О трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

ПРОХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
Е.Н. ГОЛЕНКО
Е.Н. Голенко, полковник юстиции, начальник кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (далее по тексту - Закон). Этим Законом реализуются конституционные положения о праве граждан Российской Федерации на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если защита Отечества с оружием в руках противоречит их убеждениям или вероисповеданию либо они относятся к коренному малочисленному народу, в связи с чем ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами. И уже в этом году в ходе осеннего призыва на военную службу по решениям призывных комиссий граждане будут направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в различные организации. Для этого гражданам, подлежащим призыву осенью 2004 г., необходимо подать соответствующее заявление уже до 1 апреля с.г.
Избранную службу граждане могут проходить индивидуально, в составе групп или формирований в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, должны направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
В настоящее время формируется база данных об организациях, которые заинтересованы предоставить рабочие места для проходящих гражданскую службу. Возглавляют эту работу Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, которые Указом Президента РФ от 21 июля 2003 г. N 793 определены как специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы.
Как предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации альтернативной гражданской службы" от 11 декабря 2003 г. N 750, все заинтересованные министерства и ведомства ежегодно (в текущем году - до 1 февраля, а затем - до 1 января) в установленном порядке представляют в Минтруд России свои предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты проходящие эту службу граждане. Правила представления этих сведений и принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия различных министерств и ведомств в организации этой службы утверждены указанным Постановлением Правительства Российской Федерации. До 1 марта каждого года на основании этих Правил Минтруд России в окончательном виде утверждает указанные перечни видов работ, профессий, должностей и организаций, где предусматривается прохождение гражданами этой службы. После этого данные перечни направляются в Министерство обороны Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти.
Ежегодно до 1 марта и 1 сентября Минтруд России и Министерство обороны Российской Федерации на основании указанных выше перечней, данных о численности и составе граждан, подавших заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, для каждого органа государственной власти разрабатывают и доводят плановые задания по приему этих граждан для ее прохождения в подведомственных им организациях. Не позднее чем за 15 дней до начала очередного призыва названные органы сообщают в Минтруд России о готовности приема граждан в подведомственные организации на конкретные рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы. Лишь после этого указанные два Министерства совместно утверждают план направления граждан на названную службу и до очередного призыва доводят его до сведения соответствующих органов государственной власти и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации для принятия решения по существу.
По предварительным данным, в целом по России вполне реально создать минимум 15 - 20 тысяч рабочих мест и уже в первый год направить на альтернативную гражданскую службу не менее 4 тыс. человек <*>. Такие вакантные места имеются в лесном хозяйстве Минприроды России, на метеостанциях и станциях гидрослежения Росгидромета России, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы г. Москвы, в организациях Главного управления исполнения наказаний МВД России, Минздрава России, МЧС России, Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств. В мае этого года Правительством Российской Федерации предполагается принятие положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, которым также будут уточнены критерии допустимости тех или иных видов работ, профессий и должностей для зачета гражданам выполнения обязанностей по этой службе.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2003. 29 ноября.
В соответствии со ст. 1 Закона альтернативная гражданская служба осуществляется в единственно возможной форме - в форме трудовой деятельности у конкретного работодателя. Причем Законом констатируется, что эта служба признается особым видом трудовой деятельности, поскольку она регулируется действующим Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных Законом.
ТК РФ регламентирует трудовую деятельность граждан исключительно на основании трудового договора, заключаемого ими с работодателем.
Альтернативная гражданская служба, заключающаяся в особом виде трудовой деятельности граждан в интересах общества и государства и осуществляемая ими взамен военной службы по призыву, на основании ч. 4 ст. 4 ТК РФ не должна расцениваться как принудительный труд, запрещенный в Российской Федерации Конституцией страны.
Приведенное положение национального законодательства полностью согласуется с международными нормами, и прежде всего с Конвенцией Международной организации труда "Относительно принудительного или обязательного труда" от 28 июня 1930 г. N 29, которая ратифицирована Президиумом Верхового Совета Союза ССР 4 июня 1956 г. Согласно подп. "а" и "b" п. 2 ст. 2 этого международного соглашения принудительный или обязательный труд не включает в себя всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе либо являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны. Аналогичное положение подтверждено и ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., ратифицированного Президиумом Верхового Совета СССР 18 сентября 1973 г.
Предоставляемая государством своим гражданам свобода волеизъявления при решении вопроса о прохождении военной службы по призыву, осознанный и добровольный характер выбора ими трудовой деятельности взамен этой службы полностью исключают какие-либо возможные сомнения в принуждении и дискриминации граждан также и при оценке установленных законодательством ограничений их прав и свобод в период прохождения альтернативной гражданской службы.
В силу требований ст. 5 Закона трудовая деятельность граждан в период альтернативной гражданской службы ограничена сроком последней и должна оформляться срочным трудовым договором. При этом по общему правилу он заключается на 42 месяца, а с гражданами, имеющими высшее профессиональное образование, окончившими государственные муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, на срок вдвое меньше - 21 месяц. Особо оговорены в Законе сроки действия трудового договора, заключаемого с гражданами, изъявившими желание проходить данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. По общему правилу они не должны превышать 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.
