ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ 2003: НОВАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ
А. МАМЧЕНКО
Александр Мамченко, ведущий
таможенный инспектор Главного управления
тарифного и нетарифного регулирования ГТК
России.
Одним из важнейших событий в
сфере законотворчества первой половины 2003
года стало принятие нового Таможенного
кодекса РФ. Кодекс, вступающий в силу с 1
января 2004 г., значительно меняет
устоявшуюся практику взаимоотношений
таможенных органов и участников ВЭД.
Поэтому уже сейчас необходимо начать его
изучение, заранее подготовиться к
сложностям "переходного периода".
Как
обеспечить "безболезненный" переход
участников ВЭД на новые таможенные правила?
Что нового содержит ТК РФ 2003?
Новый Кодекс
по содержанию значительно объемнее ныне
действующего. Детальное описание процедур,
механизмов взаимоотношений таможенных
органов и участников ВЭД - все это
направлено на то, чтобы Кодекс
действительно стал законом прямого
действия. В таможенной сфере действует
около 8 тысяч федеральных ведомственных
нормативно-правовых,
информационно-методических и
организационно-распорядительных актов.
Неоднократно обсуждался вопрос об их
запутанности, нестабильности и
несистематизированности, что нередко
порождало произвол на местах. Изменить
ситуацию призван новый ТК - закон прямого
действия.
ТК сформулирован на основе
принципиально новых идеологических
принципов.
Таможенная служба, всегда
являвшаяся исключительно контролирующим
ведомством, должна трансформироваться в
организацию, основная задача которой -
содействие внешней торговле и
предоставление услуг участникам ВЭД.
На
стадиях подготовки и принятия нового
Кодекса он был предметом широкого
публичного обсуждения среди
представителей деловых кругов, экспертов,
научной общественности, всех
заинтересованных общественных организаций
и стал разумным компромиссом, отвечающим
интересам и бизнеса, и государства, а не
плодом кулуарного ведомственного
нормотворчества.
Либерализация
таможенного законодательства
предопределяется также перспективой
вступления РФ в ВТО, ведь либеральные
таможенные процедуры, основанные на
Международной конвенции об упрощении и
гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973
г.), являются одним из условий
присоединения.
Стремление придать
Кодексу характер закона прямого действия
привело к тому, что в него попытались
включить не только всевозможные
таможенно-правовые нормы, содержащиеся в
постановлениях Правительства РФ и
зарегистрированных в Минюсте России
ведомственных актах ГТК России, но и те
инструктивные положения, которые ранее не
относились к нормативно-правовым.
Новый
ТК - закон, максимально приближенный к
инструкции, - создает для бизнеса ясные
стабильные правила и минимизирует
возможность произвола чиновников.
Нормотворческая деятельность ГТК России
ограничена. К его компетенции отнесено
решение вопросов исключительно
технического содержания (формы документов,
их содержание и т.п.).
Так, в действующем
ТК РФ перечень документов, обязательных для
предъявления при таможенном оформлении
товаров, не прописан, и на практике таможня
может запросить самый неожиданный
документ. Новая же редакция четко
закрепляет закрытый перечень документов и
сведений, предоставляемых при
международной перевозке различными видами
транспорта (ст. 73 - 76). Таможенные органы
отныне не смогут требовать предъявления
дополнительных документов и сведений, не
указанных в Кодексе, поскольку федеральный
орган исполнительной власти,
уполномоченный в области таможенного дела,
вправе лишь сокращать такие перечни (ст. 72).
При этом акты ГТК по этим вопросам вступают
в силу через 90 дней после опубликования.
Определены конкретные перечни документов,
которые необходимо предоставлять
таможенному органу при декларировании
товаров (ст. 131), появилась возможность
изменения и дополнения сведений,
заявленных в таможенной декларации (ст. 133),
а также отзыва таможенной декларации.
Существенно расширился круг субъектов
таможенных правоотношений. При внутреннем
и международном транзите самостоятельными
субъектами могут выступать экспедитор (при
условии, что он является российским
юридическим лицом) или организация,
осуществляющая грузовые операции в порту
(такие операции могут осуществляться без
фактического помещения товаров на СВХ),
которая отвечает перед таможенным органом
за обеспечение сохранности товаров, уплату
таможенных платежей при утере товара. Кроме
этого, в круг таможенных правоотношений
введены лица, юридически не фигурирующие в
таможенных операциях, но фактически
заинтересованные, чтобы они совершались с
нарушениями. Так, при внутреннем таможенном
транзите таможенные платежи можно взыскать
не только с перевозчика или экспедитора, но
и с лица, получившего товар во владение на
территории РФ, в связи с недоставкой товара
в таможню назначения.
