Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам

АДЕКВАТНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА ЕГО ЖЕРТВАМ
И.Л. ТРУНОВ
Трунов Игорь Леонидович - академик РАЕН, профессор, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, почетный адвокат России.
Законодательство России и международное право провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Конституция РФ устанавливает обязанность государства соблюдать и защищать неприкосновенность личности и собственности, охранять жизнь, здоровье и достоинство человека. Конституционные права и свободы обладают приоритетом по отношению к любой норме права, закрепленной в федеральных законах либо подзаконных нормативно-правовых актах органов государственной власти.
Тем не менее в реальной действительности эти важнейшие требования реализуются далеко не всегда и не в полном объеме. С пугающей периодичностью увеличивается количество жертв не объявленной террористами войны. Государство прилагает огромные усилия для борьбы с терроризмом. Но пока не удается не только искоренить и предотвратить, но и хотя бы минимизировать его последствия. Пострадавшие от терроризма люди не должны оставаться один на один со своей бедой. Государство возложило на себя обязанность оказывать материальную, моральную, социально-психологическую, медицинскую и иные виды помощи, а также компенсацию вреда, причиненного жертвам террора. И оно обязано делать все возможное в этом направлении.
Москва, Буденновск, Волгодонск, Буйнакск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Воронеж, Гудермес, Махачкала, Каспийск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Невинномысск, Минеральные Воды - далеко не полный перечень городов, пострадавших от злодеяний террористов. Многое в борьбе с терроризмом зависит от активности гражданского общества, позиции каждого и тех, кто стал жертвой террора. Необходимо знать и применять как национальные, так и международные правовые механизмы для эффективной борьбы и защиты прав и законных интересов граждан.
Механизм помощи пострадавшим, попавшим в беду, соответствует вековым традициям. Издавна во всем мире принято помогать, к примеру, погорельцам. Появление правового государства благоденствия подразумевает, что многие социальные и экономические риски бытия человека должны разделяться всем обществом, а не выпадать на долю отдельного пострадавшего.
Обязанность законодателя - отслеживать перемены в общественных настроениях, разрабатывать и вносить проекты систем социальной защиты гражданина от возможных несчастий. Инструмент общества - государство, основной функцией которого, как метко заметил В.В. Путин, является "оказание услуг населению". Именно государство от имени общества должно взять на себя бремя помощи пострадавшим, получив право взыскать понесенные им расходы с террористов.
Значительное внимание этой проблеме было уделено на V Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1 - 12 сентября 1975 г.), где было особо подчеркнуто: "...символическое возмещение вреда вряд ли сможет хотя бы частично компенсировать боль и страдания, перенесенные потерпевшими и их семьями, в особенности при отсутствии сочувствия и заботы со стороны общества".
Актуальные для Российского государства положения регламентированы Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой 29 ноября 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Государствам необходимо сформировать такой правовой подход, который может способствовать освобождению потерпевших от заведомо невыгодной для них позиции, прямой связи присуждения материальной и моральной компенсации в зависимости от успехов правоохранительных органов в обнаружении и задержании виновных в преступлении лиц. В статье 2 раздела "А" Декларации говорится: "Лицо может считаться "жертвой", независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель". Под термином "жертва" понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения, моральный вред, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью. Жертва преступления является центральной фигурой процесса отправления правосудия. Статья 6 Декларации ООН гласит: "Содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв...".
Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983 г.) в ст. 2 также обязывает государства брать на себя возмещение убытков:
a) для тех лиц, которым в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный урон физическому состоянию или здоровью;
b) для тех лиц, которые находились на иждивении погибших в результате такого преступления.
Компенсация вреда должна покрывать: потерю дохода, затраты на медикаменты и госпитализацию, затраты на похороны и относительно иждивенцев, алименты (ст. 4).
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека). Конституция РФ гарантирует данное установление в ряде статей. "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба" (ст. 52). "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18).
Вопрос об уголовной ответственности террористов сомнений не вызывает. Соответствующие процессы проходили и в России, и в других странах мира.
А как обстоит дело с возмещением вреда?
Под вредом понимается материальный ущерб, выразившийся в уменьшении имущества, и (или) умаление нематериального блага, моральный вред (ст. 12, 151 ГК РФ). К понятию нематериальных благ (ч. 1 ст. 150 ГК РФ) законодатель относит: "жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом". Объем возмещения вреда должен быть полным и включать как реальный ущерб, так и неполученные доходы, упущенную выгоду (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Компенсация морального вреда - достаточно новый институт в современном российском праве. Необходимость компенсации причиненных преступлением физических и нравственных страданий очевидна. Компенсация морального вреда потерпевшему производится во всех без исключения случаях согласно процедуре и в пределах, предусмотренных законодательством. Именно данный способ защиты прав граждан способствует возникновению у пострадавших чувства восстановленной справедливости, позволяя максимально смягчить тяжесть причиненного вреда и нравственных страданий.
