НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ (Издательство Статут, 2003)

(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 31 октября 2003 года
Под редакцией
профессора, доктора юридических наук
В.В. Витрянского
Авторский коллектив
В.В. Витрянский - введение; глава I (кроме статей 4 - 5, 16, 20 - 26); глава IX;
С.Е. Андреев - глава IV;
С.А. Денисов - глава VI (кроме статьи 112); параграф 1 главы XI;
А.В. Егоров - глава VIII;
О.А. Наумов - глава X;
О.А. Никитина - глава VII (кроме статьи 140); параграф 2 главы XI;
Л.А. Новоселова - статьи 4 - 5, 16, 112, 140; глава II;
Э.Н. Ренов - статьи 20 - 26;
Н.В. Самохвалова - глава III;
С.В. Сарбаш - глава V; глава XII;
А.Г. Долгов, Т.Е. Комарова - алфавитно-предметный указатель.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Василий Владимирович Витрянский - заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Сергей Евгеньевич Андреев - помощник судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Сергей Анатольевич Денисов - кандидат юридических наук, консультант Исследовательского центра частного права.
Андрей Владимирович Егоров - кандидат юридических наук, советник Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Олег Александрович Наумов - заслуженный юрист России, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, начальник Управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ольга Александровна Никитина - главный консультант Управления совершенствования законодательства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Людмила Александровна Новоселова - доктор юридических наук, профессор, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Эдуард Николаевич Ренов - заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, профессор, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Наталья Викторовна Самохвалова - судья, председатель судебного состава Арбитражного суда г. Москвы.
Сергей Васильевич Сарбаш - кандидат юридических наук, заместитель начальника Управления законодательства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012).
ГК РФ, ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г., с изменениями (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 9. Ст. 773; N 34. Ст. 4026; 1999. N 28. Ст. 3471; 2001. N 21. Ст. 2063; 2002. N 12. Ст. 1093; N 48. Ст. 4737; Ст. 4746); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г., с изменениями (СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 1997. N 43. Ст. 4903; 1999. N 51. Ст. 6288; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 2. Ст. 160, 167).
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532).
Закон о банкротстве, Закон - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190).
Закон о банкротстве 1998 г., Закон 1998 г. - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222; 2002. N 12. Ст. 1093).
Закон о банкротстве кредитных организаций - Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097; 2000. N 2. Ст. 127; 2001. N 26. Ст. 2590; N 33 (часть I). Ст. 3419; 2002. N 12. Ст. 1093).
Закон о государственной регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431).
Закон о лицензировании - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020; N 12. Ст. 1093; N 50. Ст. 4925).
Закон о рынке ценных бумаг - Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33 (часть I). Ст. 3424; 2002. N 52 (часть II). Ст. 5141).
Закон об акционерных обществах - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (часть I). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436).
Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179).
Закон об оценочной деятельности - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; 2002. N 4. Ст. 251; N 12. Ст. 1093; N 46. Ст. 4537; 2003. N 2. Ст. 167).
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 1999. N 28. Ст. 3487; 2000. N 2. Ст. 134; 2001. N 53 (часть I). Ст. 5016; N 53 (часть I). Ст. 5026; 2002. N 1 (часть I). Ст. 2; 2003. N 23. Ст. 2174; N 27 (часть I). Ст. 2700; N 28. Ст. 2873); Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; N 32. Ст. 3341; 2001. N 1 (часть II). Ст. 18; N 23. Ст. 2289; N 33 (часть I). Ст. 3413; N 33 (часть I). Ст. 3421; N 33 (часть I). Ст. 3429; N 49. Ст. 4554; N 49. Ст. 4564; N 53 (часть I). Ст. 5015; N 53 (часть I). Ст. 5023; 2002. N 1 (часть I). Ст. 4; N 22. Ст. 2026; N 30. Ст. 3021; N 30. Ст. 3027; N 30. Ст. 3033; 2003. N 1. Ст. 2; N 1. Ст. 5; N 1. Ст. 6; N 1. Ст. 8; N 1. Ст. 11; N 19. Ст. 1749; N 21. Ст. 1958; N 23. Ст. 2174; N 26. Ст. 2567; N 27. Ст. 2700 (часть I); N 28. Ст. 2874, 2879).
Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (Вестник ВАС РФ. 1997. N 6; 1998. N 4).
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6).
Стандарты эмиссии - Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 г. N 16/пс (Российская газета. 2002. 28 августа).
ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3; N 30. Ст. 3014, 3033).
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации.
Ведомости - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.



