Международное экономическое право и процесс
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ
УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПРАВО И
ПРОЦЕСС
(Академический
курс)
Учебник
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ
Георгий
Михайлович Вельяминов - профессор, доктор
юридических наук, ведущий научный
сотрудник ИГП РАН.
Имеет огромный опыт
практической работы в области
международной торговли, а также опыт
научной работы. С 1980-х гг. читает курсы
лекций по международному экономическому
праву в ведущих вузах страны. Имеет
многочисленные научные труды, автор многих
учебных изданий. Арбитр Международного
коммерческого арбитражного суда при ТПП
РФ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Посвящается автором
своей alma mater - бывшему
Институту внешней
торговли СССР и памяти
своих
замечательных учителей правоведов
Г.Н.
Амфитеатрова, А.Д. Кейлина,
В.В.
Краснокутского, Л.А. Лунца, С.К. Мая,
Б.С.
Никифорова, Б.И. Сыромятникова,
Н.П.
Томашевского, Е.А. Флейшиц и
других
Настоящий курс международного
экономического права (МЭП) - своего рода
итог многолетне читаемого автором курса
лекций. Автор ставит перед собой в курсе
следующие задачи:
- попытаться
объяснить читателю (и самому себе) причины и
смысл возникновения и существования такого
относительно нового феномена, как
международное экономическое право, еще не
вполне устоявшегося и неоднозначно
понимаемого;
- заинтересовать читателя
теоретическими проблемами МЭП. Нормативный
состав этого права, его corpus juridicum изменчив,
текуч и не всегда ясен, как, пожалуй, ни в
какой иной правовой отрасли. Тем более
значимыми становятся теоретические
подходы, что помогает легче применяться к
реалиям и изменениям МЭП. В этой связи
весьма важна, в частности, научная
систематика МЭП (тоже еще не устоявшаяся),
позволяющая легче в нем ориентироваться;
- сказанное о теории, разумеется, не
снимает задачи освоения актуального на
сегодня действующего нормативного состава
МЭП. Хотя этот состав и подвижен, в основе
своей, в главных направлениях он достаточно
устойчив, и знание его необходимо.
Курс
рассчитан на студентов - юристов,
экономистов, политологов, а также на уже
дипломированных специалистов-практиков,
работающих в области международных
экономических отношений; а в эту область в
условиях текущей глобализации и
интернационализации национальных экономик
включаются все более широкие круги людей.
Соответственно курс может использоваться и
для самостоятельного изучения МЭП, а также
и как своего рода справочник.
Наука
международного экономического права во
многом синтетична, впитывает в себя, в
частности, элементы таких наук, как теория
государства и права, международное
публичное право, геополитика, гражданское
право, международное частное право,
политическая экономия, международные
экономические отношения. Поэтому,
естественно, МЭП изучается обычно на
завершающем этапе обучения, т.е. во
всеоружии слушателей знаниями в названных
дисциплинах. К сожалению, опыт
свидетельствует, что к старшему курсу
студенты, не говоря о людях, давно
окончивших свое образование, иногда
успевают забыть кое-что в базисных науках. С
учетом этого в настоящем курсе автор
позволяет себе в отдельных случаях
обращаться к истокам.
В теоретическом
плане автор придерживается в курсе
классических установок. Вместе с тем
автором привносятся в курс и некоторые
собственные теоретические подходы. Это
касается, в частности, систематики МЭП, в
которой впервые автор стал различать общую
и особенную части, что нашло отражение еще в
публикациях 1997 - 1998 гг. В настоящем курсе
вводятся в научную систематику новые
понятия особого международного
имущественного права как подотрасли МЭП и
международного экономического
процессуального права. Новой является и
идея разделения как либерализации, так и
протекционизма на интровертные и
экстравертные виды. Присутствуют в курсе и
давние авторские теоретические установки о
рекомендательной норме международного
права (1969 г.), о параорганизациях (1978 г.) и др.
Нельзя игнорировать тот факт, что, к
сожалению, не сложилось еще как в
отечественной, так и в зарубежной доктрине
единого понимания ни в отношении
нормативного состава МЭП, ни в отношении
его места в общей системе права, ни даже
самого понятия МЭП. Неустановившаяся догма
международного экономического права
оправдывает поэтому неизбежную
полемичность при изложении в курсе
некоторых теоретических подходов к реалиям
МЭП.
В курсе упоминаются десятки
конвенций и т.п. международно-правовых
актов, но во многих случаях лишь
"иллюстративно". Только самые важные акты
рассматриваются более подробно. Но и эти
"самые важные" не вечны. Поэтому цель,
которую ставит перед собой автор, не
столько изучение "буквы закона", сколько его
"духа". А этот "дух" определяется политикой
как национальной, так и выражаемой
концептуально в торговой неоглобализации,
причем политические государственные
установки гораздо стабильнее их
договорно-правового и иного формального
выражения. МЭП - исключительно политически
обусловленное явление. Поэтому несравнимо
большее, чем в других секторах права,
внимание уделяется политике, которая и есть
"дух" МЭП. Иначе говоря, в курсе упор
делается на фундаментальность характера
обучения, традиционно вообще свойственную
российской высшей школе, в отличие от
узкоремесленного, прикладного подхода.
