Зачем платить дважды?
Т. ГУСЕВА
Татьяна Гусева, адвокат
Адвокатской палаты Орловской
области.
Первая реакция на изменение в
КоАП РФ, что отныне добровольно
неуплаченный штраф придется платить в
двойном размере, была безрадостной.
Оставалось либо платить добровольно в
установленный срок, либо обжаловать
постановление о привлечении к
административной
ответственности.
Согласно Закону от
08.12.2003 N 161-ФЗ "О приведении
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации и других
законодательных актов в соответствие с
Федеральным законом "О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации" ч. 4 и 5 ст. 32.2 КоАП РФ изложены в
следующей редакции:
"4. Копию документа,
свидетельствующего об уплате
административного штрафа, лицо,
привлеченное к административной
ответственности, направляет судье, в орган,
должностному лицу, вынесшим
постановление.
5. При отсутствии
документа, свидетельствующего об уплате
административного штрафа, по истечении
тридцати дней со срока, указанного в ч. 1
настоящей статьи, судья, орган, должностное
лицо, вынесшие постановление, направляют
соответствующие материалы судебному
приставу-исполнителю для взыскания суммы
административного штрафа в порядке,
предусмотренном федеральным
законодательством. Кроме того, судья, орган,
должностное лицо, вынесшие постановление,
принимают решение о привлечении лица, не
уплатившего административный штраф, к
административной ответственности в
соответствии с ч. 1 ст. 20.25" <*>.
--------------------------------
<*> Статья 20.25 КоАП
РФ "Неуплата административного штрафа либо
самовольное оставление места отбывания
административного ареста".
1. Неуплата
административного штрафа в срок,
предусмотренный настоящим Кодексом, -
влечет наложение административного штрафа
в двукратном размере суммы неуплаченного
административного штрафа либо
административный арест на срок до
пятнадцати суток.
2. Самовольное
оставление места отбывания
административного ареста - влечет
административный арест на срок до
пятнадцати суток.
Применять
нельзя!
Полагаем, что в настоящее время
применять норму о взыскании
административного штрафа в двойном размере
невозможно (ч. 1 ст. 20.25). Логика наших
рассуждений такова.
Принимают решение о
привлечении лица, не уплатившего
административный штраф, к ответственности
в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 судья, орган,
должностное лицо, вынесшие постановление. В
то же время ст. 28.3 "Должностные лица,
уполномоченные составлять протоколы об
административных правонарушениях"
предусматривает, что в отношении ст. 20.25
КоАП РФ протоколы об административных
правонарушениях вправе составлять только
должностные лица органов внутренних дел
(милиции).
По мнению автора,
возникновение данного противоречия стало
возможным, потому что законодатель не
привел в соответствие другие нормы Кодекса,
когда решил установить двойной размер
штрафа в случае его неуплаты.
К примеру,
предыдущая редакция ст. 20.25 предусматривала
ответственность за самовольное оставление
места отбывания административного ареста
(ст. 20.25 "Самовольное оставление места
отбывания административного ареста".
Самовольное оставление места отбывания
административного ареста - влечет
административный арест на срок до
пятнадцати суток). Текст ст. 20.25 КоАП РФ дан в
редакции ФЗ от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
В данной
редакции статья действовала с 01.07.2002 по
10.12.2003. Следовательно, и протоколы о
самовольном оставлении места отбывания
административного ареста составляли
органы внутренних дел.
Слово
предоставляется ГТК
Косвенным
подтверждением высказанной точки зрения
является письмо Государственного
таможенного комитета РФ от 25.02.2004 N 01-06/6847 "О
внесении изменений в КоАП РФ". Однако
необходимо добавить, что в данном письме
содержится иная мотивация невозможности
ГТК взыскивать административный штраф в
двойном размере.
В соответствии с
упомянутым письмом при применении ч. 4 ст. 32.2
КоАП России следует обратить внимание на
следующее.
Обязанность по
представлению копии документа,
свидетельствующего об уплате
административного штрафа, в орган,
должностному лицу, вынесшим постановление,
возлагается на лицо, привлеченное к
административной ответственности. При
отсутствии документа, свидетельствующего
об уплате административного штрафа, по
истечении тридцати дней со срока,
указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ,
постановление об административном
правонарушении передается в службу
судебных приставов для взыскания суммы
административного штрафа в порядке,
предусмотренном законодательством РФ.
Таможенные органы лишены права
предъявления постановления об
административном правонарушении:
- в
отношении физического лица - в организацию,
в которой лицо, привлеченное к
административной ответственности,
работает, учится либо получает пенсию для
удержания суммы административного штрафа
из его заработной платы, вознаграждения,
стипендии, пенсии или иных доходов;
- в
отношении юридического лица - в банк или
иную кредитную организацию для взыскания
суммы административного штрафа из денежных
средств или доходов юридического лица.
Часть 5 ст. 32.2 КоАП РФ, предусматривающая
принятие органом, должностным лицом,
вынесшим постановление, решения о
привлечении лица, не уплатившего
административный штраф, к административной
ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25
КоАП РФ, не распространяется на компетенцию
таможенных органов. Согласно ст. 28.3 КоАП РФ
должностными лицами, уполномоченными
составлять протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25
КоАП РФ, являются исключительно
должностные лица органов внутренних дел.
Статьей 23.8 КоАП РФ таможенные органы
уполномочены рассматривать дела об
административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 16.2 - 16.22 КоАП РФ.
ГТК
России рекомендует в целях обеспечения
соблюдения норм КоАП РФ усилить контроль за
представлением лицом, привлеченным к
административной ответственности, копии
документа, свидетельствующего об уплате
административного штрафа в сроки,
установленные ст. 32.2 КоАП РФ, а также за
поступлением сумм административных
штрафов на счета федерального казначейства
с использованием прав, предоставляемых ст.
31 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Автор данной статьи предлагает читателям
высказаться по обозначенной
проблеме.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 161-ФЗ
"О
ПРИВЕДЕНИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
21.11.2003)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001
N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ
04.06.1997)
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 25.02.2004 N
01-06/6847
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОАП
РОССИИ"
ЭЖ-Юрист, N 13, 2004