Компенсацией морального вреда является заглаживание, восполнение, возмещение в денежной или иной форме причиненного человеку преступлением физического ущерба, психического вреда и нравственных страданий. Конечно, денежная компенсация не возместит утраты человеческой жизни, необратимых физических и психических последствий, повреждения здоровья, не снимет нравственные страдания от пережитого страха, стыда, унижения и иных переживаний, но, являясь универсальным имущественным эквивалентом компенсации вреда, позволит хоть как-то смягчить, сгладить страдания, облегчить материальное положение. Гибель ребенка или взрослого человека, не имевшего иждивенцев, не имеет компенсационно-материальной составляющей ущерба и относится только к разновидности морального вреда, причиненного родственникам погибшего.
Согласно ст. 1101 ГК РФ "размер компенсации морального вреда определяется судом". Размер компенсации не входит в предмет доказывания по иску. Предмет доказывания - это юридический состав, образующий основания иска. Истец может указать сумму, однако его мнение о размере компенсации не имеет правового значения для суда. Право на определенный размер компенсации порождается судебным решением. Законодатель отвел суду роль эксперта, но не конкретному суду, а всей судебной системе посредством прецедентных решений, постановлений, а также разъяснений Верховного Суда РФ, являющихся общеобязательными для установления единой практики правоприменения. Поэтому в делах подобного рода имеет смысл приглашать специалистов в области оценки стоимости жизни для дачи экспертного заключения и расчетов конкретных случаев. Тем более что российскими учеными сделаны уникальные разработки, применяемые в развитых странах для расчета стоимости жизни погибшего в авиакатастрофах.
Законодатель устанавливает принципы определения судом размера компенсации морального вреда и одновременно указывает ряд критериев, которые должны учитываться при его определении. Закон устанавливает, что характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Законодательство не определяет каких-либо четких правил определения этого размера, устанавливается лишь необходимость учета требований разумности и справедливости (ч. 2 ст. 1101 ГК РФ). Действительно, такие правила разработать трудно. По нашему мнению, логическая цепь определения размера компенсации должна строиться следующим образом.
В каждом конкретном деле суд определяет степень физических и нравственных страданий, характер и размер причиненного вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, имущественное положение ответчика, рассматриваемые с позиций законности, разумности и справедливости. На первый взгляд это требование кажется несколько необычным, будучи применяемым к отдельному институту гражданского права - компенсации морального вреда, так как трудно предположить, что законодатель не предъявляет подобного требования к судебному решению по любому делу. Анализ ст. 1101 ГК РФ в части требований разумности и справедливости целесообразно проводить с учетом ч. 2 ст. 6 ГК РФ, устанавливающей правила применения аналогии права. Формальной справедливостью является одинаковый подход к одинаковым делам. На наш взгляд, прецедент является центральным звеном, точкой отсчета.
В России имеется прецедентное решение. Басманный районный суд г. Москвы 22 февраля 2002 г. удовлетворил иск о компенсации морального вреда на сумму 30 миллионов рублей - эквивалент 1 миллиона долларов США на тот период времени.
Гражданский иск о компенсации вреда в уголовном процессе - это требование лица, понесшего материальный ущерб, физические или нравственные страдания (моральный вред) от преступления, к обвиняемому или иным предусмотренным законом лицам, несущим материальную ответственность. Основаниями гражданского иска о компенсации морального вреда являются:
- факт совершения преступления;
- причинение им материального, физического и морального вреда потерпевшему;
- производство по уголовному делу;
- признание данного лица потерпевшим.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Потерпевший, лицо, которому преступлением причинен вред, потерпевшим не является, а признается. Лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, после решения, оформленного постановлением, наделяется рядом прав, в том числе и на возмещение вреда, причиненного преступлением.
После 1 марта 1996 г. законодатель установил случаи ответственности за причиненный моральный вред независимо от вины причинителя вреда. Так, статья 1100 ГК РФ гласит:
"Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
- вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности;
- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
- в иных случаях, предусмотренных законом".
Последний пункт статьи корреспондирует также со ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда":
ч. 1 - законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда;
ч. 2 - законом может быть предусмотрено возмещение при отсутствии вины причинителя.
Компенсация вреда в иных случаях, предусмотренных законом, и при отсутствии вины лицом, не являющимся причинителем вреда, в случаях причинения вреда в связи с террористической акцией регламентируется в России отдельным законодательным актом, содержащим, в том числе, иной порядок компенсации возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции. В преамбуле Закона "О борьбе с терроризмом" определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, осуществляющих борьбу с терроризмом, права, обязанности и гарантии граждан в этой связи.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" в ст. 17 "Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции" закрепляет следующие положения:
"1. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда.
2. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, совершенной на территориях нескольких субъектов РФ, а также возмещение ущерба, причиненного одному субъекту РФ и превышающего возможности компенсации из бюджета данного субъекта РФ, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
3. Возмещение вреда иностранным гражданам производится за счет средств федерального бюджета с последующим

Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование  »
Комментарии к законам »
Читайте также