Правовое регулирование прохождения военной службы военнослужащими-женщинами в вооруженных силах российской федерации
ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ-ЖЕНЩИНАМИ В ВООРУЖЕННЫХ
СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.А.
СТРЕНИНА
Стренина Е.А., капитан юстиции,
юрисконсульт Управления ФСБ
России.
Социально-экономическая ситуация
в стране стала базой для развития новых
тенденций: ухудшение демографической
ситуации в стране, массовые увольнения
военнослужащих, некомплект воинских частей
и подразделений. Эти факторы, безусловно,
негативно влияют на военную безопасность
государства. Подобные причины стали
основой для нового явления - массового
притока женщин на военную службу. Вместе с
тем в условиях социальной напряженности
поступление на военную службу по контракту
помогает женщинам решить многие
материальные проблемы.
Увеличивающееся
число женщин на военной службе, как новое
явление российской действительности,
нуждается в анализе, прогнозировании,
предупреждении развития негативных
тенденций. Также требуется дальнейшее
развитие и совершенствование военного
законодательства, регулирующего порядок
прохождения военной службы
женщинами-военнослужащими, и разработка
практических рекомендаций, направленных на
правильное применение действующего
законодательства командирами
(начальниками), кадровыми органами,
должностными лицами юридической службы.
В Российской Федерации нет единого
законодательства, определяющего правовое
положение военнослужащих-женщин, оно
регулируется законодательными и иными
правовыми актами, принятыми высшими
законодательными органами СССР и
Российской Федерации, документами,
изданными Президентом и Правительством
России. Федеральный закон "О статусе
военнослужащих" устанавливает, что
военнослужащие-женщины пользуются
льготами, гарантиями и компенсациями в
соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами об
охране семьи, материнства и детства.
С
учетом увеличивающегося числа
женщин-военнослужащих необходимость
применения законодательства об охране
семьи, материнства и детства приобретает
все большую актуальность. Незнание
законодательства или его произвольное
толкование приводит к ущемлению прав
военнослужащих-женщин и не отвечает
государственным интересам по охране семьи,
материнства и детства. Так, во время
проведения Главной военной прокуратурой
проверки исполнения законов, направленных
на обеспечение социальной защиты,
безопасных условий службы и прав женщин в
армии, было выявлено около 3000 нарушений
прав военнослужащих-женщин <*>. Это
связано с тем, что и командиры (начальники),
и военнослужащие-женщины плохо знают
законодательство, испытывают дефицит
информации.
--------------------------------
<*>
См.: Пограничник. 1999. N 10. С. 67.
В настоящее
время число военнослужащих-женщин во всех
силовых ведомствах России составляет более
500 тысяч человек <*>, и их количество
продолжает расти. Социально-правовой
статус женщин-военнослужащих
обусловливает их значительный приток в
вооруженные силы не только в России; это
объективный процесс, который идет во всем
мире. Женщины являются дополнительным
источником людских ресурсов для
обеспечения национальной безопасности в
США, Канаде, Великобритании, Германии,
Франции, Швеции, Швейцарии, Нидерландах,
Бельгии, Дании, Норвегии, Голландии,
Португалии, Израиле, Испании, Греции,
Турции, Пакистане, Люксембурге, Шри-Ланке и
в других странах.
--------------------------------
<*> См.: Армейский сборник. 2000. N 12. С.
77.
Ориентация женщин в различных странах
мира на службу в вооруженных силах
закономерна, она обусловлена и
потребностями армии, и ростом самосознания,
и социально-правовым статусом женщин.
Поступление женщин на военную службу
обусловлено гарантированными льготами,
включая оплачиваемый отпуск по
беременности и родам, стабильным денежным
содержанием, возможностью решить жилищные
проблемы, сделать карьеру. Женщины
осваивают как специальности штабного
управления, так и службу в боевых
подразделениях. Однако возможность
реализации ими равных с мужчинами прав
должна компенсироваться также и
выполнением равных обязанностей.
Правовой статус военнослужащих-женщин
определяется Федеральным законом "О
статусе военнослужащих". Под правовым
статусом военнослужащих понимается
юридически гарантированное положение их в
обществе, определенное совокупностью
предусмотренных как общим, прежде всего
Конституцией, так и специальным военным
законодательством прав и свобод,
обязанностей и ответственности данной
категории граждан <*>.
