Статья 11. права
кредиторов и уполномоченных органов. 1.
правом на подачу заявления о признании
должника банкротом обладают
уполномоченные органы в порядке,
установленном правительством российской
федерации, и конкурсные кредиторы.
2.
Органы исполнительной власти и
организации, наделенные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
правом взыскания задолженности по
обязательным платежам, вправе участвовать
в судебных заседаниях по рассмотрению
обоснованности требований по этим платежам
и оснований для включения этих требований в
реестр требований
кредиторов. Комментарий к статье 11 1.
Под уполномоченными органами в целях
Закона о банкротстве понимаются
федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные Правительством Российской
Федерации представлять в деле о
банкротстве и в процедурах банкротства
требования об уплате обязательных платежей
и требования Российской Федерации по
денежным обязательствам, а также органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, уполномоченные
представлять в деле о банкротстве и в
процедурах банкротства требования по
денежным обязательствам соответственно
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований (ст. 2 Закона о
банкротстве). Помимо уполномоченных
органов в Законе о банкротстве упоминается
также регулирующий орган, под которым
понимается федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
контроль за деятельностью
саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих. В соответствии с
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 ноября 2002 г. N 855 "Об
уполномоченном и регулирующем органе в
делах о банкротстве и процедурах
банкротства" <*> исполнение функций как
уполномоченного, так и регулирующего
органа временно, сроком на три месяца, было
возложено на Федеральную службу России по
финансовому оздоровлению и банкротству
(ФСФО). -------------------------------- <*> СЗ РФ.
2002. N 49. Ст. 4886. Начиная с 3 марта 2003 г.
распределение функций между
уполномоченным (от имени Российской
Федерации) и регулирующим органами
определяется на основе Постановления
Правительства Российской Федерации от 14
февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в
делах о банкротстве и в процедурах
банкротства и регулирующем органе,
осуществляющем контроль за
саморегулируемыми организациями
арбитражных управляющих" <*>. Данным
Постановлением установлено, что
уполномоченным органом, представляющим в
делах о банкротстве и в процедурах
банкротства требования об уплате
обязательных платежей и требования
Российской Федерации по денежным
обязательствам, является ФСФО, а
регулирующим органом, осуществляющим
контроль за деятельностью
саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих, - Министерство юстиции
Российской Федерации.
-------------------------------- <*> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст.
659. 2. В настоящее время порядок подачи
уполномоченным органом заявлений о
признании должников банкротами
регулируется Положением о предъявлении
требований по обязательствам перед
Российской Федерацией в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства,
утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 218 "О
порядке предъявления требований по
обязательствам перед Российской
Федерацией в делах о банкротстве и в
процедурах банкротства" <*>.
-------------------------------- <*> Российская
газета. 2003. 26 апреля. В соответствии с
названным Положением в случае неисполнения
должником требований по уплате
обязательных платежей в размере,
установленном Законом о банкротстве в
качестве основания для подачи заявления о
признании должника банкротом, налоговые
или таможенные органы не позднее трех
месяцев с даты направления судебному
приставу-исполнителю постановления
налогового или таможенного органа о
взыскании налога (сбора) за счет имущества
должника направляют в адрес ФСФО или ее
территориального органа уведомление о
наличии задолженности по обязательным
платежам. В случае неисполнения
должником требований Российской Федерации
по денежным обязательствам в размере,
установленном Законом о банкротстве в
качестве основания для подачи заявления о
признании должника банкротом, федеральные
органы исполнительной власти и
государственные внебюджетные фонды, а
также их территориальные органы не позднее
трех месяцев с даты направления
(предъявления к исполнению)
исполнительного листа о взыскании
задолженности направляют в адрес
уполномоченного органа или его
территориального органа уведомление о
наличии задолженности по денежным
обязательствам. К уведомлению
налогового или таможенного органа о
наличии задолженности по обязательным
платежам прилагаются следующие
документы: а) справка налогового или
таможенного органа о размере задолженности
по налогу (сбору), не уплаченному в более чем
трехмесячный срок; б) заверенная копия
решения налогового или таможенного органа
о взыскании денежных средств со счетов
должника; в) заверенная копия
постановления налогового или таможенного
органа о взыскании налога (сбора) за счет
имущества должника; г) сведения о
направлении судебному
приставу-исполнителю постановления
налогового или таможенного органа о
взыскании налога (сбора) за счет имущества
должника. К уведомлению федерального
органа исполнительной власти,
государственного внебюджетного фонда или
их территориальных органов о наличии
задолженности по денежным обязательствам
прилагаются заверенные копии документов,
представляемые в соответствии с АПК РФ и
при подаче заявления о признании должника
банкротом, включая надлежаще заверенные
копии: а) документов, подтверждающих
наличие обязательств должника перед
указанными органами, а также наличие и
размер задолженности по указанным
обязательствам; б) решений арбитражного
суда о взыскании задолженности в пользу
указанных органов; в) постановлений
апелляционной инстанции, вынесенных по
жалобам на решения арбитражного суда (при
их наличии); г) постановлений
кассационной и надзорной инстанций в
случаях, если этими постановлениями
изменяются решения (постановления)
нижестоящих судов (при их наличии); д)
исполнительных листов о взыскании
задолженности; е) документов,
свидетельствующих о направлении
исполнительного листа судебному
приставу-исполнителю. В отношении
должников, размер внеоборотных активов
которых по состоянию на последнюю отчетную
