Проблемы дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков

СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Е.В. ЖДАНОВА, Б.П. ЦЕЛИНСКИЙ
Жданова Е.В., старший научный сотрудник НИЦ N 1 ВНИИ МВД России, капитан милиции.
Целинский Б.П., начальник НИЦ N 1 ВНИИ МВД России, полковник милиции.
Термин "дознание" был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как "первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. СПб., 1867. Ч. 2. С. 112 - 113.
По Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР на органы дознания возлагалось принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. При этом деятельность органов дознания различалась в зависимости от того, действовали ли они по делам, по которым производство предварительного следствия было обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия было необязательно.
В настоящее же время, как показал анализ норм нового УПК, основное назначение дознавателя - проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и в сроки, установленные гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ. Отметим, что за период с 1991 по 2000 г. объем работы службы дознания увеличился более чем на треть. Доля дел, оконченных дознанием, в общем объеме, включая следователей МВД и прокуратуры, возросла с 22,2% в 1991 г. до 62,3% в 2000 г. <*>.
--------------------------------
<*> См.: Состояние преступности в России за 2000 г. М.: ГИЦ МВД РФ, 2001.
По УПК РФ, дознание вправе производить дознаватели только тех органов, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. К ним относятся: органы внутренних дел, органы налоговой полиции; органы пограничной службы; органы службы судебных приставов; таможенные органы; органы Государственной противопожарной службы (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Зайцев О., Абдуллаев Ф. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность. 2002. N 12. С. 18.
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации N 306 от 11 марта 2003 года "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" в УПК РФ и иные нормативные правовые акты, по всей вероятности, будут внесены изменения и дополнения, касающиеся проведения дознания по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков.
В настоящее время анализ деятельности следственных подразделений органов внутренних дел в условиях действия нового уголовно-процессуального законодательства свидетельствует о снижении результативности работы.
Казалось бы, с одной стороны, произошло уменьшение нагрузки на следователей по делам, направленным в суд, причиной которого стало общее снижение раскрываемости преступлений. Кроме того, законодатель для упрощения процедуры расследования отнес к компетенции дознания девять составов преступлений, предусмотренных УК РФ, что должно было бы сосредоточить усилия следственного аппарата на расследовании наиболее сложных и опасных преступлений.
С другой стороны, снижение результативности работы следственных подразделений обусловлено большим количеством уголовных дел подследственности дознания, переданных в следственные подразделения по указанию прокуроров в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 и ч. 2 ст. 223 УПК РФ.
Иными словами, значительное количество проблем возникает при реализации норм УПК РФ, касающихся проблем дознания, в том числе дознания по делам, связанным с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания <*>.
--------------------------------
<*> См.: Брагин Г.П. Проблемные вопросы, возникающие в процессе деятельности органов предварительного следствия ГУВД Алтайского края в условиях действия нового Уголовно-процессуального законодательства и возможные пути их решения // Проблемы применения нового уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве: Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2002. С. 14 - 15.
Так, в последний момент перед принятием УПК РФ в третьем чтении в число органов дознания вместо милиции были включены органы внутренних дел. В настоящее время органы внутренних дел представляют собой сложную структуру, включающую в себя милицию общественной безопасности, криминальную милицию, следственные подразделения, обладающие достаточно независимым статусом в системе органов внутренних дел, паспортно-визовые подразделения, кадровые аппараты, подразделения тыла и ряд других. С принятием нового УПК РФ начальник органа внутренних дел одновременно является процессуальным начальником органа дознания и административным руководителем органа предварительного следствия. В связи с этим начальник следственного подразделения (следователь) вправе давать поручения органу дознания (через руководителя этого органа), т.е. он вправе давать поручения своему административному начальнику.
Известно, что в органах внутренних дел дознание осуществляется только милицией. В этой ситуации было бы логично возложить обязанности по руководству процессуальной деятельностью органа дознания не на начальника органа внутренних дел, а на начальника милиции, что будет исключать путаницу с административным и процессуальным подчинением в системе органа внутренних дел <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гирько С.И. Новый УПК РФ: проблемы применения // Юридический консультант. 2002. N 8. С. 5 - 6.
Следующая группа проблем состоит в том, что в соответствии с положениями нового УПК РФ дознание вправе проводить только дознаватель по должности. Ранее обязанность проводить дознание могла быть возложена по решению начальника органа дознания не только на штатного дознавателя, но и на любого другого сотрудника милиции. Здесь следует отметить, что по данным ГИЦ МВД России 68% всей работы по расследованию дел и досудебной подготовке материалов в протокольной форме осуществляли штатные дознаватели, 30% процессуальной работы выполняли участковые инспекторы, 2% приходилось на долю сотрудников иных служб милиции общественной безопасности <*>. Изменение данного порядка, т.е. возложение обязанности проводить дознание только на штатных дознавателей, не может быть реализовано на практике из-за крайне низкой их численности.
--------------------------------
<*> См.: Состояние преступности в России за 2000 г. М.: ГИЦ МВД РФ, 2001.
Помимо ухудшения качества дознания подобная ситуация может стать причиной оттока кадров имеющихся специалистов-дознавателей. Таким образом, представляется совершенно необоснованным лишение права проводить дознание сотрудников криминальной милиции и участковых оперуполномоченных. При этом даже при существенном увеличении штатной численности дознавателей в отдельных регионах России останутся органы, в структуре которых штатный дознаватель не предусмотрен. Следовательно, напрашивается вывод о целесообразности предусмотреть возможность ведения дознания иными сотрудниками органов внутренних дел <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гирько С.И. Новый УПК РФ: проблемы применения // Юридический консультант. 2002. N 8. С. 6.
