Некоторые особенности финансово-правового статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту
ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, ПРОХОДЯЩЕГО ВОЕННУЮ
СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ
Н.И.
РУДИЧЕВА
Рудичева Н.И., старший
преподаватель кафедры военной
администрации, административного и
финансового права Военного
университета.
До недавнего времени
доходы военнослужащего, проходящего службу
по контракту, не облагались никакими
налогами. Сегодня, руководствуясь
принципом всеобщности и равенства
налогообложения <*>, налоговые органы
приравнивают доходы этой категории
военнослужащих <**> к заработной плате
наемных работников. Представляется также
интересным, что, по мнению Конституционного
Суда РФ, изложенному в абз. 2 п. 3
Постановления от 17 декабря 1996 г. N 20-П,
налогоплательщик, в силу конституционной
обязанности платить налоги, является
сособственником государства по своим
доходам и не имеет права распоряжаться ими
до уплаты налогов. Право собственности
государства на доход налогоплательщика
возникает с момента возникновения объекта
налогообложения и сохраняется до
наступления срока уплаты налога <***>.
Руководствуясь указанными документами,
следует сделать вывод о том, что денежное
довольствие военнослужащих и приравненные
к нему выплаты формируют налогооблагаемую
базу по налогу на доходы физических лиц.
--------------------------------
<*> См., например,
Определение Конституционного Суда от 5 июля
2003 г. N 275-О.
<**> За исключением оплаты
стоимости и (или) выдачи полагающегося
натурального довольствия, а также выплаты
денежных средств взамен этого довольствия
и страховых выплат из бюджета, связанных с
гибелью военнослужащих при исполнении ими
своих служебных обязанностей (см. ст. 217
Налогового кодекса Российской
Федерации).
<***> Пауль А.Г.
Финансово-правовое регулирование
отношений собственности // Журнал
российского права. 2004. N 1. С. 29.
Желая
сохранить льготное положение
военнослужащих как налогоплательщиков, ряд
субъектов РФ, в частности г. Москва <*>,
приняли у себя законодательные акты,
освобождающие эту категорию
налогоплательщиков от уплаты той части
налога на доходы физических лиц, которая в
качестве регулирующего дохода поступает из
бюджета РФ в бюджеты нижестоящих уровней.
Однако, согласно информации Департамента
налоговой политики Минфина РФ, изложенной в
письме от 18 сентября 2000 г. N 04-04-06, такие акты
противоречат ст. 3 Налогового кодекса и
могут быть признаны недействительными в
судебном порядке. Тем не менее до признания
их недействительными налогоплательщики
могут пользоваться льготами,
установленными на региональном и местном
уровнях, без опасений быть признанными
правонарушителями и подвергнуться
взысканию "задним числом".
--------------------------------
<*> Закон г. Москвы
от 2 июля 1997 г. N 26 "О льготах по подоходному
налогу с физических лиц" (в ред. Закона N 10 от
24 марта 1999 г.).
Согласно ст. 236 НК объектами
налогообложения для плательщиков единого
социального налога признаются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые в пользу
физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также
по авторским договорам.
Налогоплательщиками данного налога
являются не конечные обладатели дохода, а
лица, производящие им выплаты, как-то:
организации, в том числе воинские части;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые
индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели,
адвокаты.
Естественно возникает вопрос:
должны ли воинские части и учреждения, к
которым прикомандированы военнослужащие,
уплачивать за них единый социальный налог?
В силу определения ст. 234 НК РФ данный налог
представляет собой форму мобилизации
денежных средств для реализации права
граждан на государственное пенсионное и
социальное обеспечение (страхование) и
медицинскую помощь. Но пенсионное и иное
социальное обеспечение военнослужащих
осуществляется из бюджетных средств РФ.
Кроме того, правовая природа военной службы
в силу Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе" и ст.
11 ТК РФ отлична от обязательств,
возникающих у работников, заключивших
трудовой контракт либо оказывающих услуги
по договору гражданско-правового
содержания. Поэтому МНС РФ в письме от 17
июля 2003 г. N СА-6-05/792 "О налогообложении
единым социальным налогом выплат,
производимых прикомандированным
военнослужащим" и Минтруд РФ в письме от 3
марта 2003 г. N 405-Пр разъяснили, что при
отсутствии трудовых и гражданско-правовых
отношений с прикомандированными
военнослужащими или военнослужащими,
исполняющими обязанности военной службы по
контракту, отсутствует и база для
исчисления и уплаты единого социального
налога, следовательно, выплаты и
вознаграждения, производимые
военнослужащим, не подлежат
налогообложению единым социальным
налогом.
Предложенный анализ позволяет
сделать следующие выводы:
военнослужащие, за исключением проходящих
службу по призыву, приравниваются в
обязательствах перед бюджетом России к
наемным работникам в части уплаты налога на
доходы физических лиц;
налогоплательщики освобождаются от уплаты
единого социального налога, если они
производят выплаты лицам, исполняющим
обязанности военной службы по контракту;
субъекты РФ и органы местного
самоуправления могут самостоятельно
устанавливать льготный режим
налогообложения военнослужащих в части,
приходящейся на обязательства перед
бюджетами соответствующих уровней;
в
регионах, установивших льготный режим
налогообложения по федеральным налогам,
военнослужащие могут пользоваться
льготами вплоть до признания
соответствующих актов недействительными в
судебном порядке <*>.
--------------------------------
<*> Для справки:
Закон г. Москвы N 26 от 2 июля 1997 г. признан
утратившим силу с 1 января 2003 г. в связи с
принятием Закона г. Москвы N 57 от 30 октября
2002 г. В других регионах аналогичные законы
продолжают действовать!
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от
05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
19.07.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ
06.03.1998)
<ПИСЬМО> МНС РФ от 17.07.2003 N
СА-6-05/792
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЕДИНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ ВЫПЛАТ, ПРОИЗВОДИМЫХ
ПРИКОМАНДИРОВАННЫМ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ"
<ПИСЬМО> Минтруда РФ
от 03.03.2003 N 405-Пр
<О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ,
ПРИКОМАНДИРОВАННЫМИ К ОРГАНАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ>
ПИСЬМО
Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 18.09.2000 N 04-04-06
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 05.06.2003 N 275-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ПОКЛАДОВА СЕРГЕЯ ИГОРЕВИЧА НА
НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОДПУНКТОВ 2, 3 И 4 ПУНКТА 4
СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ
ОТДЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТОВ 2 И 3 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 11 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 ИЮНЯ 1993 ГОДА "О
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИЦИИ"
ЗАКОН г. Москвы от 30.10.2002 N 57
"О
ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ЗАКОНОВ ГОРОДА
МОСКВЫ О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ С
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ЗАКОН г. Москвы от 02.07.1997 N
26
"О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ С
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Российский
военно-правовой сборник, N 1, 2004