дату превышает 5 млрд. рублей либо
являющихся стратегическими организациями,
а также должников, в отношении которых
Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации дано
поручение о рассмотрении вопроса о подаче
заявления о признании их банкротами
(должники категории А), решение о подаче
заявления о признании должника банкротом
принимается Правительством Российской
Федерации, Председателем Правительства
Российской Федерации или по его поручению
заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации. В отношении
должников, размер внеоборотных активов
которых по состоянию на последнюю отчетную
дату составляет от 1 до 5 млрд. рублей, а
решение о подаче заявления о признании
должника банкротом принимается на
федеральном уровне (должники категории Б),
должников, размер внеоборотных активов
которых по состоянию на последнюю отчетную
дату составляет от 30 млн. до 1 млрд. рублей, а
решение о подаче заявления о признании
должника банкротом принимается на
межрегиональном уровне (должники категории
В), а также иных должников, не относящихся к
категориям А, Б и В (должники категории Г),
решение о подаче заявления о признании
должника банкротом в соответствии с
вышеупомянутым Положением принимается
уполномоченным органом. В недельный
срок с даты получения уведомления о наличии
задолженности и соответствующих
документов уполномоченный орган
определяет дату заседания
межведомственной комиссии
(межведомственного совещания) и направляет
в органы статистики по месту нахождения
должника запрос о предоставлении
бухгалтерской отчетности, а также
уведомление о заседании межведомственной
комиссии (межведомственного совещания)
членам комиссии (совещания) и в федеральные
органы исполнительной власти и иные
органы. Указанные органы в
двухнедельный срок со дня получения
уведомления вносят в него необходимые
сведения и возвращают в уполномоченный
орган. Органы статистики не позднее семи
дней со дня получения запроса о
предоставлении бухгалтерской отчетности
направляют в уполномоченный орган копии
бухгалтерской отчетности должника на
последнюю отчетную дату.
Целесообразность подачи заявления о
признании должников категорий А и Б
банкротами определяется межведомственной
комиссией, состав которой утверждается
Правительством Российской Федерации.
Ответственным за проведение заседания
межведомственной комиссии является
уполномоченный орган. Уполномоченный
орган оформляет по согласованию с
Министерством экономического развития и
торговли Российской Федерации протокол
заседания межведомственной комиссии и
направляет его с соответствующими
предложениями о целесообразности
(нецелесообразности) подачи заявления о
признании банкротом должника категории А в
Правительство Российской Федерации.
Решение о целесообразности
(нецелесообразности) подачи заявления о
признании банкротом должника категории Б
при наличии согласия Министерства
экономического развития и торговли
Российской Федерации оформляется приказом
уполномоченного органа. В случае
несогласия в протоколе заседания
отражается мотивированное заключение
Министерства экономического развития и
торговли Российской Федерации, на
основании которого уполномоченный орган
готовит доклад и направляет его вместе с
протоколом в Правительство Российской
Федерации. Целесообразность подачи
заявления о признании должников категорий
В и Г банкротами определяется
межведомственным совещанием, состав
которого утверждается уполномоченным
органом по согласованию с Министерством
экономического развития и торговли
Российской Федерации. В отношении
должников категорий В и Г заседания
межведомственного совещания проводятся
соответственно межрегиональными
территориальными или территориальными
органами уполномоченного органа и
оформляются протоколами, согласованными с
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного
самоуправления по месту регистрации
должника. При наличии согласия решение о
целесообразности (нецелесообразности)
подачи заявления о признании должника
банкротом оформляется приказом
межрегионального территориального
(территориального) органа уполномоченного
органа. В случае несогласия в протоколе
заседания отражается мотивированное
заключение согласующего органа, на
основании которого межрегиональный
территориальный (территориальный) орган
уполномоченного органа готовит доклад и
направляет его вместе с протоколом в
уполномоченный орган (его межрегиональный
территориальный орган) для рассмотрения
вышестоящей межведомственной комиссией
(межведомственным совещанием). Приказы
и протоколы оформляются межрегиональным
территориальным или территориальным
органом уполномоченного органа в течение
трех дней с даты проведения заседания
комиссии (совещания). В случае получения
решения Правительства Российской
Федерации, Председателя Правительства
Российской Федерации или заместителя
Председателя Правительства Российской
Федерации о подаче заявления о признании
должника банкротом либо издания приказа
уполномоченный орган (его межрегиональный
территориальный или территориальный орган)
в двухнедельный срок обращается в суд с
заявлением о признании должника
банкротом. По запросу уполномоченного
органа налоговые и таможенные органы, а
также органы, являющиеся кредиторами по
денежному обязательству, участвуют в
судебных заседаниях по рассмотрению
обоснованности требований Российской
Федерации и обоснованности включения
указанных требований в реестр требований
кредиторов. При наличии
соответствующих ходатайств федерального
органа исполнительной власти, являющегося
представителем собственника имущества
должника - федерального государственного
унитарного предприятия или представителем
собственника акций (долей, паев) должника,
при рассмотрении на заседании
межведомственной комиссии
(межведомственного совещания) вопроса о
подаче заявления о признании банкротами
должников - федеральных государственных
унитарных предприятий и организаций, более
25 процентов акций (долей, паев) которых
находится в федеральной собственности,
заседания комиссии (совещания)
откладываются на срок до двух месяцев для
решения в установленном законодательством
Российской Федерации порядке вопроса о
приватизации федерального
государственного унитарного предприятия
или продаже акций, принадлежащих
Российской Федерации. 3. Поскольку право
на подачу заявления о признании должника
банкротом может быть реализовано
уполномоченным