При трудоустройстве указанных граждан важно помнить, что началом альтернативной гражданской службы Законом (ст. 5) признается не день их поступления на работу в конкретную организацию, а день их убытия к месту прохождения этой службы, определяемый по отметке в предписании военного комиссариата. Поэтому приведенные выше сроки действия заключаемых с такими гражданами трудовых договоров следует расценивать как максимально возможные. Вместе с тем фактически они должны быть скорректированы: либо уменьшены с учетом времени, затраченного гражданином на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, либо, напротив, увеличены на период времени, не засчитанный работнику в срок этой службы, когда он реально не работал (п. 5 ст. 5 Закона), а отсутствовал в организации по уважительным и неуважительным причинам (см. ниже). Полученная разница и будет являться фактическим сроком оформляемого с гражданином соглашения о труде. Однако то обстоятельство, что на момент оформления трудового договора не представляется возможным связать предельный срок его действия с конкретной датой, требует внесения в этот договор вместо нее следующей записи - "трудовой договор заключен на время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы". Обоснованность этой формулировки в договоре взамен определенной даты его окончания подтверждается положениями ст. 23 Закона. В данной статье приводятся основания и порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы, а не основания прекращения трудового договора, которые установлены ст. 77 ТК РФ. Увольнение граждан с этой службы возможно не только по истечении ее срока, но и досрочно в силу различных причин, предусмотренных законодательством о прохождении военной службы.
Более того, если срок действия трудового договора с лицом, проходящим альтернативную гражданскую службу, ограничить предполагаемой датой ее окончания, то в случае продления службы (при определенных обстоятельствах) этот договор на основании ст. 58 ТК РФ следует расценивать как заключенный на неопределенный срок. В этой ситуации к нему должны применяться только правила прекращения, установленные ТК РФ для этого вида трудового договора.
О заключенном трудовом договоре с прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы гражданином работодатель в трехдневный срок обязан сообщить в военный комиссариат, который направил его на эту службу, и в федеральный орган исполнительной власти либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна данная организация.
Следует признать, что Закон достаточно жестко определяет правила исчисления срока альтернативной гражданской службы, а следовательно, и трудовой деятельности гражданина в ее период, что не характерно для ТК РФ. Так, Законом установлено, что в срок альтернативной гражданской службы не включаются:
- периоды прогулов, т.е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня, совершенных работником (в данном случае в отличие от ТК РФ (подп. "а" п. 6 ст. 81) этот проступок для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не является основанием для прекращения с ними трудовых отношений по инициативе работодателя);
- время нахождения гражданина в учебных отпусках, предоставляемых в связи с обучением в образовательных учреждениях всех типов, начиная от общеобразовательного учреждения до образовательного учреждения высшего профессионального образования (диапазон таких отпусков составляет от 9 календарных дней до 4 месяцев);
- время отбывания уголовного (изоляция от общества на период от одного до 6 месяцев на основании ст. 54 УК РФ) или административного наказания (до 15 или 30 суток на основании ст. 3.2 КоАП РФ) в виде ареста;
- день (дни) появления работника в организации (на рабочем объекте) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, за что он должен быть отстранен работодателем от исполнения трудовых обязанностей.
Вышесказанное предполагает необходимость для работодателя вести строгий персональный учет рабочего времени для работников в период прохождения ими альтернативной гражданской службы и особый порядок документального подтверждения этих временных периодов. Очевидно, что документы такого учета будут утверждены положением о порядке прохождения этой службы.
С момента заключения сторонами (работодателем и гражданином, прибывшим в организацию для прохождения указанной службы) срочного трудового договора они являются участниками трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые регулируются трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Обладая всеми необходимыми свойствами (трудовой праводееспособностью, возникающей по общему правилу с 16 лет; волевыми и физическими способностями к труду, характеризующимися определенным физическим и интеллектуальным состоянием, пригодным к осуществлению трудовой деятельности), этот гражданин наделяется закрепленными законодательством правами и обязанностями работника, гарантиями их реализации и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
В общем виде все основные права и обязанности работника в сфере труда предусмотрены ст. 21 ТК РФ. Применительно к гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, их конкретное содержание дополняется, а подчас и изменяется положениями, установленными Законом. В обобщенном виде работники, находящиеся на альтернативной гражданской службе, имеют право:
- на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, с учетом ограничений, определенных Законом.
При направлении на альтернативную гражданскую службу граждане имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом. Такая же компенсация предусмотрена для них при переводе на новое место этой службы и при убытии к месту жительства при увольнении с нее. Расходы, связанные с реализацией этого права, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, за гражданином, работавшим до направления на указанную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с этой службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (ст. 19 Закона).
На основании ст. 21 Закона в период альтернативной службы граждане не вправе

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ  »
Комментарии к законам »
Читайте также