Юридическое содержание норм налогового законодательства при применении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты есн

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕСН
Г.В. ПЕТРОВА
Петрова Галина Владиславовна
Заведующая отделом финансового законодательства ИЗиСП. Кандидат юридических наук. Специалист по финансовому праву и налоговому регулированию.
Родилась 17 апреля 1951 г. в Москве. В 1974 г. окончила юридический факультет Казанского госуниверситета. С 1976 по 1979 г. работала в Институте мировой экономики и международных отношений. В 1986 - 1994 гг. - в Институте внешнеэкономических связей, а с 1994 г. - в ИЗиСП. Заведующая сектором финансового права Института внешнеэкономических связей.
Публикации: монография "Ответственность за нарушение налогового законодательства", 1995; "Комментарий к Закону о налоге на прибыль", 1996; учебник "Налоговое право", 1997; и др.
Соответствует ли Налоговому кодексу РФ п. 5 (абз. 4 - 7) Методических рекомендаций?
В пункте 5 (абз. 4 - 7) Методических рекомендаций утверждается, что в НК РФ понятие "работник" применяется в значении ст. 20 Трудового кодекса РФ. Однако применение понятия "работник" в значении ТК РФ приводит к неопределенности единого социального налога в гл. 24 НК РФ для налогоплательщиков, осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу работников, выполняющих работы по заключенным гражданско-правовым договорам, включая договоры подряда, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Иными словами, при применении понятия "работник", как в ст. 20 ТК РФ, к подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ налоговых льгот (освобождения от ЕСН) фактически лишаются организации, использующие труд инвалидов. Это противоречит смыслу ст. 234 - 242 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Сравнительно-правовой анализ норм НК РФ, ТК РФ, ГК РФ о договорах и юридическом статусе физических лиц в договоре показывает, что налоговое законодательство не может для целей налогообложения корректировать юридическое значение и правовую "емкость" базовых терминов правоотношений о выполнении работ и оказании услуг по договору (трудовому или гражданско-правовому).
Так, термин "работник", исходя из существа ЕСН, должен пониматься как физическое лицо - сторона договора, по которому осуществляются выплаты и иные вознаграждения. Равнозначность для целей взимания ЕСН применения термина "работник" в гражданском и трудовом договоре подтверждается юридическим содержанием большинства статей НК РФ, включая ст. 234, 236, 237, 241, 242, 255 и другие.
Так, ст. 234 НК РФ устанавливает, что единый социальный налог предназначается для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, т.е. взимание ЕСН есть реализация государственных функций обязательного страхования физических лиц, работающих за вознаграждение при оказании услуг и осуществлении работ. Основные положения трудового договора по ТК РФ не расходятся с существенными сторонами гражданско-правовых договоров ГК РФ в сфере оказания услуг и выполнения работ физическими лицами, поскольку трудовой договор конкретизирует особенности сроков, режим труда и отдыха, другие аспекты организации труда в соответствии с основными задачами трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ).
Методические рекомендации (как один из видов рекомендательных ведомственных нормативных актов) не являются источником норм налогового права, а содержат внутриведомственное разъяснение о методологии применения норм НК РФ участниками налоговых отношений. Арбитражные суды в процессе рассмотрения налоговых споров руководствуются нормами НК РФ, а не ведомственными нормативными актами МНС России, которые не должны противоречить НК РФ, поскольку являются подзаконными.
На основании вышеизложенного можно заключить, что п. 5 (абз. 4 - 7) Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН), утвержденных Приказом МНС от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344, не соответствует Налоговому кодексу РФ (подп. 2 п. 1 ст. 239). Пункт 5 (абз. 4 - 7) этого документа не должен применяться участниками налоговых отношений.
Соответствуют ли Налоговому кодексу РФ п. 20 и 20.2 Методических рекомендаций?
В пунктах 20 и 20.2 Методических рекомендаций изменено содержание терминов, понятий и официального текста подп. 1 и 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, что привело к изменению оснований для
использования льгот по ЕСН налогоплательщиками - общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов. Применение понятия "работник" в значении ТК РФ в ст. 239 НК РФ приводит к отсутствию ЕСН для налогоплательщиков, выполняющих работы по заключенным гражданско-правовым договорам, включая договоры подряда, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Вследствие этого у обществ инвалидов как у налогоплательщиков возникают трудности при правоприменении термина "работник" ст. 239 НК РФ в значении ТК РФ.
В подпункте 2 п. 1 ст. 239 НК РФ установлено, что "от уплаты налога освобождаются отдельные категории налогоплательщиков-работодателей с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника". В пунктах 20 и 20.2 Методических рекомендаций написано, что "при применении подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ следует иметь в виду, что от уплаты налога освобождаются следующие категории работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, работающего только по трудовым договорам".
В данном случае имеет место противоречие между подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ и п. 20 и 20.2 Методических рекомендаций, поскольку Методические рекомендации изменяют подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, дополняя его словами "работающим только по трудовым договорам". Такая "корректировка" недопустима по следующим основаниям.
Во-первых, согласно ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из норм НК РФ и норм принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Во-вторых, согласно подп. 8 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт (в данном случае Методические рекомендации) должен признаваться не соответствующим НК РФ, т.к. его положения (подп. 5, 20 и 20.2) изменяют содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, и используют их в ином значении (понятие "работник" используется применительно к трудовым отношениям по ТК РФ вместо "работника" по гражданско-правовым и трудовым договорам, как в НК РФ).
В-третьих, в гл. 24 НК РФ, включающей в порядок взимания ЕСН понятия "работник", "выплаты и иные вознаграждения по договорам", не учтены должным образом возможные на практике концептуальные трудности понимания публично-правовых и частноправовых элементов трудового и гражданского договора. Такие "сомнения" и "неясности" должны были устраниться разъяснениями МНС России в пользу налогоплательщика согласно п. 7 ст. 3 НК РФ. Однако Методические рекомендации разъяснили это, ограничив интересы налогоплательщиков, имеющих законные льготы (обществ инвалидов).
Согласно ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В статье 242 НК РФ дано понятие "работник" (физическое лицо) для определения даты выплат и иных вознаграждений - "день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ".
НК РФ в понятие "работник" вкладывает более широкий смысл, чем только работник по трудовому договору, что подтверждается нормами гл. 25 НК РФ.
В статье 255 НК РФ (гл. 25 "Налог на прибыль организаций") сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В пункте 21 ст. 255 НК РФ также установлено, что в расходы на оплату труда включаются "расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями".
Исходя из проведенного сравнительно-правового анализа, следует вывод, что п. 20 и 20.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН), утвержденных Приказом МНС России от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344, не соответствуют Налоговому кодексу РФ (ст. 239 и другим) и не могут быть основанием для правового регулирования ЕСН.
Методические рекомендации могут быть признаны не соответствующими НК РФ в судебном порядке, либо МНС России внесет в них необходимые изменения до судебного рассмотрения согласно п. 3 ст. 6 НК РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 20.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
ПРИКАЗ МНС РФ от 05.07.2002 N БГ-3-05/344
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И
УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА"
Право и экономика, N 11, 2003

Правовое положение аффилированных лиц при заключении сделок, связанных с конкуренцией на товарных рынках, и сделок с заинтересованностью  »
Комментарии к законам »
Читайте также