Правовое регулирование прохождения военной службы военнослужащими-женщинами в вооруженных силах российской федерации

ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ-ЖЕНЩИНАМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.А. СТРЕНИНА
Стренина Е.А., капитан юстиции, юрисконсульт Управления ФСБ России.
Социально-экономическая ситуация в стране стала базой для развития новых тенденций: ухудшение демографической ситуации в стране, массовые увольнения военнослужащих, некомплект воинских частей и подразделений. Эти факторы, безусловно, негативно влияют на военную безопасность государства. Подобные причины стали основой для нового явления - массового притока женщин на военную службу. Вместе с тем в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы.
Увеличивающееся число женщин на военной службе, как новое явление российской действительности, нуждается в анализе, прогнозировании, предупреждении развития негативных тенденций. Также требуется дальнейшее развитие и совершенствование военного законодательства, регулирующего порядок прохождения военной службы женщинами-военнослужащими, и разработка практических рекомендаций, направленных на правильное применение действующего законодательства командирами (начальниками), кадровыми органами, должностными лицами юридической службы.
В Российской Федерации нет единого законодательства, определяющего правовое положение военнослужащих-женщин, оно регулируется законодательными и иными правовыми актами, принятыми высшими законодательными органами СССР и Российской Федерации, документами, изданными Президентом и Правительством России. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает, что военнослужащие-женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
С учетом увеличивающегося числа женщин-военнослужащих необходимость применения законодательства об охране семьи, материнства и детства приобретает все большую актуальность. Незнание законодательства или его произвольное толкование приводит к ущемлению прав военнослужащих-женщин и не отвечает государственным интересам по охране семьи, материнства и детства. Так, во время проведения Главной военной прокуратурой проверки исполнения законов, направленных на обеспечение социальной защиты, безопасных условий службы и прав женщин в армии, было выявлено около 3000 нарушений прав военнослужащих-женщин <*>. Это связано с тем, что и командиры (начальники), и военнослужащие-женщины плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации.
--------------------------------
<*> См.: Пограничник. 1999. N 10. С. 67.
В настоящее время число военнослужащих-женщин во всех силовых ведомствах России составляет более 500 тысяч человек <*>, и их количество продолжает расти. Социально-правовой статус женщин-военнослужащих обусловливает их значительный приток в вооруженные силы не только в России; это объективный процесс, который идет во всем мире. Женщины являются дополнительным источником людских ресурсов для обеспечения национальной безопасности в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии, Голландии, Португалии, Израиле, Испании, Греции, Турции, Пакистане, Люксембурге, Шри-Ланке и в других странах.
--------------------------------
<*> См.: Армейский сборник. 2000. N 12. С. 77.
Ориентация женщин в различных странах мира на службу в вооруженных силах закономерна, она обусловлена и потребностями армии, и ростом самосознания, и социально-правовым статусом женщин. Поступление женщин на военную службу обусловлено гарантированными льготами, включая оплачиваемый отпуск по беременности и родам, стабильным денежным содержанием, возможностью решить жилищные проблемы, сделать карьеру. Женщины осваивают как специальности штабного управления, так и службу в боевых подразделениях. Однако возможность реализации ими равных с мужчинами прав должна компенсироваться также и выполнением равных обязанностей.
Правовой статус военнослужащих-женщин определяется Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Под правовым статусом военнослужащих понимается юридически гарантированное положение их в обществе, определенное совокупностью предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией, так и специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей и ответственности данной категории граждан <*>.
--------------------------------
<*> Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: Воен. ин-т, 1984. С. 14 - 15.
Особенность правового статуса военнослужащих заключается в том, что они выполняют свою обязанность по защите Отечества, на них возлагается повышенная юридическая ответственность, в ряде случаев военнослужащие ограничиваются в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах. Прохождение военной службы связано с риском для жизни, необходимостью поддерживать постоянную высокую боевую готовность, строго соблюдать воинскую дисциплину, проживать в местностях с тяжелыми климатическими условиями.
Льготы военнослужащим призваны компенсировать тяготы и лишения военной службы, а также обусловленные ею ограничения прав. В результате взаимодействия прав и обязанностей военнослужащих и как следствие установленного соотношения правовых ограничений и преимуществ должен достигаться примерно тот же баланс прав и обязанностей, которые имеют другие категории граждан России.
Женщины-военнослужащие помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства <*>.
--------------------------------
<*> К таким актам относятся: Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, иные федеральные законы, Постановление Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г. N 1420-1, Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105, утвердившее Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, постановления Министерства труда Российской Федерации, приказы Минздравмедпрома России, постановления Фонда социального страхования Российской Федерации; правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Права и свободы, обязанности и ответственность военнослужащих определяются с учетом возможностей их реализации в условиях военной службы, это влечет за собой некоторые ограничения в правах и свободах. Исполнение военнослужащим обязанностей военной службы обусловливает то, что в отношении его будет действовать ряд ограничений. Обеспечение возможности реализации женщинами-военнослужащими равных с мужчинами прав, стратегия "предоставления равных возможностей" должны компенсироваться исполнением обязанностей с учетом специфики прохождения военной службы (например, необходимости поддержания боеготовности). Во время реализации военнослужащими-женщинами некоторых прав, гарантированных законодательством об охране семьи, материнства и детства (отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, периоды нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за больным ребенком), их обязанности вынуждены исполнять другие военнослужащие. Это часто наносит ущерб боевой готовности воинской части и, как следствие, обороноспособности, военной безопасности и экономике государства.
В качестве мер по совершенствованию и развитию законодательства, устанавливающего правовое положение военнослужащих-женщин, предлагается разработать и внести в Федеральные законы "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", иные правовые акты изменения и дополнения, связанные с реализацией военнослужащими-женщинами льгот и преимуществ, устанавливаемых законодательством об охране семьи, материнства и детства, и установлением баланса между содержанием этих льгот и исполнением обязанностей военной службы дифференцированно в зависимости от правового положения и специфики прохождения военной службы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.1995 N 81-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
(принят ГД ФС РФ 26.04.1995)
"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН"
(утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 10.04.1990 N 1420-1
"О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.1993 N 105
"О НОВЫХ НОРМАХ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ ЖЕНЩИН ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ ВРУЧНУЮ"
Российский военно-правовой сборник, N 1, 2004

Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния в условиях военной службы  »
Комментарии к законам »
Читайте также