Оспаривание решений третейского суда в действующем российском законодательстве

В ДЕЙСТВУЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Н.А. БАКХАУЗ
С введением в действие 1 сентября 2002 года Федерального закона "О третейских судах в РФ" <*> в российской науке процессуального права возрожден институт оспаривания решений внутренних третейских судов.
--------------------------------
<*> Федеральный закон Российской Федерации "О третейских судах" N 102-ФЗ от 24 июля 2002 года // Российская газета. 2002. N 137. 27 июля.
Термин "оспаривание" применительно к решениям третейского суда является новым для отечественного законодательства о третейских судах. Он впервые появился в 1993 году, когда был принят Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" <*>. На сегодняшний день под термином "оспаривание" понимается особый для третейского суда (как внутреннего, так и международного коммерческого арбитража) процессуальный механизм "обжалования" его решений. Особенность оспаривания решений третейского суда состоит в его принципиальном отличии от предусмотренных в процессуальном законодательстве способов обжалования решений государственного суда. В то время как обжалование решений государственного суда осуществляется по инстанциям, в отсутствие инстанций в третейском суде оспаривание его решений осуществляется в государственный суд по установленной в законе подсудности. Различие также состоит в предусмотренном в Законе перечне оснований для оспаривания решений третейского суда и обжалования решений государственного суда, что существенным образом влияет на объем компетенции государственных судов в рамках соответствующего производства. Кроме того, различными являются процессуальные сроки, перечень сопроводительных документов и правовые последствия удовлетворения судом заявления об отмене решения третейского суда.
--------------------------------
<*> Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1240.
Наличие урегулированного в Законе особого для решений третейского суда порядка обжалования исторически свойственно российскому праву. В Уставе гражданского судопроизводства 1864 года <*> содержался особый для решений третейского суда порядок обжалования (статьи 1396 - 1397). В процессуальной литературе <**> и судебной практике того времени были сформулированы его основные признаки, которые соответствуют современному содержанию института оспаривания решений третейского суда.
--------------------------------
<*> Судебные Уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на которых они основаны, изданные государственной канцелярией. Второе дополненное издание. Часть первая. С.-Петербург, 1867.
<**> См., например: Анненков К. Опыт комментария к Уставу гражданского судопроизводства в шести томах. Том 6. С.-Петербург, 1887; Вицын А. Третейский суд по русскому праву: Историко-догматическое рассуждение. Москва, 1856; Исаченко В.Л. Особые производства: Практический комментарий на третью книгу Устава гражданского судопроизводства (статьи 1284 - 1400). С.-Петербург, 1913; Шенинг В.А. О силе решения третейского суда // Журнал Министерства Юстиции. 1896. Кн. 6. Стр. 64 - 113.
В период 1917 - 1991 годов отечественное процессуальное законодательство отказалось от применения к решениям третейского суда особого способа обжалования. В "советский" период развития законодательства о третейских судах, с одной стороны, на решения третейского суда с некоторыми особенностями распространялись механизмы обжалования решений государственных судов. С другой стороны, преобладала тенденция снижения роли процедуры обжалования решений третейского суда и увеличения роли проверки "законности" решений третейского суда государственным судом по своей инициативе на стадии исполнения.
После 1991 года сложившийся за предшествующие десятилетия подход к вопросу обжалования решений третейского суда претерпевал медленную, но последовательную трансформацию. Как отмечалось, с принятием в 1993 году Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", для решений международного коммерческого арбитража была введена процедура оспаривания (статья 34). Решения внутренних третейских судов вплоть до принятия в 2002 году Федерального закона "О третейских судах в РФ" не могли быть оспорены стороной в государственный суд. При этом государственный суд мог по своей инициативе отказать в выдаче приказа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что "решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам" (статья 26 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров <*>). Аналогичная норма содержалась и в статье 18 Положения о третейском суде <**>, которым регулировалось третейское разрешение споров между гражданами. Федеральный закон "О третейских судах в РФ" в корне изменил данный подход и предусмотрел для решений внутренних третейских судов порядок их оспаривания (статьи 40 - 43), который с незначительными изменениями соответствует порядку оспаривания решений международного коммерческого арбитража.