Вызывает непонимание неравнозначный подход к результатам деятельности, осуществляемой в сфере уголовного судопроизводства защитником и органом дознания. В частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ защитнику разрешено собирать и представлять доказательства в общем порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ. Однако законодатель не предусмотрел конкретной формы фиксации собираемых защитником доказательств. Нужно отметить, что в отличие от органов дознания, которые осуществляют свою деятельность в строго определенной форме и документируют полученные результаты проведенных ими оперативных мероприятий, защитник представляет именно доказательства, а орган дознания - почему-то только материалы <*>.
--------------------------------
<*> См.: Петухов Е.Н. Противоречия в новом УПК России // Проблемы применения нового уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве: Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2002. С. 83 - 84.
Современный Уголовно-процессуальный кодекс РФ не урегулировал и проблему передачи уголовного дела от дознавателя к следователю. В настоящее время дознаватель не имеет процессуальных возможностей каким-либо образом передать дела по подследственности следователю и наоборот. Производить предварительное следствие по таким делам дознаватель также не имеет права, поскольку это является полномочием следователя. Подследственность дела по новому УПК Российской Федерации вправе определить лишь прокурор.
Наряду с указанными выше проблемами, затрагивающими процесс производства дознания по всем категориям дел, можно выделить ряд проблем, особенно актуальных для производства дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В частности, говоря о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, нельзя не остановить внимание и на проблемах, касающихся срока производства дознания. Так, установленный УПК РФ срок, в течение которого дознание должно быть завершено (25 суток), представляется вполне достаточным для проведения всестороннего разбирательства. Однако по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, должны быть, на наш взгляд, предусмотрены обстоятельства, наличие которых обусловливало бы продление срока дознания.
Действительно, в современной практике расследования по целому ряду категорий дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, проведение экспертизы изъятых веществ является обязательным. Известно, что отдельные экспертизы проводятся в течение достаточно длительного срока.
Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает возможность продления срока проведения дознания. Если срок истек, а дознание не завершено, то дело передается следователю для проведения предварительного следствия. При этом, как мы уже отмечали, процедура такой передачи в УПК РФ не определена.
Представляется, что в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность продления срока проведения дознания в ряде случаев, например на срок, необходимый для завершения экспертизы по делу <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гирько С.И. Там же. С. 6.
Еще одна проблема, возникающая при производстве дознания по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, заключается в том, что по смыслу закона для начала производства дознания необходимо, чтобы уголовное дело было возбуждено в отношении конкретного лица. То есть согласно ч. 2 ст. 223 УПК РФ дознание проводится только по очевидным преступлениям. Если на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление, не установлено, то должно производиться предварительное следствие или неотложные следственные действия в порядке п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157 УПК РФ. При этом следует отметить, что вопрос о подследственности уголовных дел, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, по которым не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, законодатель в УПК однозначно не разрешил <*>.
--------------------------------
<*> См.: Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. 2002. N 1. С. 32.
С другой стороны, новый уголовно-процессуальный закон не предусматривает и возможности выдавать санкцию на арест заочно, т.е. в тех случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) находится в розыске.
Ранее органы дознания имели возможность поместить подозреваемого (обвиняемого) в следственный изолятор на время, необходимое для передачи его органу, непосредственно ведущему дознание (следствие). В соответствии с новым УПК РФ суд не вправе давать санкцию на арест лица заочно. Таким образом, орган дознания (следствия), обнаруживший разыскиваемого на своей территории и выполнивший требование о его задержании, не может обратиться в суд за санкцией на арест, так как не располагает необходимыми документами, подтверждающими виновность данного задержанного. В то же время орган дознания, располагающий такими доказательствами и объявивший подозреваемого (обвиняемого) в розыск, не может получить санкции на арест данного лица, так как его еще не задержали. Не имея возможности документально подтвердить виновность задержанного и тем самым обосновать правомерность задержания, органы дознания вряд ли будут начинать данную процедуру.
Для решения вышеуказанной проблемы представляется целесообразным предусмотреть в УПК РФ возможность вынесения заочного решения об аресте лица, объявленного в общефедеральный розыск, аналогично процедуре, применяемой при объявлении международного розыска <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гирько С.И. Там же. С. 5 - 7.
Актуальное значение в процессе раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, имеет своевременное закрепление доказательств. Одним из процессуальных действий, при производстве которого может быть получена доказательственная информация, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации называет освидетельствование.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен "самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия". Часть 1 ст. 157 гласит: "При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия".
Вместе с тем УПК РФ не содержит четкого указания на отнесение освидетельствования к числу неотложных следственных действий, как это было сделано в ст. 119 УПК РСФСР.
Возникает и такой вопрос: возможно ли производство освидетельствования до возбуждения уголовного дела? Законодателем данное положение закреплено лишь в отношении осмотра места происшествия (часть вторая ст. 176 УПК РФ). В соответствии с требованием части первой ст. 146 УПК РФ уголовное дело считается возбужденным исключительно с согласия прокурора, о чем выносится соответствующее постановление. Часть первая ст. 156 УПК РФ устанавливает,

Комментарии к законам »
Читайте также