Прямое действие конституционных норм и принципов

А. ГОЛОЩАПОВ
А. Голощапов, Московская государственная юридическая академия.
Прямое действие конституционных норм и принципов имеет существенное значение для правоприменительной практики. Между тем в юридической литературе высказываются сомнения относительно принадлежности конституционных норм к нормам правового характера.
Программные конституционные установления носят нормативный характер, так как они осуществляют общеобязательное регулирующее воздействие на развитие общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров и целевых установок <*>. Конституционные принципы также обладают нормативным характером. Законодатель для того и закрепил эти принципы в Конституции, чтобы придать им общеобязательный характер. Их роль заключается в том, что "они аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов" <**>. Они тесно связаны с регулированием общественных отношений, оказывают направляющее воздействие на всю правовую систему и действуют именно в качестве правовых принципов, которыми обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, все граждане, должностные лица и общественные объединения. Конституция устанавливает принципы развития отраслевого законодательства, предопределяя тем самым законотворческую и правоприменительную стратегию.
--------------------------------
<*> См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 79.
<**> Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М.: Юнити, 2002. С. 11.
Особого рода нормативность конституционных принципов заключается в большей степени обобщения. Конституционные принципы оказывают регулирующее воздействие не только в рамках отрасли конституционного права, но и определяют ведущее направление и тенденции правового регулирования общественных отношений в целом, устанавливая основные начала правотворчества и правоприменения.
Гарантия реализации конституционно-правовых норм - их конкретизация, смысл которой заключается в том, чтобы способствовать реализации общей нормы посредством принятия норм более конкретного характера. Иногда подобная конкретизация, особенно в сфере ведомственного нормотворчества, искажает смысл конституционно-правовых норм. Использование гарантий, отмечает О. Кутафин, зависит от самого гарантируемого объекта, а гарантии каждой правовой нормы обусловлены спецификой самой правовой нормы - так, гарантии нормы-принципа отличаются от гарантий конкретной нормы, гарантии материальных норм - от гарантий норм процессуальных <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кутафин О.Е. Указ. раб. С. 133.
Особое место занимают конституционные гарантии, обладающие высшей юридической силой. Конституционные гарантии выступают в качестве руководящих идей гарантирования, так как распространяются не только на правоприменение, но и на правотворчество. Так, важная гарантия содержится в ч. 1 ст. 47 Конституции, гарантируя каждому право на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом.
Конституция устанавливает не только формы нормативных правовых актов, но и принципы, на которых они должны основываться и не могут им противоречить. Так, именно принцип судебной защиты, который гарантируется каждому, находит свою реализацию в конкретных правах. В ГПК РФ, например, это ст. 3, устанавливающая право на обращение в суд для защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов, а также ст. 34, конкретизирующая права и обязанности лиц, участвующих в деле. Конституционные нормы предопределяют содержание однородных отраслевых норм, порой направляя их в нужное русло в процессе правоприменения. Следовательно, конституционные нормы наряду с нормами отраслевого законодательства оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. Так, в ГПК РФ в ст. 11 прямо установлена обязанность суда разрешать гражданские дела на основании Конституции.
По мнению Ю. Гревцова, основной признак прямого действия конституционной нормы - ее реальное и прямое применение общими судами. "Если же общие суды не могут признать или защитить субъективное право, закрепленное в конституционной норме, опираясь только на текст этой нормы, следовательно, рассматривать такую конституционную норму как имеющую прямое действие достаточных оснований нет" <*>. Вместе с тем, как отмечает О. Кутафин, необходимо различать непосредственное и опосредованное действия Конституции, составляющие формы прямого действия конституционных норм. Непосредственным является такое действие конституционных норм, которое осуществляется только конституционными средствами, а также совместно с другими правовыми нормами, которые обычно определяют процедуру реализации конституционных норм. Опосредованным считается такое действие конституционных норм, которое осуществляется после их предварительной конкретизации в иных законодательных актах <**>.
--------------------------------
<*> Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. N 6. С. 96.
<**> См.: Кутафин О.Е. Указ. раб. С. 177.
Всем этим критериям соответствует норма ч. 1 ст. 15 Конституции, устанавливающая прямое действие Конституции РФ. Нельзя делить конституционные нормы на нормы прямого и косвенного действия в зависимости от того, какой субъект их применяет. Было бы ошибочным связывать прямое действие тех или иных конституционных норм с участием в их реализации только судов общей юрисдикции.
Таким образом, прямое действие Конституции играет важную роль в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, позволяя их субъектам требовать от государства обеспечения возможности воспользоваться нормой Конституции, и государство обязано выполнить это требование.
Поэтому субъекты различных правоотношений, и прежде всего реализующие свои права и обязанности в процессе правоприменительной деятельности, могут активно использовать конституционные нормы и ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Так, п. 4 ч. 2 ст. 125 АПК РФ требует от истца при предъявлении иска обосновать свои требования к ответчику ссылкой на законы и иные нормативные акты. Соблюдение подобной процедуры необходимо и в рамках гражданского судопроизводства. Истцам, ответчикам, иным лицам, участвующим в судопроизводстве, не лишним было бы иметь в виду конституционные нормы, принципы, иные положения при составлении исковых заявлений, отзывов, ходатайств, жалоб и других процессуальных документов и ссылаться на них наряду с остальными нормативными актами.