--------------------------------
<*> Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 года // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1790.
<**> Положение о третейском суде, приложение N 3 к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР от 11 июня 1964 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
На сегодняшний день регулирование оспаривания решений третейского суда содержится в главе VII Федерального закона "О третейских судах в РФ" и в статье 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже". Кроме того, соответствующие правила были помещены в принятые в 2002 году Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы, где оспаривание решений третейского суда выделено в отдельное производство <*>. Ниже мы рассмотрим существенные признаки производства по оспариванию решений третейского суда.
--------------------------------
<*> См.: глава 30 "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ; глава 46 "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ.
Прежде всего, следует отметить, что предусмотренный в Законе порядок оспаривания решений третейского суда представляет собой единственный процессуальный механизм, в соответствии с которым сторона третейского разбирательства может обратиться в государственный суд с заявлением об отмене при наличии в решении оснований, которые делают его недействительным и поэтому должны влечь его отмену. Данный вывод следует из положений статьи 42 Федерального закона "О третейских судах в РФ", где сказано: "решение третейского суда может быть отменено компетентным судом лишь в случаях", в этой статье указанных. Соответствующее правило содержится в пункте 1 статьи 421 ГПК 2002 года, пункте 1 статьи 233 АПК 2002 года, а также в статье 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже". В наименовании статьи 34 отмена решения третейского суда именуется "исключительным средством оспаривания". Кроме того, в действующих процессуальных кодексах процедура оспаривания решений третейского суда выделена в отдельное производство.
Процессуальный документ, которым возбуждается производство по оспариванию решений третейского суда, именуется "заявление об отмене решения третейского суда" (см. п. 2 ст. 230 АПК 2002 года, п. 1 ст. 418 ГПК 2002 года, ст. 41 Федерального закона "О третейских судах в РФ") <*>. Как следует, в том числе и из наименования данного заявления, его удовлетворение судом влечет отмену решения третейского суда (см. п. 2 ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", п. 1 ст. 42 Федерального закона "О третейских судах в РФ", а также п. 2 ст. 233, пп. 4 п. 2 ст. 234 АПК и п. 2 ст. 421, пп. 4 п. 2 ст. 422 ГПК 2002 года). Процессуальное последствие отмены решения третейского суда состоит в восстановлении процессуального права сторон третейского разбирательства в отношении спора, решение по которому отменено. Это означает, что стороны могут по своему выбору обратиться за разрешением спора в государственный или в третейский суд. Однако восстановление права на обращение в третейский суд поставлено законом под условие, которое состоит в том, что возможность обращения в третейский суд "не должна быть утрачена" (п. 3 ст. 234 АПК 2002 года и п. 3 ст. 422 ГПК 2002 года). Определение оснований, когда процессуальное право сторон на обращение в третейский суд после отмены решения не восстанавливается и таким образом считается утраченным, содержится в статье 43 Федерального закона "О третейских судах в РФ", пункте 4 статьи 422 ГПК 2002 года и в пункте 4 статьи 234 АПК 2002 года. В общем, они сводятся к случаям, когда решение было отменено вследствие недействительности третейского соглашения либо вследствие того, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением. Право сторон в таких случаях именуется "утраченным", поскольку основанием для отмены решения третейского суда является отсутствие у третейского суда компетенции разрешать переданный на его рассмотрение спор.
--------------------------------
<*> Следует сделать оговорку о том, что в статье 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" используется термин "ходатайство об отмене".
Требования к форме и содержанию заявления об отмене решения третейского суда содержатся в статьях 419 ГПК и 231 АПК 2002 года и, по мнению автора настоящей статьи, не требуют пояснений. Однако следует отметить, что в этих же статьях содержится исчерпывающий перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению об отмене решения третейского суда. Особым для производства по оспариванию решений третейского суда является требование о предоставлении:
- надлежащим образом заверенного подлинного решения третейского суда или его надлежащим образом заверенной копии;
- подлинного соглашения о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенной копии.
