Новое в законодательстве о гражданстве рф

А. МЕЗЕНЦЕВА
А. Мезенцева, специалист-эксперт правового управления Совета Федерации.
14 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Он направлен на упрощение порядка приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц, прежде всего гражданами бывшего СССР, проживавшими и проживающими в государствах, входивших в состав СССР. Указанные граждане, переехавшие в Российскую Федерацию на постоянное жительство, были зарегистрированы по месту жительства и пользовались всеми социальными и экономическими правами, могли участвовать в выборах в органы местного самоуправления, проводимых на территории Российской Федерации. После принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. значительное число таких граждан оказались лишенными вида на жительство, поскольку ранее действовавшим законодательством на них был распространен режим пребывания и проживания на территории Российской Федерации, установленный для российских граждан. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. не в полной мере учел эту ситуацию, в результате чего приобретение российского гражданства лицами, имевшими гражданство СССР и не один год законно проживающими на территории Российской Федерации, было необоснованно затруднено.
Анализ поступивших в приемную Совета Федерации обращений граждан за девять месяцев правоприменительной практики в рамках этого Закона показал, что наряду с учетом международного опыта и европейских стандартов в области гражданства, устранением необоснованного либерализма в этом вопросе не удалось избежать ряда существенных просчетов, что отрицательно сказалось на социальной защищенности отдельных групп населения Российской Федерации и некоторых категориях иностранных граждан (лиц без гражданства), выходцев из бывших республик СССР.
Если во втором полугодии 2002 г. было рассмотрено 72 обращения по вопросам, связанным с оказанием содействия в обмене паспорта, получении вида на жительство или гражданства Российской Федерации, то только за первые три месяца 2003 г. таких обращений рассмотрено 93. За этот же период количество такого рода обращений, направленных для принятия мер из приемной Совета Федерации в МВД РФ, возросло практически вдвое.
В апреле 2003 г. Государственная Дума направила Обращение "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". В нем, в частности, указывалось на то, что в результате принятия этого Закона тысячи военнослужащих Вооруженных Сил РФ и членов их семей лишились гражданства Российской Федерации. В подобном положении оказались также граждане, уволенные с военной службы, в том числе проходившие военную службу по призыву, и члены их семей. В общей сложности в результате принятия Закона и признания утратившей силу ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" гражданства лишились более 20 млн. человек, которые до 1 июля 2002 г. считались гражданами России по признанию или по рождению.
Таким образом, Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" нуждался в доработке.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" вносит изменения и дополнения в ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", касающуюся приобретения гражданства Российской Федерации по рождению.
Согласно прежней редакции п. "г" ст. 12 ребенок, который родился на территории Российской Федерации и у которого оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, приобретает российское гражданство, если государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют свое гражданство.
В новой редакции появилось уточнение "оба его родителя или единственный его родитель".
Статья 13, касающаяся приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке, дополняется в п. "а" нормой о том, что срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывающих в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Соответственно из ч. 2 исключаются пп. "а" - "в", поскольку субъекты, перечисленные в этих пунктах (лицо, рожденное на территории РСФСР и имевшее в прошлом гражданство СССР; лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации), выводятся из круга субъектов, принимаемых в гражданство Российской Федерации в общем порядке.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в целях либерализации действующего порядка получения гражданства закрепил, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, как было ранее, а в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
В новой ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предусматривается возможность приобретения российского гражданства гражданами государств, входивших в состав СССР, проходящими не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах. Указанные лица вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в общем порядке без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство.
Прием в российское гражданство без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство предусматривается и для нетрудоспособных лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 г.
В упрощенном, а не в общем порядке, как это было установлено в предыдущей редакции Закона, принимаются теперь в российское гражданство лица, проживающие в Российской Федерации, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами Российской Федерации или являются нетрудоспособными лицами, имеющими совершеннолетних и дееспособных детей - граждан Российской Федерации.
Соответственно изменена и редакция ст. 14, посвященной приему в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Изменение ее ч. 1 заключается в том, что если ранее гражданство Российской Федерации без условия о сроке проживания согласно п. "а" имели право получить иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации, то сейчас признак "нетрудоспособности" исключен и эта норма относится ко всем родителям, независимо от того, трудоспособны они или нет.
В новой редакции ст. 14 упрощенный порядок получения российского гражданства предусмотрен для ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации (ч. 5). Они получают российское гражданство без соблюдения условий о сроке проживания, законном источнике средств к существованию, отказе от иного гражданства, владении русским языком.
Наконец, рассматриваемый Закон в новой ч. 4 ст. 14 устанавливает переходный период, в течение которого бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию, владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации.
В целях создания условий для притока в Российскую Федерацию квалифицированных специалистов, для лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в Российской Федерации и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР, предусмотрен упрощенный порядок приема в российское гражданство (п. "в" ч. 1 ст. 14).
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" исключает из оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации (ст. 16) такое основание, как отсутствие законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен этим Федеральным законом.
В предыдущей редакции Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 29 указывалось, что при наличии обстоятельств, предусмотренных в ст. 16, Президент РФ в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в российском гражданстве. Теперь слова "исключительных случаях" исключены из этой нормы.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" дополняет ч. 4 ст. 32, уточняя, что заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается его родителями или другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
В ст. 35 "Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации" срок в один год со дня подачи заявления и всех необходимых документов, установленный ч. 2, для рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, распространен теперь и на принятие решений о выходе из гражданства Российской Федерации.
Соответственно и срок, предусмотренный ч. 4 ст. 35 (6 месяцев), для рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке тоже распространен на случаи выхода из гражданства.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" изложена в новой редакции, в которой более четко прописаны случаи, в каких решения о приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а в каких - федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами России.
Так, теперь к компетенции федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов относятся решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из него в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Решения же о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из него в упрощенном порядке в соответствии с чч. 1 и 6 ст. 14, чч. 2 и 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" решил ряд важных проблем, возникших в ходе правоприменительной практики. Он позволяет создать дополнительные льготные условия бывшим гражданам СССР для приобретения российского гражданства и будет способствовать снижению социального напряжения в обществе.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 28.11.1991 N 1948-1
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 151-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 17.10.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 11.04.2003 N 3873-III ГД
"ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНУ О СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законность, N 2, 2004

Пробелы уголовного законодательства  »
Комментарии к законам »
Читайте также