Рисковать или страховать?
Т. ГУСЕВА
Татьяна Гусева, адвокат
Адвокатской палаты Орловской
области.
Одним из наиболее злободневных
продолжает оставаться вопрос, касающийся
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств. Однако
если применение собственно норм закона уже
не встречает серьезных препятствий, то
вопросы ответственности за невыполнение
его требований еще не окончательно
проработаны на практике. В публикуемой
статье делается попытка аккумулировать и
проанализировать все наиболее важные
аспекты, связанные с указанной
темой.
Изъятия из норм
Федеральный
закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств" (далее -
Закон) введен в действие с 1 июля 2003 г. В этот
же день вступили в силу принятые 7 мая 2003 г.
Правительством РФ Постановления, которыми
утверждены страховые тарифы и правила
обязательного страхования. Согласно п. 3 ст.
32 Закона на территории России было
запрещено использование транспортных
средств, владельцы которых не исполнили
обязанность по страхованию своей
гражданской ответственности.
Транспортное средство для целей
страхования - это устройство,
предназначенное для перевозки по дорогам
людей, грузов или оборудования,
установленного на нем. К транспортным
средствам также отнесен "прицеп (полуприцеп
и прицеп-роспуск), не оборудованный
двигателем для движения в составе с
механическим транспортным средством".
Освобождены от страхования гражданской
ответственности владельцы тех
транспортных средств, максимальная
конструктивная скорость которых
составляет не более 20 км/ч, на которые по их
техническим характеристикам не
распространяется законодательство РФ о
допуске к участию в дорожном движении;
транспортные средства, которые находятся в
распоряжении Вооруженных Сил РФ (кроме
транспорта, используемого для
хозяйственной деятельности); те
транспортные средства, которые
зарегистрированы в иностранных
государствах, если на них уже есть
страховка, полученная в рамках
международных систем обязательного
страхования, где участвует Россия.
Страховать транспортные средства обязаны
их владельцы за свой счет. Это собственники
транспортных средств, лица, владеющие ими
на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления либо на ином
законном основании (например, аренда,
доверенность на право управления).
Вместе с тем не являются владельцами лица,
которые управляют транспортным средством в
силу исполнения своих трудовых
обязанностей, а также на основании
гражданско-правового договора с
владельцем. Например, когда автомобиль
принадлежит организации и им управляет ее
работник, то владельцем и соответственно
страхователем этой машины будет сама
организация.
Кроме того, согласно п. 4 ст.
4 Закона о страховании гражданской
ответственности обязанность по
страхованию не распространяется на того
владельца транспортного средства, риск
ответственности которого застрахован иным
лицом (страхователем).
К примеру, если
собственник автомобиля выдал доверенность
на управление другому лицу, формально и
собственник, и это другое лицо являются
владельцами. В такой ситуации, если
собственник застраховал ответственность,
гражданин, управляющий автомобилем по
доверенности, уже не должен получать полис.
И соответственно наоборот.
Вопросы
практики
Статьей 12.37 КоАП установлена
административная ответственность за
отсутствие полиса обязательного
страхования (что влечет наложение
административного штрафа в размере от пяти
до восьми минимальных размеров оплаты
труда), а также за управление транспортным
средством в период его использования, не
предусмотренный страховым полисом
обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортного
средства, а равно управление транспортным
средством с нарушением предусмотренного
данным страховым полисом условия
управления этим транспортным средством
только указанными в данном страховом
полисе водителями (влечет наложение
административного штрафа в размере трех
минимальных размеров оплаты труда).
Каждый из описанных способов совершения
правонарушения образует самостоятельный
состав правонарушения. Практика применения
этого вида ответственности выявила
наиболее актуальные на сегодняшний день
вопросы:
- в течение какого времени
можно привлекать к ответственности?
-
возможно ли одно и то же лицо повторно
привлечь к ответственности, если после
наложения административного взыскания
по-прежнему имеет место управление
транспортным средством без полиса
обязательного страхования или управление
транспортным средством в период его
использования, не предусмотренный
страховым полисом?
Общими правилами
(принципами) наложения административного
взыскания являются законность и
индивидуализация применения взыскания. За
конкретное административное
правонарушение может быть наложено лишь
одно (основное) абсолютно определенное
взыскание и лишь в пределах, которые
установлены в санкции соответствующей
нормы.
При наложении взысканий следует
выяснить, является ли содеянное одним
правонарушением либо имеет место несколько
самостоятельных административных
проступков. При этом важно установить,
образуют ли ряд последовательных
противоправных действий отдельные составы
самостоятельных административных
правонарушений, или они составляют в
совокупности единое продолжаемое или
длящееся правонарушение, либо налицо
повторность однородного правонарушения.
Повторность - это осуществление лицом двух
или более административных правонарушений,
превращающих простой вид данного
правонарушения в квалифицированный, за
совершение которого установлена
повышенная административная
ответственность. Пример - повторная продажа
огнестрельного оружия гражданам, не
имеющим разрешения органов внутренних
дел.
