Страхование риска ответственности аудиторов при проведении обязательного аудита

В последнее время повышенное внимание аудиторской общественности привлекла тема страхования ответственности аудиторских организаций, и обусловлено это прежде всего тем, что с 09.09.2002 <*> без заключения договора страхования аудиторская фирма не вправе проводить обязательный аудит. В связи с этим развитие страхования ответственности становится весьма актуальным и в конечном счете может вырасти в отдельную отрасль.
--------------------------------
<*> Дата вступления в силу ст. 13 ФЗ "Об аудиторской деятельности" - см. ст. 22 ФЗ.
Вообще страхование аудита является неотъемлемым элементом международной аудиторской практики. В России же страхование ответственности - одна из самых молодых отраслей страхования, зачастую не подкрепленная соответствующим законодательством. Понятие страхования в российской аудиторской практике появилось лишь с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 <*>, ст. 13 которого "Страхование при проведении обязательного аудита" закрепляет, что "при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушения договора". Вместе с тем столь короткая формулировка нормы приводит к возникновению ряда вопросов.
--------------------------------
<*> Далее в тексте - ФЗ.
Однако рассмотрение темы статьи представляется целесообразным начать с определения круга субъектов, подлежащих обязательному аудиту.
I. Обязательный аудит
Данный вид аудита регламентируется ст. 7 ФЗ, где законодатель дает определение и критерии, позволяющие выявить субъектов обязательного аудита.
Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Новацией ФЗ стал запрет на проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами, т.е. физическими лицами, являющимися предпринимателями без образования юридического лица и имеющими лицензии на проведение аудита. Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. Причем организационным признаком последних является наличие в штате организации не менее 5 аттестованных аудиторов (ст. 4 ФЗ).
1 апреля 2003 г. было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ N 4-П по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 ФЗ <*>. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки И.В. Выставкиной на нарушение конституционных прав положением ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. В частности, указывается на необоснованное ограничение свободы предпринимательской деятельности и нарушение ст. 2, 19, 34 и 55 Конституции РФ.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 09.04.2003. N 67 (3181). С. 10.
Суд установил, что "не являясь абсолютными, эти права могут быть ограничены, однако как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться на основе Конституции" - в рамках ст. 55, ч. 3. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой проверяемых лиц (характером их функций, большим объемом выручки), т.е. "такими обстоятельствами, которые - в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности РФ - требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц".
Положение ст. 7 ФЗ направлено на защиту конституционно значимых ценностей и достижение баланса частных и публичных интересов, оно не затрагивает существо конституционных гарантий защиты собственности и имущества, свободы предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности, а также свободы договоров участников гражданского оборота, следовательно, не противоречит Конституции РФ.
Введение ст. 7 призвано обеспечить обязательную аудиторскую проверку надлежащего объема и качества, которая должна гарантироваться соответствующими федеральными стандартами аудиторской деятельности, обязанностью аудиторской организации страховать риск ответственности за нарушение договора, а также осуществлением функций государственного регулирования аудиторской деятельности.
Гарантию независимости и качества обязательного аудита Конституционный Суд видит в проведении открытых конкурсов на заключение договоров оказания аудиторских услуг, а также в запрете аудиторским организациям заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (п. 7 ст. 1 ФЗ).
В Постановлении отмечается, что "отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной степени имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера.
Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договор об оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. в рамках предпринимательской деятельности; вместе с тем такое юридическое лицо имеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности... и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса".
Обязательный ежегодный аудит в соответствии с ФЗ (ст. 7, в редакции от 14.12.2001 N 164-ФЗ) осуществляется в случаях, если:
- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала. В силу Закона "общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами" - ст. 88 Федерального закона "Об акционерных обществах" <*>. Кроме того, "аудитор (гражданин или <**> аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора". И далее: "По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться:
--------------------------------
<*> Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (с изм. от 13.06.1996, 24.05.1999, 07.08.2001, 21.03.2002, 31.10.2002, 27.02.2003).
<**> Вероятно, данное противоречие - ч. 1 ст. 86 Федерального закона "Об акционерных обществах" с п. 2 ст. 7 ФЗ - будет устранено законодателем в ближайшее время.
а) подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;
б) информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности" - ст. 87 ФЗ "Об акционерных обществах";
- объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) независимо от сферы деятельности за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ;
- организация является кредитной организацией; страховой организацией или обществом взаимного страхования; товарной или фондовой биржей; инвестиционным фондом; государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
Согласно ст. 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" "отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством РФ лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством РФ лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее 2-х лет". И там же: "Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации..." <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 03.02.1996 N 17-ФЗ (с изм. от 31.07.1998, 05.07.1999, 08.07.1999, 19.06.2001, 07.08.2001, 21.03.2002).
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" также предусматривает проведение обязательного аудита: "Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федерации". И далее: "Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности Банка России, а аудитор Банка России обязан обеспечить выполнение этих рекомендаций" (ст. 93); "Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором оказания аудиторских услуг предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения аудиторской проверки Банка России..." (ст. 94) <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изм. от 10.01.2003).
------------------------------------------------------------------

Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.07.2004 N 87-ФЗ "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" указывает, что "достоверность годового бухгалтерского баланса и отчета об использовании прибыли Агентства подтверждается независимой аудиторской организацией..." (ст. 42); "Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки годового отчета Агентства..." - ст. 43 <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.1999 N 144-ФЗ (с изм. от 21.03.2002).

.. --------------------------------">Статья 29 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" закрепляет, что "страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений" <*>.. --------------------------------

Комментарии к законам »
Читайте также