В новом ТК
появилась расшифровка понятия
"транспортные (перевозочные) и коммерческие
документы". Разделение понятий содержится в
положениях о таможенном оформлении,
декларировании и процедурах, связанных с
внутренним таможенным транзитом.
Юридическое наполнение получило понятие
"внутренние налоги". Привычно разделение
налогов на внутренний НДС и входящий, или
так называемый таможенный. Четкая
формулировка о том, что налоги, взимаемые
налоговыми органами внутри страны,
являются с точки зрения Таможенного
кодекса внутренними, должна снять все
неясности толкования.
Изменилось
понятие "иностранные и российские товары".
Российскими называются товары:
-
российского происхождения;
- выпущенные
для свободного обращения на территории
РФ;
- изготовленные из товаров
российского происхождения или товаров,
выпущенных для свободного обращения.
Российскими признаются только товары,
имеющие свободное обращение на территории
РФ, без каких-либо ограничений со стороны
таможенных органов с точки зрения
таможенного законодательства. Продукты
любой степени переработки будут считаться
иностранными, поскольку остаются под
таможенным контролем. Речь идет не об
определении страны происхождения товара, а
об определении статуса с точки зрения
таможенного законодательства при
обращении товаров на таможенной территории
РФ.
Статус товара теперь связан с
физическим нахождением его на территории
РФ. Любой товар, даже российского
происхождения, ввозимый из-за границы, до
его выпуска в свободное обращение будет
иметь статус иностранного товара.
Новый
ТК продлевает процедуру перемещения
товаров через таможенную границу при ввозе
с момента пересечения таможенной границы
до момента его выпуска в свободное
обращение (на сегодняшний день под
перемещением товаров понимается
пересечение товаром таможенной границы РФ,
т.е. "одномоментное" действие). В будущем с
точки зрения административного и
уголовного права под незаконным
перемещением товаров будут пониматься не
только любые противоправные деяния в
момент пересечения границы, но и
последующие действия/бездействие до
выпуска товаров.
Новая редакция ТК РФ
более полно и подробно регламентирует
вопросы, связанные с перемещением товаров и
транспортных средств через таможенную
границу РФ.
Приведен закрытый перечень
таможенных режимов. Новые режимы могут быть
установлены только путем внесения
дополнений в Кодекс (в соответствии с
действующим Кодексом перечень режимов
отрытый, а новые таможенные режимы
устанавливаются Правительством РФ),
вводится новая классификация таможенных
режимов: основные, экономические,
завершающие и специальные.
Появятся
стабильные нормы, регулирующие те виды
таможенных режимов, которые так и не
получили четкой нормативно-правовой
регламентации даже на ведомственном
уровне, такие, например, как режим
переработки под таможенным контролем,
таможенное регулирование которого
осуществляется на основании двух
постановлений Правительства РФ, касающихся
авиационной техники и отдельных сырьевых
товаров для алюминиевой промышленности, а
также некоторого числа указаний и писем ГТК
России.
Увеличился перечень
специальных таможенных режимов, включены
таможенные режимы в отношении товаров,
перемещаемых частями в РФ,
дислоцированными на таможенной территории
РФ и за ее пределами, а также товаров,
предназначенных для предупреждения и
ликвидации стихийных бедствий, российских
товаров, перемещаемых между таможенными
органами через территорию иностранного
государства (ст. 268).
Отдельными главами
регулируются специальные таможенные
процедуры. Так, ТК 2003 г. содержит новую главу
(гл. 23) о перемещении товаров физическими
лицами, где закреплены подробные правила
перемещения пассажирами своего багажа
через таможенную границу. При этом
установленная норма беспошлинного ввоза
составляет 65 тысяч рублей, что значительно
расширяет границы применения данного
института.
Закреплены специальные
правила для перемещения товаров
трубопроводным транспортом и по линиям
электропередачи (гл. 26), предусматривающие
возможность уплачивать 50% сумм вывозных
таможенных пошлин, а оставшуюся часть сумм
доплачивать после вывоза товара; детально
регламентирован порядок перемещения
товаров в международных почтовых
отправлениях (гл. 24).
Впервые появилась
законодательная регламентация взятия проб
и образцов для проведения экспертиз и
исследований при осуществлении
таможенного контроля (гл. 36, ст. 378 - 385),
существовавшая ранее в виде трех положений,
утвержденных приказами ГТК России в 1994 и 2001
гг.
Детально описаны способы и случаи
идентификации товаров и оборудования
транспортных средств.
Наконец,
установлен срок давности по уплате
таможенных пошлин и налогов, который
составляет три года, что чрезвычайно важно
при решении вопроса о наличии в действиях
лица признаков правонарушения и
привлечении его к юридической
ответственности.
Установлено временное
ограничение по проведению таможенного
контроля после выпуска товаров таможенными
органами - проверка достоверности
заявленных при декларировании сведений о
товарах может проводиться только в течение
года после их выпуска.
