Административная ответственность за контрабанду
С. БУТЫРИН
С. Бутырин, сотрудник УФСБ РФ по
Ульяновской области.
Борьба с
таможенными преступлениями, как с наиболее
опасными нарушениями правил перемещения
товаров и транспортных средств через
границу, предполагает не только активное
применение уголовного права, но и
использование профилактических
возможностей иных отраслей, в частности
административного права.
Глава 16 КоАП РФ
предусматривает 22 административных
правонарушения в области таможенного дела
(нарушения таможенных правил), многие из
которых граничат с преступлениями. Так, в
ст. 16.1 дается описание административно
наказуемой контрабанды. Под этим
правонарушением понимается перемещение
товаров и (или) транспортных средств через
таможенную границу РФ помимо таможенного
контроля, либо с сокрытием от него путем
использования тайников, иных способов,
затрудняющих обнаружение товаров, или
путем придания одним товарам вида других,
либо с представлением таможенному органу
поддельных документов, документов,
полученных незаконным путем, документов,
содержащих недостоверные сведения,
документов, относящихся к другим товарам и
(или) транспортным средствам, или иных
недействительных документов, либо с
использованием поддельного средства
идентификации или подлинного средства
идентификации, относящихся к другим
товарам и (или) транспортным средствам.
Рассматриваемый административно-правовой
деликт нарушает две группы общественных
отношений: а) установленный таможенным
законодательством порядок перемещения
товаров и транспортных средств; б) порядок
таможенного контроля.
В качестве
предмета правонарушения законодатель
указывает товары и транспортные средства. В
соответствии со ст. 11 ТК РФ товаром
признается любое перемещаемое через
таможенную границу движимое имущество, а
также перемещаемые через таможенную
границу отнесенные к недвижимым вещам
транспортные средства. Согласно ст. 130 ГК РФ
ими признаются подлежащие государственной
регистрации: а) воздушные и морские суда; б)
суда внутреннего плавания; в) космические
объекты.
Надо иметь в виду, что
транспортные средства (любое морское
(речное) судно (включая самоходные и
несамоходные лихтеры и баржи, а также суда
на подводных крыльях), судно на воздушной
подушке, воздушное судно, автотранспортное
средство (включая прицепы, полуприцепы и
комбинированные транспортные средства))
или единица железнодорожного подвижного
состава, которые используются в
международных перевозках для платной
перевозки лиц либо для платной или
бесплатной промышленной или коммерческой
перевозки товаров, а также их штатные
запасные части, принадлежности и
оборудование, содержащиеся в их штатных
баках горюче-смазочные материалы и топливо,
если они перевозятся вместе с транспортным
средством, не являются товаром, а образуют
самостоятельный предмет административного
правонарушения - транспортные средства.
Принципиальное значение имеет статус
товаров и транспортных средств для
таможенных целей - наличие или отсутствие
запретов и ограничений на пользование и
распоряжение ими, установленных ТК РФ.
Стоимость перемещаемых товаров или
транспортных средств не должна превышать
пятисот минимальных размеров оплаты труда,
в противном случае деяние следует
признавать преступлением, предусмотренным
ст. 188 УК РФ.
Диспозиция ст. 16.1 КоАП РФ
является бланкетной, а поэтому для уяснения
содержания объективной стороны деликта
необходимо обращаться к другим отраслям
права.
Деяние выражается в перемещении
товаров и транспортных средств, т.е. в
совершении действий по их ввозу на
таможенную территорию РФ или вывозу с этой
территории любым способом. Ввоз означает
фактическое пересечение товарами и (или)
транспортными средствами таможенной
границы и все последующие предусмотренные
таможенным законодательством действия до
их выпуска таможенными органами; вывоз - это
подача таможенной декларации или
совершение действий, непосредственно
направленных на вывоз товаров и (или)
транспортных средств, а также все
последующие предусмотренные таможенным
законодательством действия до
фактического пересечения ими таможенной
границы.
Согласно ТК РФ к действиям,
непосредственно направленным на вывоз
товаров и (или) транспортных средств с
таможенной территории РФ, относятся: а) вход
(въезд) физического лица, выезжающего из
Российской Федерации, в зону таможенного
контроля; б) въезд автотранспортного
средства в пункт пропуска через
Государственную границу РФ в целях убытия
его с таможенной территории России; в) сдача
транспортным организациям товаров либо
организациям почтовой связи международных
почтовых отправлений для отправки за
пределы таможенной территории РФ; г)
действия лица, непосредственно
направленные на фактическое пересечение
таможенной границы вне установленных в
соответствии с законодательством РФ
мест.
