Увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями: обязанность или право командира?
С ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫМИ
МЕРОПРИЯТИЯМИ:
ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО
КОМАНДИРА?
В.М. КОРЯКИН
В.М. Корякин,
полковник юстиции, кандидат юридических
наук, начальник юридической службы
Главного управления воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации.
В
ходе повседневной деятельности по
руководству подразделениями и воинскими
частями командирам (начальникам) очень
часто приходится принимать решения,
связанные с представлением подчиненных к
увольнению с военной службы по различным
основаниям. Как показывает практика, при
принятии таких решений некоторые
командиры, а также военнослужащие,
претендующие на увольнение с военной
службы, испытывают серьезные затруднения и
совершают ошибки, вызванные либо
недостаточным знанием, либо неверным
толкованием правовых норм, содержащихся в
законодательстве о воинской обязанности и
военной службе. Таким образом, вопросы,
связанные с увольнением либо отказом в
увольнении, зачастую становятся предметом
судебных разбирательств между
военнослужащими и командованием воинских
частей.
Рассмотрению некоторых
правовых аспектов увольнения с военной
службы военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, посвящена настоящая
статья.
1. Общая характеристика оснований
увольнения
военнослужащих с военной
службы
Анализ Федерального закона "О
воинской обязанности и военной службе" от 28
марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее - Закон) показывает,
что в нем содержится более 20 оснований для
увольнения военнослужащего с военной
службы (ст. 51 Закона). При этом законодатель
разделил основания увольнения
военнослужащего, проходящего военную
службу по контракту, на три большие
группы:
1) основания, когда
военнослужащий подлежит увольнению с
военной службы (п. 1 ст. 51 Закона);
2)
основания, по которым военнослужащий может
быть досрочно уволен с военной службы (п. 2
ст. 51 Закона);
3) основания, по которым
военнослужащий имеет право на досрочное
увольнение с военной службы (п. 3 ст. 51
Закона).
Каждой из указанных групп
соответствует различное сочетание
взаимных прав и обязанностей сторон
правоотношений, возникающих при увольнении
военнослужащего с военной службы.
В
первой группе законодатель использует
термин "подлежит увольнению", содержащий
категоричное требование о безусловном
увольнении военнослужащего с военной
службы при наличии оснований, относящихся к
данной группе. При этом реализация этого
требования не может зависеть от
субъективной воли и желания ни самого
военнослужащего, ни командования. Например,
признание военнослужащего
военно-врачебной комиссией негодным к
военной службе влечет безусловную
обязанность командира представить такого
военнослужащего к увольнению с военной
службы, даже если сам военнослужащий не
настаивает на своем увольнении и даже если
сам командир не возражает против
продолжения службы данным военнослужащим.
Закон однозначно требует уволить этого
военнослужащего в отставку.
Совсем
другая ситуация с взаимным сочетанием прав
и обязанностей сторон правоотношения по
увольнению военнослужащего с военной
службы имеет место при наличии оснований
для увольнения, относящихся ко второй
группе. Здесь законодатель использует
более неопределенную формулировку: "может
быть уволен", т.е., предусматривая
возможность увольнения по данным
основаниям, законодатель, по смыслу данного
словосочетания, одновременно имеет в виду,
что военнослужащий может быть и не уволен
по этим основаниям.
Анализ
законодательства показывает, что
увольнение военнослужащего с военной
службы по основаниям, указанным в п. 2 ст. 51
Закона, возможно:
а) при наличии
взаимной воли и согласия обеих сторон
правоотношения - самого военнослужащего и
командования (подп. "а" и "б" п. 2 ст. 51).
Отсутствие согласия на увольнение хотя бы
одной стороны делает невозможным
увольнение военнослужащего с военной
службы по указанным основаниям. Например,
если при сокращении воинской должности
военнослужащий, ее занимающий, заявит о
своем желании проходить службу на другой
должности, а командир представит данного
военнослужащего к увольнению в связи с
организационно-штатными мероприятиями,
такие действия командира будут
квалифицированы как неправомерные. И
наоборот, если военнослужащий, должность
которого сокращена, заявит о своем желании
уволиться с военной службы в связи с
организационно-штатными мероприятиями, из
этого отнюдь не вытекает безусловной
обязанности командира реализовать данную
просьбу подчиненного. Если командир
откажет в представлении такого
военнослужащего к увольнению и представит
его к назначению на другую равную воинскую
должность, в этом случае действия командира
следует квалифицировать как правомерные,
совершенные в пределах предоставленных ему
полномочий. Аналогичная ситуация имеет
место и при увольнении военнослужащего с
военной службы в случае его перехода на
службу в МВД России, МЧС России, Минюст
России или Госнаркоконтроль России.