"История конкурсного законодательства
в России - печальная повесть о том,
как много попыток было сделано к изданию
удовлетворительного конкурсного права
России и как все эти попытки неизменно
кончались неудачей".
А. Трайнин <*>
--------------------------------
<*> Трайнин А. Несостоятельность и банкротство: Доклад, читанный в С.-Петербургском Юридическом Обществе. СПб., 1913. С. 3.
ВВЕДЕНИЕ
Очередная реформа законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
В течение последних 10 лет со дня возрождения института несостоятельности (банкротства) в России принят уже третий по счету Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Наверное, это абсолютный мировой рекорд "скорострельности" в этой весьма сложной сфере правового регулирования, не терпящей суеты и непродуманных решений.
С первого дня введения в действие предпоследнего Закона <*> стали говорить о его недостатках и имеющихся пробелах в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством). Но в период с 1998 по 2000 год у законодателя хватило терпения дождаться того, чтобы указанные недостатки и пробелы Закона проявили себя в судебной практике и стали очевидными.
--------------------------------
<*> Закон о банкротстве 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
Разумной реакцией на указанные недостатки и пробелы было бы внесение конкретных изменений и дополнений в действовавший тогда Закон. Однако тонкой работе по налаживанию механизма правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), как это делается в развитых правопорядках, законодатель предпочел новую реформу этой сферы законодательства, в результате которой появился новый закон, которому присущи новые недостатки и пробелы. Все начинается сначала.
Современный этап реформирования законодательства
о несостоятельности
Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом Российской Федерации 26 октября 2002 г. (N 127-ФЗ) и введен в действие по истечении 30 дней со дня его официального опубликования <*>. Как было определено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <**>, официальной датой вступления данного Закона в силу следует считать 3 декабря 2002 г.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2002. 2 ноября.
<**> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6. С. 7.
Данный Федеральный закон олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации. Как известно, возрождение института несостоятельности в России после десятилетий забвения связывается с появлением Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие с 1 марта 1993 г. <*> (первый этап развития правового регулирования несостоятельности).
--------------------------------
<*> Ведомости. 1993. N 1. Ст. 6.
Началом второго этапа развития правового регулирования несостоятельности послужило введение в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <*> с 1 марта 1998 г. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
Наступивший недавно третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 г. Для него характерны детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности (с известной долей модернизации их количественного выражения), значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.
Следует заметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика его применения действительно нуждались в реформировании, поскольку некоторые законоположения не только не препятствовали чисто механическому возбуждению дел о банкротстве, но, как оказалось, не исключали возможности различного рода злоупотреблений со стороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих. Поэтому разумно было ожидать, что изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон, будут направлены прежде всего на устранение выявленных недостатков и пробелов в правовом регулировании несостоятельности (банкротства). И целый ряд новелл действительно служит этой цели. Однако, как показывает ознакомление с текстом нового Закона, этим дело не ограничилось: он содержит ряд новелл, появление которых никак не может быть объяснено целью устранения недостатков в действующем законодательстве. Более того, некоторые новые законоположения при их реализации могут породить такие проблемы, с которыми ранее не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды.
Например, в первой же статье Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" содержится норма о том, что действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Суть изменения состоит в том, что значительно расширяется круг потенциальных банкротов из числа некоммерческих организаций; ранее под действие Закона попадали лишь потребительские кооперативы, а также благотворительные и иные фонды. Трудно объяснить, зачем понадобилось распространять риск банкротства, скажем, на общественные организации и объединения, торгово-промышленные палаты, творческие коллективы и ассоциации и иные некоммерческие организации, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 50) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Кроме того, данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 65 ГК, а ведь согласно п. 2 ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Правда, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что указанное противоречие представляет

Комментарии к законам »
Читайте также