Значительный объем материала,
задействованного в курсе, представляется
оправданным. Достаточно сравнить настоящий
курс с вышедшим в 2002 г. в русском переводе
учебником "Международное экономическое
право" французских авторов Д. Карро и П.
Жюйара. Учебник этот в два раза больше по
объему, чем настоящий курс. В зарубежной
доктрине (в том же упомянутом учебнике)
международное экономическое право вообще
возводится на уровень права, параллельного
общему международному (публичному) праву.
Думается, настало время, особенно в
перспективе участия России во Всемирной
торговой организации, когда и российские
студенты должны начать приобщаться к более
углубленному изучению международного
экономического права, нежели лишь по
относительно кратким учебным
пособиям.
***
Весь курс в учебных целях
разбит на параграфы, с тем чтобы согласно
программе обучения преподаватель мог
рекомендовать студентам выборочно
использовать соответствующие параграфы
курса.
К курсу прилагаются перечни
литературы (по главам), включающие основные
источники, использованные при подготовке
курса. Актуальный политико-фактологический
материал базируется в основном на текущей
прессе.
Перечни литературы не мыслятся
в качестве списков дополнительных учебных
пособий. Таковые, по идее, могут быть
избирательно рекомендованы
преподавателем, исходя из программ
обучения. Перечни могут также служить
ориентиром для тех, кто заинтересуется
более углубленным ознакомлением с
тематикой курса, в том числе для подготовки
курсовых, дипломных и диссертационных
работ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПРАВО
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И
ФИЛОСОФИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Предпосылки
возникновения и смысл международного
экономического права (§§ 1 - 7). 2. Либерализм
против протекционизма (§§ 8 - 14). 3.
Становление современных правовых форм
международного торгово-экономического
регулирования (§§ 15 - 27). 4. Глобализм (§§ 28 - 34).
5. Неоглобализм и панамериканизм (§§ 35 - 37). 6.
Пороки неоглобализации (§§ 38 - 47). 7.
Неоглобализация и международное
экономическое право (§§ 48 - 59).
1.
Предпосылки возникновения и смысл
международного экономического права
§ 1.
Международное экономическое право
возникло не на пустом месте. Ростки его
зрели, хотя и неспешно, многие века. Зачатки
международно-правового регулирования,
прежде всего торговых взаимоотношений
государств, относятся к глубокой древности.
Изначально в международные договоры, а это
были в первую очередь мирные или союзные
договоры, включались обыкновенно и условия
обеспечения торговли. К примеру, что
касается Руси, уже в первом исторически
известном ее международном договоре 907 г.
между киевским князем Олегом и
византийскими императорами Леоном и
Александром, в частности,
предусматривались условия беспошлинной
торговли русских купцов в Константинополе
(теперь Стамбул).
Другим примером может
служить Договор 1493 г. о дружественном и
вечном союзе между царем Иваном III и датским
королем. Договор содержал среди других
условия о беспрепятственном проезде и
торговле, о защите купцов со стороны
местных властей и справедливом суде; о
взимании пошлин, установленных в этих
договаривающихся государствах, т.е.
условия, пожалуй, не менее благоприятные,
нежели существующие на сегодняшний день
между теми же странами.
§ 2. Развитие
международных торгово-экономических
отношений, их международно-правовое
урегулирование всегда выражали интересы
национального торгового и
аграрно-промышленного капитала,
ориентированного на внешние рынки. Вся
история международной торговли эпохи
капитализма, иначе - рыночной экономики -
есть история борьбы за рынки сбыта и
приложения капитала. Начиная примерно с XVI
в. и до начала XX в. борьба эта выражалась в
форме колониализма, захвата и эксплуатации,
вначале в особенности торговой, все новых
территорий и земель силами и средствами
метрополии, без свободного допуска
конкурентов из других государств. Это было,
в частности, главным стимулом и движущей
силой времени Великих географических
открытий.
Сначала европейские
колонизаторы везли в Африку, Азию,
Латинскую Америку стеклянные бусы,
спиртное, дешевые мануфактурные ткани,
стальные ножи и т.п. в обмен на драгоценные
металлы, слоновую кость и так называемые
колониальные товары (чай, кофе, специи и
т.п.). Затем метрополии, монополизируя рынки
своих колоний, налаживают их всестороннюю
торгово-экономическую эксплуатацию,
превращая колонии в свои сырьевые придатки,
вкладывая капиталы не только в торговые, но
и в аграрные, горнодобывающие и т.п. секторы
экономики колоний. Эта структура торговли
"Север - Юг" сохраняется во многом и до сих
пор.
