Статья 11. права кредиторов и уполномоченных органов. 1. правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном правительством российской федерации, и конкурсные кредиторы.

2. Органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
Комментарий к статье 11
1. Под уполномоченными органами в целях Закона о банкротстве понимаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 2 Закона о банкротстве).
Помимо уполномоченных органов в Законе о банкротстве упоминается также регулирующий орган, под которым понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства" <*> исполнение функций как уполномоченного, так и регулирующего органа временно, сроком на три месяца, было возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4886.
Начиная с 3 марта 2003 г. распределение функций между уполномоченным (от имени Российской Федерации) и регулирующим органами определяется на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" <*>. Данным Постановлением установлено, что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является ФСФО, а регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - Министерство юстиции Российской Федерации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 659.
2. В настоящее время порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должников банкротами регулируется Положением о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 218 "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2003. 26 апреля.
В соответствии с названным Положением в случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее трех месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес ФСФО или ее территориального органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам в размере, установленном Законом о банкротстве в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, а также их территориальные органы не позднее трех месяцев с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности направляют в адрес уполномоченного органа или его территориального органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам.
К уведомлению налогового или таможенного органа о наличии задолженности по обязательным платежам прилагаются следующие документы:
а) справка налогового или таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем трехмесячный срок;
б) заверенная копия решения налогового или таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов должника;
в) заверенная копия постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника;
г) сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника.
К уведомлению федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда или их территориальных органов о наличии задолженности по денежным обязательствам прилагаются заверенные копии документов, представляемые в соответствии с АПК РФ и при подаче заявления о признании должника банкротом, включая надлежаще заверенные копии:
а) документов, подтверждающих наличие обязательств должника перед указанными органами, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
б) решений арбитражного суда о взыскании задолженности в пользу указанных органов;
в) постановлений апелляционной инстанции, вынесенных по жалобам на решения арбитражного суда (при их наличии);
г) постановлений кассационной и надзорной инстанций в случаях, если этими постановлениями изменяются решения (постановления) нижестоящих судов (при их наличии);
д) исполнительных листов о взыскании задолженности;
е) документов, свидетельствующих о направлении исполнительного листа судебному приставу-исполнителю.
В отношении должников, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 5 млрд. рублей либо являющихся стратегическими организациями, а также должников, в отношении которых Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации дано поручение о рассмотрении вопроса о подаче заявления о признании их банкротами (должники категории А), решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
В отношении должников, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату составляет от 1 до 5 млрд. рублей, а решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается на федеральном уровне (должники категории Б), должников, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату составляет от 30 млн. до 1 млрд. рублей, а решение о подаче заявления о признании должника банкротом принимается на межрегиональном уровне (должники категории В), а также иных должников, не относящихся к категориям А, Б и В (должники категории Г), решение о подаче заявления о признании должника банкротом в соответствии с вышеупомянутым Положением принимается уполномоченным органом.
В недельный срок с даты получения уведомления о наличии задолженности и соответствующих документов уполномоченный орган определяет дату заседания межведомственной комиссии (межведомственного совещания) и направляет в органы статистики по месту нахождения должника запрос о предоставлении бухгалтерской отчетности, а также уведомление о заседании межведомственной комиссии (межведомственного совещания) членам комиссии (совещания) и в федеральные органы исполнительной власти и иные органы.
Указанные органы в двухнедельный срок со дня получения уведомления вносят в него необходимые сведения и возвращают в уполномоченный орган. Органы статистики не позднее семи дней со дня получения запроса о предоставлении бухгалтерской отчетности направляют в уполномоченный орган копии бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату.
Целесообразность подачи заявления о признании должников категорий А и Б банкротами определяется межведомственной комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации. Ответственным за проведение заседания межведомственной комиссии является уполномоченный орган.
Уполномоченный орган оформляет по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации протокол заседания межведомственной комиссии и направляет его с соответствующими предложениями о целесообразности (нецелесообразности) подачи заявления о признании банкротом должника категории А в Правительство Российской Федерации.
Решение о целесообразности (нецелесообразности) подачи заявления о признании банкротом должника категории Б при наличии согласия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации оформляется приказом уполномоченного органа. В случае несогласия в протоколе заседания отражается мотивированное заключение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, на основании которого уполномоченный орган готовит доклад и направляет его вместе с протоколом в Правительство Российской Федерации.
Целесообразность подачи заявления о признании должников категорий В и Г банкротами определяется межведомственным совещанием, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В отношении должников категорий В и Г заседания межведомственного совещания проводятся соответственно межрегиональными территориальными или территориальными органами уполномоченного органа и оформляются протоколами, согласованными с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по месту регистрации должника. При наличии согласия решение о целесообразности (нецелесообразности) подачи заявления о признании должника банкротом оформляется приказом межрегионального территориального (территориального) органа уполномоченного органа. В случае несогласия в протоколе заседания отражается мотивированное заключение согласующего органа, на основании которого межрегиональный территориальный (территориальный) орган уполномоченного органа готовит доклад и направляет его вместе с протоколом в уполномоченный орган (его межрегиональный территориальный орган) для рассмотрения вышестоящей межведомственной комиссией (межведомственным совещанием).
Приказы и протоколы оформляются межрегиональным территориальным или территориальным органом уполномоченного органа в течение трех дней с даты проведения заседания комиссии (совещания).
В случае получения решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о подаче заявления о признании должника банкротом либо издания приказа уполномоченный орган (его межрегиональный территориальный или территориальный орган) в двухнедельный срок обращается в суд с заявлением о признании должника банкротом.
По запросу уполномоченного органа налоговые и таможенные органы, а также органы, являющиеся кредиторами по денежному обязательству, участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований Российской Федерации и обоснованности включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
При наличии соответствующих ходатайств федерального органа исполнительной власти, являющегося представителем собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия или представителем собственника акций (долей, паев) должника, при рассмотрении на заседании межведомственной комиссии (межведомственного совещания) вопроса о подаче заявления о признании банкротами должников - федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, более 25 процентов акций (долей, паев) которых находится в федеральной собственности, заседания комиссии (совещания) откладываются на срок до двух месяцев для решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке вопроса о приватизации федерального государственного унитарного предприятия или продаже акций, принадлежащих Российской Федерации.
3. Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом может быть реализовано уполномоченным

К тексту закона »
Читайте также