Статья 93. порядок
введения внешнего управления. 1. внешнее
управление вводится арбитражным судом на
основании решения собрания кредиторов, за
исключением случаев, предусмотренных
настоящим федеральным законом.
2.
Внешнее управление вводится на срок не
более чем восемнадцать месяцев, который
может быть продлен в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным
законом, не более чем на шесть месяцев, если
иное не установлено настоящим Федеральным
законом. Определение о продлении срока
внешнего управления подлежит немедленному
исполнению и может быть обжаловано в
порядке, установленном пунктом 3 статьи 61
настоящего Федерального закона. 3. По
ходатайству собрания кредиторов или
внешнего управляющего установленный срок
внешнего управления может быть
сокращен. Комментарий к статье 93 1.
Пункт 1 комментируемой статьи повторяет
положение п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве 1998
г., согласно которому арбитражный суд по
общему правилу вводит процедуру внешнего
управления на основании решения собрания
кредиторов. 2. Как и ранее, решение о
введении внешнего управления и об
обращении в арбитражный суд с
соответствующим ходатайством может быть
принято первым собранием кредиторов по
итогам процедуры наблюдения (ст. 73 Закона).
Кроме того, собрание кредиторов может
принять решение об обращении в арбитражный
суд с ходатайством о введении внешнего
управления при наличии оснований для
досрочного прекращения финансового
оздоровления (ст. 87), а также по окончании
срока финансового оздоровления (п. 4 ст. 88) и
о переходе к внешнему управлению (п. 1 ст. 92
Закона) <*>. --------------------------------
<*> О возможности перехода к внешнему
управлению в ходе конкурсного производства
см. ст. 146 Закона. 3. Решение собрания
кредиторов о введении внешнего управления
и об обращении с соответствующим
ходатайством в арбитражный суд принимается
большинством голосов от общего числа
голосов конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, а в случае
проведения повторного собрания кредиторов
- более чем 30 процентами голосов от общего
числа голосов этих кредиторов (п. п. 2 и 3 ст.
15). 4. В предусмотренных Законом случаях
арбитражный суд может отказать в
удовлетворении ходатайства собрания
кредиторов о введении внешнего управления
или, напротив, ввести эту процедуру вопреки
принятому решению. Так, несмотря на
принятое первым собранием кредиторов
решение об обращении с ходатайством о
введении внешнего управления, арбитражный
суд при наличии условий, предусмотренных п.
3 ст. 75, а применительно к банкротству
стратегических предприятий и организаций -
п. 2 ст. 194, вправе вынести определение о
введении финансового оздоровления.
Необходимо отметить, что по новому Закону
арбитражному суду не предоставлено право
вводить внешнее управление, если по
окончании наблюдения собранием кредиторов
принято решение об обращении с
ходатайством о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства, за исключением банкротства
градообразующих организаций (ст. 171), а также
субъектов естественных монополий ТЭК в
случае, предусмотренном ст. 12 Закона об
особенностях банкротства субъектов ТЭК.
Внешнее управление не может быть введено
при досрочном прекращении финансового
оздоровления, если арбитражный суд придет к
выводу об отсутствии реальной возможности
восстановить платежеспособность должника
(п. 5 ст. 87). Внешнее управление не может
быть введено по итогам финансового
оздоровления, если арбитражный суд придет к
выводу об отсутствии реальной возможности
восстановить платежеспособность должника
(п. 6 ст. 88), а также при отсутствии иных
обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 92.
Арбитражный суд не может вынести
определение о введении внешнего
управления, если с даты введения
финансового оздоровления до даты
рассмотрения арбитражным судом вопроса о
введении внешнего управления прошло более
18 месяцев (п. 2 ст. 92). Внешнее управление
градообразующей организацией может быть
введено при отсутствии соответствующего
решения собрания кредиторов, а также по
ходатайству органов, указанных в ст. 171, при
условии предоставления поручительства по
обязательствам должника. Арбитражный
суд выносит определение о введении
внешнего управления также в случаях,
когда: первым собранием кредиторов не
принято решение о применении одной из
процедур банкротства и рассмотрение дела
не может быть отложено, а также при
отсутствии предусмотренных ст. 75 оснований
для введения финансового оздоровления,
если у арбитражного суда есть достаточные
основания полагать, что платежеспособность
должника может быть восстановлена;
первым собранием кредиторов не принято
решение о применении одной из процедур
банкротства в отношении стратегического
предприятия или организации и рассмотрение
дела не может быть отложено, а также при
отсутствии предусмотренных ст. 194 оснований
для введения финансового оздоровления,
если в арбитражный суд представлено
заключение о возможности восстановления
платежеспособности должника (п. 1 ст. 194);
органом, участвующим в деле о банкротстве
субъектов естественных монополий ТЭК,
подано ходатайство о введении внешнего
управления (ст. 12 Закона об особенностях
банкротства субъектов ТЭК). 5. Процедура
внешнего управления не применяется к
кредитным организациям (ст. 182 Закона о
банкротстве), гражданам, в том числе
индивидуальным предпринимателям
(параграфы 1 и 2 гл. X Закона), кроме
крестьянского (фермерского) хозяйства
(параграф 3 гл. X), к ликвидируемому должнику
(п. 1 ст. 225), отсутствующему должнику (п. 1 ст.