--------------------------------
<*> Артамонов Н.В.
Правовой статус советских военнослужащих и
его обеспечение. М.: Воен. ин-т, 1984. С. 14 -
15.
Особенность правового статуса
военнослужащих заключается в том, что они
выполняют свою обязанность по защите
Отечества, на них возлагается повышенная
юридическая ответственность, в ряде
случаев военнослужащие ограничиваются в
гражданских, личных, политических и
социально-экономических правах.
Прохождение военной службы связано с
риском для жизни, необходимостью
поддерживать постоянную высокую боевую
готовность, строго соблюдать воинскую
дисциплину, проживать в местностях с
тяжелыми климатическими условиями.
Льготы военнослужащим призваны
компенсировать тяготы и лишения военной
службы, а также обусловленные ею
ограничения прав. В результате
взаимодействия прав и обязанностей
военнослужащих и как следствие
установленного соотношения правовых
ограничений и преимуществ должен
достигаться примерно тот же баланс прав и
обязанностей, которые имеют другие
категории граждан России.
Женщины-военнослужащие помимо
установленных для всех военнослужащих
преимуществ пользуются льготами,
гарантиями и компенсациями,
предусмотренными законодательными и
подзаконными нормативными актами об охране
семьи, материнства и детства <*>.
--------------------------------
<*> К таким актам
относятся: Основы законодательства об
охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1,
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30
декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Федеральный закон "О
государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, иные
федеральные законы, Постановление
Верховного Совета СССР "О неотложных мерах
по улучшению положения женщин, охране
материнства и детства, укреплению семьи" от
10 апреля 1990 г. N 1420-1, Постановление Совета
Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993
г. N 105, утвердившее Нормы предельно
допустимых нагрузок для женщин при подъеме
и перемещении тяжестей вручную,
постановления Министерства труда
Российской Федерации, приказы
Минздравмедпрома России, постановления
Фонда социального страхования Российской
Федерации; правовые акты Министерства
обороны Российской Федерации и иных
федеральных органов исполнительной власти,
в которых предусмотрена военная
служба.
Права и свободы, обязанности и
ответственность военнослужащих
определяются с учетом возможностей их
реализации в условиях военной службы, это
влечет за собой некоторые ограничения в
правах и свободах. Исполнение
военнослужащим обязанностей военной
службы обусловливает то, что в отношении
его будет действовать ряд ограничений.
Обеспечение возможности реализации
женщинами-военнослужащими равных с
мужчинами прав, стратегия "предоставления
равных возможностей" должны
компенсироваться исполнением обязанностей
с учетом специфики прохождения военной
службы (например, необходимости
поддержания боеготовности). Во время
реализации военнослужащими-женщинами
некоторых прав, гарантированных
законодательством об охране семьи,
материнства и детства (отпуск по уходу за
ребенком до достижения им возраста 3 лет,
периоды нетрудоспособности в связи с
необходимостью ухода за больным ребенком),
их обязанности вынуждены исполнять другие
военнослужащие. Это часто наносит ущерб
боевой готовности воинской части и, как
следствие, обороноспособности, военной
безопасности и экономике государства.
В
качестве мер по совершенствованию и
развитию законодательства,
устанавливающего правовое положение
военнослужащих-женщин, предлагается
разработать и внести в Федеральные законы
"О статусе военнослужащих", "О воинской
обязанности и военной службе", иные
правовые акты изменения и дополнения,
связанные с реализацией
военнослужащими-женщинами льгот и
преимуществ, устанавливаемых
законодательством об охране семьи,
материнства и детства, и установлением
баланса между содержанием этих льгот и
исполнением обязанностей военной службы
дифференцированно в зависимости от
правового положения и специфики
прохождения военной службы.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 21.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N
76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ
06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.1995 N 81-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ,
ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
(принят ГД ФС РФ
26.04.1995)
"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
ГРАЖДАН"
(утв. ВС РФ 22.07.1993 N
5487-1)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 10.04.1990 N
1420-1
"О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И
ДЕТСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 06.02.1993 N 105
"О НОВЫХ
НОРМАХ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ
ЖЕНЩИН ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ
ВРУЧНУЮ"
Российский военно-правовой
сборник, N 1, 2004