§ 3. Международное экономическое
право - это право, в принципе регулирующее
межгосударственные экономические
отношения, и такие отношения существуют
многие века. Почему же международное
экономическое право как целая правовая
отрасль возникло лишь во второй половине XX
в.? Ответ, очевидно, надо искать в
изменениях, произошедших в самих
государствах, точнее, в изменениях их
функций.
На тему сущности государства и,
в частности, его экономических функций,
государственной экономики как таковой
написаны горы литературы. К сожалению, все
существовавшие и существующие на сегодня
экономические теории меркантилизма,
марксизма, монетаризма, кейнсианства и т.д.,
пытаясь объяснить, "как государство
богатеет и почему не нужно золота ему, когда
простой продукт имеет" (А.С. Пушкин), не
выработали простого и однозначного рецепта
идеальной экономики. Еще Карамзин говорил,
что политическая экономия - это "наука -
смесь истин, известных каждому, и
предположений весьма гипотетических"
<*>.
--------------------------------
<*>
Вяземский П. Записные книжки. М., 1992. С. 256.
§
4. Для наших же целей достаточно
констатировать несколько вполне очевидных
истин. Государство изначально возникло в
качестве некого двуликого Януса: одной и,
очевидно, главной функцией государства
является функция обеспечения известного,
большего или меньшего, порядка внутри
страны; вторая важнейшая функция - внешняя,
защита страны от всяких угроз извне, а также
возможная собственная внешняя экспансия.
Мы здесь оставляем в стороне проблему
использования властью (единоличной,
клановой, сословной, классовой и т.д.) обеих
названных функций в узких, эгоистических,
групповых и личных интересах. Отметим лишь,
что "истинный", объективный
общегосударственный интерес, т.е. интерес
всего социума страны, с одной стороны, и
интересы клановые, иногда прямо
антинациональные, но тем не менее
проводимые в жизнь властью, с другой
стороны, вряд ли когда-нибудь и где-нибудь
полностью совпадали. Более того, очевидно,
не может вообще быть идеально единого
общегосударственного интереса всех
сограждан. Достаточно сказать хотя бы, что
везде и всегда были в странах и есть
элементы антисоциальные, преступные,
заинтересованные в общественном
неустройстве, беспорядке, что прямо
противоположно интересам добропорядочных
граждан.
§ 5. Что же все-таки произошло в
XX в.? Случилось, в частности, три важных
изменения.
Во-первых, в мире произошла
вторая (после XVIII в.) промышленная, а точнее,
научно-техническая революция на базе
беспрецедентного научного прорыва.
Появились целые новые отрасли
промышленности. Возникла индустрия
массового производства множества товаров и
на этой основе - общество массового
потребления. Резко выросли
внутринациональные рынки,
выплескивающиеся за собственные пределы и
диктующие выход на внешние рынки.
Параллельно активно развивается сфера
услуг и рынки услуг, а также рынок
капиталов, сопутствующий и стимулирующий
развитие рынков товаров и услуг. Капиталы
становятся интернациональными. В политике
и в науке стали говорить о так называемом
постиндустриальном обществе, в котором все
большее значение приобретают
информационные технологии.
Во-вторых,
после Второй мировой войны произошел
быстрый распад колониальной системы, а
исторически вскоре и так называемой
социалистической системы. Возобладала
почти повсюду единая рыночная,
капиталистическая бурно развивающаяся
экономика, причем не разделяемая, как ранее,
колониальными рамками.
В-третьих, в
основных развитых странах - главных
действующих игроках на мировых рынках -
укрепились внутригосударственные методы
воздействия как на внутреннюю, так и на
внешнюю экономическую жизнь. Государство
стало гораздо активнее служить экономике,
хотя и рыночной. В то же время в условиях так
называемого демократического
политического устройства существуют
большие возможности для групп влияния
лоббировать внутреннюю и внешнюю
экономическую политику в своих интересах, а
с учетом возросшей регулирующей роли
государства в экономике - успешно проводить
эти интересы в качестве государственных,
иногда и объективно совпадающих с
общенациональными интересами.
В
результате государства в рамках своей
второй, внешней функции стали со второй
половины XX в. несравненно активнее
выступать на международной арене именно в
экономическом аспекте, как выразители и
двигатели этих экономических интересов, а
интересы эти оказались объективно в целом
совпадающими для индустриально развитых
стран рыночной экономики, концентрируясь в
главном - на возможно более свободном
доступе на мировые, в том числе бывшие
колониальные рынки.
§ 6. Общая
торгово-политическая доминанта,
базирующаяся на экономическом процессе,
потребовала и общего правового ее
оформления в виде современного
международного экономического права.
В
целом наиболее развитые промышленные,
капиталистические страны ("страны рыночной
экономики", по терминологии ООН), опираясь
на высокую конкурентоспособность своей
экономики,