Перемещение товаров и (или)
транспортных средств будет признаваться
незаконным в случаях, когда совершенные
действия по ввозу на таможенную территорию
РФ или вывозу их с этой территории
осуществлены с нарушением порядка,
установленного таможенным
законодательством.
Под таможенной
территорией следует понимать территорию,
на которой в полном объеме действует
таможенное право государства. Это
определение также указывает и пределы
действия норм таможенного
законодательства.
Необходимо
подчеркнуть, что при определении
таможенной территории таможенное право
исходит из понятия государственной
территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля
1993 г. "О Государственной границе Российской
Федерации" пределы государственной
территории (суши, вод, недр и воздушного
пространства) определяются
Государственной границей РФ, т.е. линией и
проходящей по этой линии вертикальной
поверхностью.
Единая таможенная
территория РФ также включает в себя
исключительную экономическую зону -
морской район, находящийся за пределами
территориального моря РФ и прилегающий к
нему, с особым правовым режимом,
установленным ФЗ от 17 декабря 1998 г. "Об
исключительной экономической зоне
Российской Федерации".
Статус
прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН
по морскому праву 1982 г. Согласно Конвенции в
зоне, прилежащей к территориальному морю и
называемой прилежащей зоной, прибрежное
государство может осуществлять контроль,
необходимый для предотвращения нарушений
таможенных, фискальных, иммиграционных или
санитарных законов и правил в пределах его
территории или территориального моря, а
также для наказания виновных лиц за
нарушение указанных законов и правил.
При определении единой таможенной
территории следует учитывать и положения
ФЗ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном
шельфе". Российская Федерация на
континентальном шельфе имеет
исключительное право сооружать, а также
разрешать и регулировать создание,
эксплуатацию и использование
искусственных островов, установок и
сооружений, осуществлять над ними
юрисдикцию в отношении в том числе
таможенных законов и правил.
ТК РФ 1993 г.
содержал исключения из единой таможенной
территории РФ. Так, территории свободных
таможенных зон и свободных складов
рассматривались как находящиеся вне
таможенной территории РФ. В ТК РФ 2003 г. этот
вопрос решается иначе. Согласно ч. 3 ст. 2 на
территории Российской Федерации могут
находиться создаваемые в соответствии с
федеральными законами особые
экономические зоны, являющиеся частью
таможенной территории РФ. В то же время надо
иметь в виду, что товары, помещенные на
территории особых экономических зон,
законодатель рассматривает как
находящиеся вне таможенной территории РФ
для целей применения таможенных пошлин,
налогов, а также запретов и ограничений
экономического характера, установленных
российским законодательством о
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности (за
исключением случаев, определяемых ТК РФ и
иными федеральными законами).
Для
наличия состава правонарушения требуется
установить, что перемещение товаров и (или)
транспортных средств осуществлялось через
таможенную границу РФ. При ее определении в
настоящее время возникла коллизия. Так, в
соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. "О
таможенном тарифе" под таможенной границей
РФ понимается граница таможенной
территории Российской Федерации, за
исключением пределов (параметров)
свободных таможенных зон и свободных
складов; между тем, как уже указывалось, ТК
РФ 2003 г. не содержит таких исключений.
Таможенная граница представляет собой
юридическую фикцию. Различают внешнюю и
внутреннюю таможенные границы. Внешней
таможенной границей являются пределы
таможенной границы РФ. Она разделяет
таможенные территории смежных государств.
На ней действует административно-правовой
режим государственной границы.
При
установлении внешней таможенной границы
следует иметь в виду наличие таможенных
союзов. В Генеральном соглашении по тарифам
и торговле (ГАТТ) таможенный союз
определяется как замена одной таможенной
территорией двух или нескольких таможенных
территорий. На создаваемой таможенной
территории таможенного союза
осуществляется свободное обращение
товаров, устанавливается общая внешняя
граница для тарифного и нетарифного
регулирования торговли со странами, не
входящими в таможенный союз.
Внутренние
таможенные границы проходят в глубине
таможенной территории. Они возникают в
связи с использованием отдельных
таможенных режимов.
Таким образом,
таможенная граница отличается от
государственной границы по ряду признаков.
Во-первых, государственная граница не
делится на указанные виды; во-вторых, она
существует в природе как реальная линия,
обозначенная на местности, тогда как
таможенная граница является юридическим
понятием.
В ст. 16.1 КоАП указаны
несколько способов совершения
рассматриваемого правонарушения. Так,
одним из них названо перемещение товаров и
(или) транспортного средства помимо
таможенного контроля. Под таможенным
контролем понимается совокупность мер,
осуществляемых таможенными органами в
целях обеспечения соблюдения таможенного
законодательства РФ.