Исчерпывающий характер перечня сопроводительных документов в обозначенных статьях свидетельствует о том, что непосредственно третейское "дело" не должно быть предоставлено в государственный суд для целей производства по оспариванию решения третейского суда. Более того, в п. 2 ст. 420 ГПК 2002 года и п. 2 ст. 232 АПК 2002 года содержится правило, которое предоставляет судье право истребовать из третейского суда "материалы дела" только по ходатайству обеих сторон и только по правилам для истребования доказательств.
Отсутствие у государственного суда права истребовать и исследовать материалы дела третейского суда может показаться непривычным. Дело в том, что в течение последних восьмидесяти лет обжалование решений государственных судов сложилось как инстанционный пересмотр, в том смысле, что вышестоящая инстанция обладает компетенцией изменить решение в его сущности или вынести новое решение. Наличие полномочий у кассационной и надзорной инстанций проверять решение нижестоящей инстанции по существу предполагает обязанность суда ознакомления с материалами дела. В рамках производства по оспариванию решений третейского суда обязанность государственного суда входить в исследование материалов дела отсутствует, поскольку государственные суды в рамках этого производства не вправе изменить или вынести новое решение по существу требований, являвшихся предметом третейского разбирательства и составляющих сущность решения третейского суда. Отсутствие у государственного суда компетенции проверять правильность сущности решения третейского суда вытекает из содержания оснований для отмены решения третейского суда и подтверждается судебной практикой <*>. Для установления наличия или отсутствия в решении третейского суда заявляемых стороной оснований для отмены государственному суду достаточно ознакомиться с текстом решения третейского суда и лежащего в его основе третейского соглашения. По мнению автора настоящей статьи, содержание исчерпывающего перечня документов, прилагаемых к заявлению об отмене, обусловлено сферой компетенции государственного суда в рамках производства по оспариванию решений третейского суда.
--------------------------------
<*> См.: Постановление ВС РФ N 66пв2000 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 4. С. 20 - 21.
Основания для оспаривания решений третейского суда содержатся в п. 2 статьи 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и в статье 42 Федерального закона "О третейских судах в РФ". В то время как перечисленные в статье 42 Федерального закона основания для отмены решений внутренних третейских судов почти дословно воспроизведены в п. п. 2 и 3 ст. 421 ГПК и в п. п. 2 и 3 ст. 233 АПК 2002 года <*>, в отношении оснований для отмены решений международного коммерческого арбитража в пункте 4 статьи 233 содержится отсылочная норма к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже". Причина закрепленного в статье 233 АПК 2002 года двойственного подхода к перечню оснований для отмены решений внутреннего третейского суда и международного коммерческого арбитража, вероятно, состоит в наличии незначительных текстуальных различий между основаниями статьи 42 Федерального закона "О третейских судах в РФ" и статьи 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже". В общем, содержащиеся в этих двух статьях основания для отмены совпадают.
--------------------------------
<*> Единственным существенным отличием в формулировке оснований между Федеральным законом "О третейских судах в РФ" и АПК/ГПК 2002 года является основание пп. 2 п. 2 ст. 233 АПК и пп. 2 п. 2 ст. 421 ГПК, где сказано: "сторона не была уведомлена должным образом об...". В пп. 4 п. 1 статьи 42 Федерального закона "О третейских судах в РФ" данное основание может быть заявлено только стороной, против которой вынесено решение третейского суда: "сторона, против которой вынесено решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об...". Вероятно, судебной практике предстоит решить, текст какого Закона будет иметь приоритет.
Основания для отмены решения третейского суда, как в Федеральном законе "О третейских судах в РФ", так и в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже" разделены на две группы. Из текста соответствующих статей следует, что критерий деления лежит в том, по чьей инициативе государственный суд, в котором ведется производство по оспариванию решения третейского суда, должен проверить

Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф  »
Комментарии к законам »
Читайте также