Продолжаемое правонарушение
состоит из ряда сходных действий по их
направленности, содержанию, которые в
совокупности образуют единое
правонарушение. К продолжаемым
административным правонарушениям
относится, например, неоднократное
нарушение должностными лицами правил, норм
и инструкций по безопасному ведению работ в
отраслях промышленности и на объектах,
подконтрольных органам
Госгортехнадзора.
Длящееся
правонарушение непрерывно в течение более
или менее продолжительного периода
времени. Оно начинается с момента
совершения противоправного действия или
бездействия, сопряжено с длительным
невыполнением лицом возложенной на него
обязанности и может быть прекращено
вследствие:
- действий самого лица,
направленных к прекращению правонарушения
(исполнение возложенной на него
обязанности, явка в государственный орган с
заявлением о совершенном
правонарушении);
- вмешательства
государственных органов, в том числе
таможенных (выявление неоформленного в
таможенном отношении товара или
транспортного средства, его изъятие или
арест и т.п.);
- наступления событий,
однозначно препятствующих совершению
правонарушения (например, утрата лицом
противоправно хранимого или используемого
товара либо хищение у него такого
товара).
В соответствии со ст. 4 Закона
при возникновении права владения
транспортным средством (приобретении его в
собственность, получении в хозяйственное
ведение или оперативное управление и т.п.)
владелец транспортного средства обязан
застраховать свою гражданскую
ответственность до регистрации
транспортного средства, но не позднее чем
через пять дней после возникновения права
владения им.
Как видим, нормативным
актом установлен срок для исполнения
возложенной обязанности.
До
наступления указанного срока лицом
фактически не совершается никакое
правонарушение, так как лицо вправе
исполнить возложенную на него обязанность
в любой момент. Деяние становится
противоправным уже после истечения данного
срока. Каких-то временных рамок,
ограничивающих течение противоправного
деяния, уже нет, в силу чего считать такой
срок "пресекательным" по отношению к
противоправному деянию (в том смысле, что
деяние не завершается с его наступлением) и
трактовать его как прекращающий
противоправное поведение (состояние) было
бы некорректно.
Учитывая изложенное,
считаем, что в случае, когда в соответствии
с нормативными правовыми актами
обязанность должна быть выполнена к
определенному сроку, с момента его
истечения правонарушение является
оконченным. Однако противоправное деяние,
заключающееся в невыполнении указанной
обязанности, продолжает длиться до его
прекращения.
Неисполнение владельцем
транспортного средства установленной
федеральным законом обязанности по
страхованию своей гражданской
ответственности является длящимся
правонарушением.
Между тем исходя из
общих начал привлечения к ответственности
повторно в течение срока действия
административного взыскания привлечь к
ответственности за отсутствие полиса
обязательного страхования нельзя.
К
вопросу о сроках
Лицо, которому назначено
наказание за совершение административного
правонарушения, считается ему подвергнутым
в течение одного года со дня окончания
исполнения постановления о назначении
административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ)
(срок погашения данного наказания).
По
общему правилу постановление по делу об
административном правонарушении не может
быть вынесено по истечении двух месяцев со
дня совершения административного
правонарушения. При длящемся
административном правонарушении
исчисление срока для назначения наказания
и привлечения к ответственности
определяется не моментом совершения
административного правонарушения, а
моментом его обнаружения.
У лица,
подвергнутого административному
взысканию, два возможных варианта
поведения: либо уплата штрафа, либо
обжалование постановления о привлечении к
ответственности.
В силу ч. 1 ст. 32.2
административный штраф должен быть уплачен
лицом, привлеченным к административной
ответственности, не позднее тридцати дней
со дня вступления постановления о
наложении административного штрафа в
законную силу либо со дня истечения срока
отсрочки или срока рассрочки,
предусмотренных ст. 31.5 Кодекса.
При
отсутствии документа, свидетельствующего
об уплате административного штрафа, по
истечении тридцати дней со срока,
указанного в ч. 1 ст. 32.2, судья, орган,
должностное лицо, вынесшие постановление,
направляют соответствующие материалы
судебному приставу-исполнителю для
взыскания суммы административного штрафа в
порядке, предусмотренном федеральным
законодательством.
Кроме того, судья,
орган, должностное лицо, вынесшие
постановление, принимают решение о
привлечении лица, не уплатившего
административный штраф, к административной
ответственности в соответствии с ч. 1 ст.
20.25.
Не вступившее в законную силу
постановление по делу об административном
правонарушении и (или) последующие решения
вышестоящих инстанций по жалобам на это
постановление могут быть опротестованы
прокурором в порядке и в сроки,
установленные ст. 30.1 - 30.3 Кодекса.
Вступившие в законную силу постановление
по делу об административном
правонарушении, решения по результатам
рассмотрения жалоб, протестов могут быть
опротестованы прокурором.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
25.04.2002 N 40-ФЗ
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
(принят ГД ФС РФ 03.04.2002)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят
ГД ФС РФ 20.12.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 07.05.2003 N 264
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ ПО
ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ, ИХ СТРУКТУРЫ И ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ
СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ
ПРЕМИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ
от 07.05.2003 N 263
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ"
ЭЖ-Юрист, N 10, 2004