Статья 12 ТК РФ
устанавливает правило, согласно которому
все товары и транспортные средства
перемещаются через таможенную границу в
порядке, установленном таможенным правом.
Следовательно, совершая правонарушение
указанным способом, лицо игнорирует
законодательные требования о пересечении
границы только в определенных таможенными
органами местах и во время их работы.
Все остальные способы незаконного
перемещения товаров и транспортных
средств, закрепленные в ст. 16.1 КоАП РФ, можно
разделить на две группы: а) "физическое"
сокрытие от таможенного контроля; б)
"интеллектуальное" сокрытие от таможенного
контроля.
"Физическое" сокрытие будет
охватывать следующие способы,
характеризующие незаконность перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу:
- использование
тайников, т.е. специальных хранилищ,
изготовленных в целях совершения
рассматриваемого правонарушения, а также
оборудованные и приспособленные в этих же
целях на транспортных средствах
конструктивные емкости и предметы,
предварительно подвергшиеся разборке,
монтажу и т.п.;
- использование иных
способов, затрудняющих обнаружение
товаров. Такой способ выступает родовым по
отношению к использованию тайников,
являющемуся видовым. В этом случае виновным
принимаются меры к тому, чтобы затруднить
обнаружение товара при визуальном осмотре
без применения специальных технических
средств таможенного контроля;
-
придание одним товарам вида других, т.е.
такое изменение их внешних характерных
признаков, которое позволяет отнести
перемещаемый груз к товарам иного вида.
"Интеллектуальное" сокрытие от таможенного
контроля предполагает использование
указанных в ст. 16.1 КоАП документов или
обманное использование средств
идентификации. Это:
- поддельные
документы - они содержат материальный или
интеллектуальный подлог. Могут быть
полностью фальшивыми или в подлинные
документы впоследствии могут вноситься
частичные изменения, искажающие его
содержание (например, исправления,
подчистки, дописки и т.д.);
- документы,
полученные незаконным путем, - которые
выданы: а) в результате сообщения
уполномоченному на их выдачу лицу заведомо
ложных сведений, послуживших основанием
для их выдачи; б) в результате
злоупотребления служебным положением или
халатности со стороны соответствующего
должностного лица;
- документы,
содержащие недостоверные сведения, - в них
все "внешние" атрибуты соответствуют
подлинным документам (официальные бланки,
имеющие все необходимые реквизиты), но они
содержат сведения, не соответствующие
действительности. Таким образом, в этом
случае также имеет место интеллектуальный
подлог, и такой способ совершения
рассматриваемого правонарушения является
частью первого из указанных способов.
Налицо так называемая избыточность
правовой нормы, поскольку она содержит
пересекающиеся признаки. Без какого-либо
ущерба содержанию указание на этот способ
можно было бы исключить из ст. 16.1 КоАП;
-
документы, относящиеся к другим товарам и
(или) транспортным средствам, - отвечающие
всем требованиям, но относящиеся при этом к
иным товарам и (или) транспортным средствам,
а не перемещаемым через таможенную границу
РФ;
- иные недействительные документы -
утратившие или не приобретавшие
юридическую силу по другим основаниям, чем
указано выше.
В числе способов
незаконного перемещения товаров и (или)
транспортных средств закон также называет
использование поддельного средства
идентификации или подлинного средства
идентификации, относящегося к другим
товарам и (или)транспортным средствам.
Субъектами правонарушения признаются: а)
юридические лица; б) должностные лица; в)
физические лица. Как правило, им является
перевозчик, т.е. лицо, осуществляющее
перевозку товаров через таможенную границу
и (или) перевозку товаров под таможенным
контролем в пределах таможенной территории
Российской Федерации или являющееся
ответственным за использование
транспортных средств.
Субъективная
сторона характеризуется виной в форме
умысла или неосторожности. Незаконное
перемещение через таможенную границу
товаров и (или) транспортных средств путем
физического или интеллектуального
сокрытия от таможенного контроля
совершается лишь умышленно.
Дела этой
категории рассматриваются только
судьей.
В соответствии с законом
виновному может быть назначено
административное наказание в виде
административного штрафа, налагаемого на
граждан, должностных лиц и юридических лиц
в размере от одной второй до трехкратного
размера стоимости товаров, явившихся
предметами административного
правонарушения, с их конфискацией или без
таковой, и конфискации товаров и (или)
транспортных средств, явившихся орудиями
совершения административного
правонарушения, либо конфискации предметов
административного правонарушения.
Применение ст. 16.1 КоАП исключается, если
имело место недекларирование либо
недостоверное декларирование товаров и
(или) транспортных средств. Это
правонарушение предусмотрено ст. 16.2 КоАП и
направлено против установленного