Не секрет, что зачастую за защитой своих прав обращаются лица, не сведущие во всех тонкостях юриспруденции. И тогда конституционные нормы и принципы приходят на помощь. Указание на нарушение своего права и ссылка на статью Конституции, без детализации норм отраслевого законодательства, позволят лицу, подающему исковое заявление, жалобу либо являющемуся ответчиком, отстаивать свои права.
Бывает, например, что в ходе гражданского судопроизводства то или иное лицо может быть вызвано в качестве ответчика или третьей стороны по делу. Очень часто в такой ситуации не хватает времени, чтобы сориентироваться в сущности дела и всех его нюансах. Поэтому представляется, что надо использовать норму-гарантию ч. 1 ст. 46 Конституции о том, что каждому гарантируется судебная защита, в совокупности с ч. 1 ст. 48, которая каждому гарантирует право на получение квалифицированной помощи. В такой ситуации, если, например, речь идет о судебном процессе, необходимо заявлять ходатайство об отложении разбирательства с целью обращения лица за квалифицированной юридической помощью. Суд должен дать время на поиск представителя, ознакомление его с материалами дела, сбор доказательств. Например, ч. 5. ст. 158 АПК РФ предоставляет право арбитражному суду отложить судебное разбирательство, если суд признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, так как необходимо совершить иные процессуальные действия.
Важно обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Девять лет назад это Постановление было издано в целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия.
Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения: "Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия".
Однако сегодня законодательство достаточно подробно регламентирует те или иные отношения, детализируя конституционные нормы. Очевидно, что в ходе гражданского или арбитражного судопроизводства стороны должны основывать свои требования в первую очередь не на нормах Конституции, а нормах текущего законодательства, раскрывающих и детализирующих конституционные нормы. Было бы нелогичным говорить о нормах Конституции, имеющих общее содержание, и не касаться норм отраслевого законодательства, имеющих конкретное содержание. Так, положение ч. 3 ст. 123 Конституции, указывающее, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в ст. ст. 8 и 9 АПК РФ. Так, норма ч. 3 ст. 8 АПК содержит запрет для арбитражного суда ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. А ч. 2 ст. 9 АПК, конкретизируя установленный Конституцией принцип состязательности сторон, предоставляет лицам, участвующим в деле, право знать об аргументах друг друга, а также устанавливает обязанность стороны, предоставляющей доказательство суду, предоставить это доказательство и другой стороне. На этом принципе основывается и ч. 3 ст. 125 АПК, устанавливающая обязанность истца направить лицам, участвующим в деле, копии всех представляемых им документов.
На прямое действие норм Конституции неоднократно указывал и Конституционный Суд РФ в своих решениях. Прямое действие Конституции, нормы-принципы, которые заложены в ней, имеют практическое применение. В своем Постановлении от 27 мая 2003 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова" Конституционный Суд указывает, что согласно Конституции РФ федеральные налоги и сборы относятся к ведению Российской Федерации (ст. 71, п. "з"). Реализуя вытекающие из конституционных норм полномочия в целях обеспечения исполнения закрепленной в ст. 57 Конституции обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, в Налоговом кодексе сформулированы такие основные принципы налогообложения, как всеобщность и равенство налогообложения. Правовое регулирование в сфере налогообложения осуществляется законодателем исходя не только из предписаний ст. 57 Конституции, но и из закрепленных Конституцией основ демократического правового государства, включая признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, верховенство и прямое действие Конституции, гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, прежде всего права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности, а также запрет произвола, справедливость и соразмерность устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (ст. 1, ч. 1; ст. 2; ст. 4, ч. 2; ст. 17, ч. 3; ст. 34, ч. 1; ст. 35, ч. 2; ст. 45, ч. 1; ст. 55, ч. ч. 2 и 3) <*>.
--------------------------------
<*> О прямом действии норм Конституции см. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, 3.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева".
Таким образом, лицам, участвующим в деле для защиты своих прав, и правоприменительным органам необходимо иметь в виду непосредственное и опосредованное действие конституционных норм и принципов с целью грамотного их применения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 199 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН П.Н. БЕЛЕЦКОГО, Г.А. НИКОВОЙ, Р.В. РУКАВИШНИКОВА, В.Л. СОКОЛОВСКОГО И Н.И. ТАЛАНОВА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 167 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН О.М. МАРИНИЧЕВОЙ, А.В. НЕМИРОВСКОЙ, З.А. СКЛЯНОВОЙ, Р.М. СКЛЯНОВОЙ И В.М. ШИРЯЕВА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ"
Законность, N 4, 2004

Комментарии к законам »
Читайте также