228 Закона). 6. Внешнее управление
вводится определением арбитражного
суда. Сведения о вынесении определения
о введении внешнего управления должны быть
опубликованы в порядке, установленном ст. 28
Закона. 7. Анализ комментируемой статьи,
других положений Закона и
судебно-арбитражной практики позволяет
заключить, что в определении о введении
внешнего управления указываются: срок, на
который вводится внешнее управление,
утвержденная арбитражным судом
кандидатура внешнего управляющего (если
утверждение внешнего управляющего
производится одновременно с введением
внешнего управления) или сведения о
возложении исполнения обязанностей и
осуществления прав внешнего управляющего
на лицо, исполнявшее обязанности
временного, административного
управляющего (ст. 96) или конкурсного
управляющего (ст. 146); порядок распределения
судебных расходов и расходов на выплату
вознаграждения внешнему управляющему (п. 4
ст. 59). В определении может быть также
сказано об отмене мер по обеспечению
сохранности имущества должника, требований
кредиторов, которые могли быть приняты на
стадии наблюдения или финансового
оздоровления по заявлению лиц, участвующих
в деле <*>. -------------------------------- <*>
См.: п. 15 информационного письма Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 14.06.2001 N 64 "О некоторых вопросах
применения в судебной практике
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" (Вестник ВАС РФ. 2001. N 9. С.
72). 8. Рассматриваемая статья содержит
очевидный пробел, так как в ней не
предусмотрена возможность обжалования
определения арбитражного суда о введении
внешнего управления. Однако с вынесением
арбитражным судом данного определения
заканчивается рассмотрение дела о
банкротстве по существу (п. 1 ст. 52 Закона).
Поэтому определение о введении внешнего
управления может быть обжаловано в общем
порядке, предусмотренном разделом VI АПК
РФ. 9. Согласно п. 2 комментируемой статьи
срок, на который арбитражный суд вводит
внешнее управление, не может превышать 18
месяцев. Специальный срок установлен
для внешнего управления
сельскохозяйственной организацией и
крестьянским (фермерским) хозяйством - не
более чем три года и девять месяцев. 10.
Так же как и по Закону о банкротстве 1998 г., в
новом Законе допускается продление
первоначально установленного срока
внешнего управления не более чем на шесть
месяцев (см. комментарий к ст. 108). В
случае введения внешнего управления в
отношении градообразующей организации
срок внешнего управления может быть при
определенных условиях продлен на один год
(ст. 172), а в отношении субъекта естественных
монополий ТЭК - до пяти лет (п. 1 ст. 14 Закона
об особенностях банкротства субъектов ТЭК).
Срок внешнего управления в отношении
сельскохозяйственных организаций и
крестьянских (фермерских) хозяйств
продлевается не более чем на один год.
Таким образом, общий максимальный срок
внешнего управления составляет два года,
для градообразующих организаций - три года,
для субъектов естественных монополий ТЭК -
пять лет, для сельскохозяйственных
организаций и крестьянских (фермерских)
хозяйств - четыре года девять месяцев с
возможностью дальнейшего продления срока
при наступлении обстоятельств, указанных в
абз. 2 п. 3 ст. 178, абз. 3 п. 4 ст. 219 Закона о
банкротстве. 11. Рассмотрение вопросов о
введении внешнего управления, о продлении,
а также о сокращении срока внешнего
управления осуществляется коллегиальным
составом судей. Определение о продлении
срока внешнего управления выносится, как
правило, на основании соответствующего
решения собрания кредиторов (см. ст. 108
Закона). Это определение подлежит
немедленному исполнению и может быть
обжаловано только в апелляционном порядке
не позднее чем через 14 дней со дня его
принятия. Обжалование определения об
отказе в продлении срока внешнего
управления прямо не предусмотрено
комментируемой статьей. Однако это не
исключает возможность подачи на данное
определение апелляционной жалобы и ее
рассмотрение в порядке, предусмотренном п. 3
ст. 61 Закона. 12. Согласно п. 3
комментируемой статьи арбитражный суд
может сократить установленный срок
внешнего управления по ходатайству
собрания кредиторов или внешнего
управляющего. Решение собрания
кредиторов об обращении в арбитражный суд с
ходатайством о сокращении срока внешнего
управления принимается большинством
голосов от числа голосов конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов,
присутствующих на собрании кредиторов (п. 1
ст. 15), при наличии кворума (п. 4 ст. 12).
Определения арбитражного суда о сокращении
срока внешнего управления или об отказе в
сокращении срока внешнего управления могут
быть обжалованы только в апелляционном
порядке не позднее чем через 14 дней со дня
их принятия (п. 3 ст. 61). Вместе с тем нормы
о сокращении срока внешнего управления
вряд ли будут востребованы на практике,
поскольку при наличии оснований для
досрочного прекращения внешнего
управления внешний управляющий обязан
представить на рассмотрение собрания
кредиторов свой отчет (ст. 117), что снимает
опасения в преднамеренном затягивании
процедуры банкротства.