Запрещено
повторное проведение специальной
таможенной ревизии, что устраняет
возможность административного давления на
"нежелательных" лиц.
Перечисленные
изменения свидетельствуют о том, что новый
ТК направлен на создание комплексной
правовой основы регулирования
деятельности государственных и
негосударственных, индивидуальных и
коллективных субъектов, участвующих в
отношениях по поводу перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную
границу.
К положительным новеллам ТК
можно отнести сокращение сроков выпуска
товаров.
На сегодняшний день срок
таможенного оформления составляет 10 дней и
исчисляется с момента представления
таможенному органу последнего документа. У
таможенного органа есть "легальное"
средство увеличения срока оформления -
неоднократно запрашивать дополнительные
документы.
С 01.01.2004 срок проверки
таможенной декларации таможенными
органами сокращается до 3 дней, что приведет
к снижению издержек участников ВЭД,
связанных с хранением товаров на
таможенных терминалах и простоем
транспортных средств. Если в этот срок
товар не может быть передан импортеру,
таможенный орган обязан в письменном виде
информировать его о причинах и указать, что
должен сделать импортер для выпуска
товаров. Импортер может забрать товар под
обеспечение уплаты таможенных платежей.
Выпуск товаров будет исчисляться с момента
принятия таможенной декларации, документов
и товаров. Если используется форма
предварительного декларирования, которая
предоставляется за 15 дней до ввоза, срок
исчисляется с момента предоставления
товара.
Новый ТК констатирует, что
таможенный орган имеет право затребовать
дополнительные документы, но их запрос не
препятствует выпуску товаров.
Как этого
можно добиться? Ставка делается на
упрощение таможенных процедур и широкое
применение информационных технологий (в
том числе ЭЦП) при декларировании товаров и
транспортных средств.
Еще один механизм
ускорения таможенных формальностей,
закрепленный в новом ТК, - внедрение
практики подачи неполных таможенных
деклараций и периодического
декларирования, а также предварительное
декларирование до фактического ввоза
товаров.
Предполагается также широкое
использование таможенной процедуры
условного выпуска, при которой товар может
быть выпущен в соответствии с условиями
таможенного режима с последующим
представлением всего пакета необходимых
документов.
Важным является то, что в
новой редакции ТК понятию "выпуск товаров"
придается совсем иное юридическое
наполнение.
Принято считать, что выпуск
товаров совпадает с завершением
таможенного оформления. В соответствии с
существующим подходом "товары, таможенное
оформление в отношении которых не
завершено, приравниваются к товарам, не
выпущенным таможенными органами, в
соответствии с установленным порядком".
Выпуск товаров может затягиваться до
урегулирования всех вопросов, связанных с
таможенным оформлением.
Новый Кодекс
разделяет понятия "таможенное оформление" и
"выпуск товаров". Выпуск представляет собой
одну из стадий таможенного оформления. ТК
предусматривает возможность выпуска
товаров и до подачи таможенной декларации,
например грузов, предназначенных для
ликвидации последствий стихийных бедствий,
и скоропортящихся товаров в виде
гуманитарной помощи.
Кодекс исходит из
того, что выпуск товаров должен
осуществляться как можно быстрее. Таким
образом, установление факта ввоза товара,
фиксирование импортера и товара, подача
декларации и уплата таможенных платежей
(либо предоставление обеспечения их уплаты)
являются достаточными условиями для
выпуска товара, а все остальные проверочные
мероприятия можно завершить после передачи
товара импортеру (аналогично выпуску
товара под временную условную оценку).
Такой выпуск не накладывает дополнительные
ограничения на пользование товарами, кроме
ограничений, предусмотренных избранным
таможенным режимом. Однако факт выпуска
товаров не свидетельствует о том, что все
юридические обязанности декларанта перед
таможенным органом исполнены и
взаимоотношения с таможней по поводу
данного товара закончены, поскольку
таможенное оформление начинается с
представлением в таможенный орган первого
документа, а завершается урегулированием
всех вопросов, связанных с ввозом
конкретных товаров и помещением их под
определенный таможенный режим, а также
завершением действия этого режима, если он
действует в течение определенного срока, а
также исчислением и взиманием таможенных
платежей. Это составляет суть нового
содержания понятий "выпуск товаров" и
"таможенное оформление".
Перспективна
также организация таможенного оформления и
таможенного контроля на основе системы
управления рисками, исходящей не из
тотального контроля, а из выборочности
таможенного контроля за товарами и
транспортными средствами, составляющими
группу риска (товарами, по которым возможно
занижение таможенной стоимости и
недостоверное декларирование).
Важной
новеллой ТК является возможность
применения упрощенных процедур в отношении
не только отдельных категорий