1940.
В 1948 г. был предложен несколько иной подход к понятию должностного лица, который в последующем послужил основой для дальнейших исследований. Так, Н.С. Лазарева отмечала, что должностными лицами являются не абстрактные "представители власти" и не просто служащие, занимающие должности, а те из них, кто совершает материально-технические операции либо названные операции и юридические действия исполнительно-распорядительного, властного характера. Наряду с этим она указала, что должностные лица действуют в пределах предоставленной им компетенции и несут в ряде случаев повышенную либо особую ответственность за свои действия <*>.
--------------------------------
<*> См.: Лазарева Н.С. Дисциплинарная и административная ответственность советских должностных лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1948. С. 65 - 66.
Наиболее характерными признаками должностных лиц, по мнению Н.С. Лазаревой, являются: занятие конкретной должности; наделение их правом и обязанностью совершать по службе необходимые юридические действия исполнительно-распорядительного, властного характера; ограничение служебной деятельности рамками служебной компетенции. Данный взгляд, с некоторыми оговорками, разделяется большинством и современных ученых, специалистов в области административного и уголовного права.
С учетом законодательного определения должностного лица и подходов в уголовном праве к его понятию авторы полагают возможным выделить и рассмотреть в понятии воинских должностных лиц пять групп признаков, относящихся: 1) к статусному положению по отношению к военной службе; 2) к характеру функций; 3) к длительности осуществления функций; 4) к месту осуществления функций; 5) к правовому положению должностного лица в системе государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
1. В соответствии со статусным положением по отношению к военной службе воинскими должностными лицами, на наш взгляд, могут быть две категории граждан: а) военнослужащие и б) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов <*>. Такой подход основывается на определении преступлений против военной службы в ст. 331 УК РФ. Авторы согласны с мнением тех специалистов, которые вполне обоснованно полагают, что преступления по службе со стороны отдельных категорий военнослужащих (граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов) представляют собой по существу воинские преступления в широком смысле, несмотря на то что ответственность наступает по нормам главы 30 УК РФ <**>.
--------------------------------
<*> Следует иметь в виду, что граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению (статусу) к военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
<**> См.: Преступления против военной службы (военно-уголовное законодательство): Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 7, 175.
В следственной и судебной практике органов военной юстиции по должностным преступлениям чаще всего встречаются военнослужащие. В связи с этим представляется целесообразным детально рассмотреть именно эту категорию.
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Научный и практический интерес представляет установление круга организаций (в широком смысле этого слова), в которых исполняется военная служба. В ст. 6 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ подчеркивается, что военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Как вытекает из смысла данного Закона, военную службу можно проходить только на воинских должностях.
Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях:
- в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- в других войсках: в пограничных войсках ФСБ России, внутренних войсках МВД России, Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации, войсках гражданской обороны Российской Федерации;
- в воинских формированиях - "инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (Спецстрой России);
- в федеральных органах исполнительной власти: в Службе внешней разведки Российской Федерации, в Федеральной службе охраны Российской Федерации, в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации, в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, в Гостехкомиссии России, в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации;
- в создаваемых на военное время специальных формированиях <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; Федеральный закон "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // ВВС. 1993. N 17. Ст. 594; Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; Федеральный закон

Комментарии к законам »
Читайте также