Увольнение военнослужащего с военной
службы в данном случае возможно только при
согласии командования на перевод
военнослужащего в указанные органы;
б)
при наличии юридически значимых
обстоятельств: решения компетентного
органа об отказе военнослужащему в допуске
к государственной тайне или о лишении
такого допуска (подп. "г" п. 2 ст. 51 Закона);
приговора суда о назначении
военнослужащему наказания в виде лишения
свободы условно или о лишении
военнослужащего права занимать воинские
должности в течение определенного срока
(подп. "д" п. 2 ст. 51 Закона);
в) при наличии
процедурно доказанных виновных действий
(бездействия) военнослужащего,
квалифицированных как нарушение им условий
контракта (подп. "в" п. 2 ст. 51 Закона). Бремя
доказывания наличия таких виновных
действий в данном случае лежит на
командовании.
В третьей группе
оснований для увольнения с военной службы
(когда военнослужащий "имеет право на
увольнение") приоритет отдается
субъективному праву военнослужащего на
увольнение. При этом обязанность командира
на представление военнослужащего к
увольнению с военной службы по основаниям,
указанным в п. 3 ст. 51 Закона, возникает при
наличии двух условий: во-первых, когда
военнослужащий официально заявит о своем
праве на увольнение, т.е. подаст письменный
рапорт по команде, а во-вторых,
документально докажет наличие
обстоятельств, дающих ему право на
увольнение по какому-либо основанию данной
группы. Например, для увольнения по подп. "б"
п. 3 ст. 51 Закона военнослужащий должен
представить заключение военно-врачебной
комиссии о признании его ограниченно
годным к военной службе; для увольнения по
подп. "в" п. 3 ст. 51 Закона - справки и другие
документы, подтверждающие наличие семейных
обстоятельств, указанных в данном пункте;
для увольнения по подп. "а" п. 3 ст. 51 Закона -
доказательства нарушения командованием
условий контракта. Бремя доказывания
наличия таких обстоятельств ложится в
данном случае на самого
военнослужащего.
2. Анализ судебной
практики по делам, связанным
с
увольнением военнослужащих с военной
службы в связи
с
организационно-штатными
мероприятиями
Проведенный выше анализ
оснований для увольнения с военной службы
военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, имеет не только теоретический
интерес, но и большую практическую
значимость.
Автору настоящей статьи
пришлось в качестве представителя
должностных лиц Минобороны России
участвовать в судебных заседаниях
Московского гарнизонного военного суда и
судах кассационной инстанции по заявлениям
четырех офицеров о признании неправомерным
отказа начальника в реализации их рапортов
об увольнении с военной службы в связи с
организационно-штатными мероприятиями.
Кроме того, указанные военнослужащие
просили суд отменить приказы
соответствующих должностных лиц об их
назначении на равные воинские должности
без их согласия.
Как представляется,
аргументация, использованная мной при
защите интересов Минобороны России при
рассмотрении судами указанных заявлений,
может быть полезной как командирам и их
помощникам по правовой работе в случае
возникновения судебных разбирательств по
аналогичным делам, так и военнослужащим при
принятии ими решений об увольнении с
военной службы и об обжаловании решений
командования.
Поводом для обращения
офицеров в суд явилось проведение
организационно-штатных мероприятий, в
соответствии с которыми учреждение, в
котором они проходили и в настоящее время
проходят военную службу, в соответствии с
директивой Генерального штаба Вооруженных
Сил Российской Федерации было переведено
на новый штат. Некоторые структурные
подразделения учреждения были сокращены,
другие переименованы и реорганизованы либо
созданы вновь. При этом общая штатная
численность учреждения осталась прежней. В
связи с переходом на новый штат все
военнослужащие и лица гражданского
персонала подлежали переназначению на
воинские должности (должности) в новой
организационно-штатной структуре
учреждения.
В ходе проведения указанных
мероприятий ряд военнослужащих обратились
к командованию с рапортами об увольнении их
с военной службы в соответствии с подп. "а" п.
2 ст. 51 Закона (в связи с
организационно-штатными мероприятиями).
Рапорты военнослужащих, которые указали,
что они жилыми помещениями для постоянного
проживания обеспечены, а также
военнослужащих, изъявивших в соответствии
с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ желание
остаться после увольнения с военной службы
в списках очередников на получение жилых
помещений по последнему месту службы, были
командованием реализованы: данные
военнослужащие были представлены к
увольнению с военной службы по указанному
основанию и в последующем уволены в
запас.
Четыре офицера, заявившие о своем
желании уволиться с военной службы по
организационно-штатным мероприятиям,
потребовали от командования обеспечить их
перед увольнением жилыми помещениями.
Принимая во внимание невозможность
обеспечения указанных военнослужащих
жильем во внеочередном порядке, начальник
отказал им в увольнении с военной службы по
данному основанию. По ходатайству
аттестационной комиссии офицеры были без
их согласия назначены на равные воинские
должности в новой организационно-штатной
структуре учреждения.
Не согласившись с
таким решением начальника, военнослужащие
обратились с заявлениями в суд, в которых
просили суд признать неправомерным отказ
начальника в реализации их рапортов об
увольнении с военной службы и отменить
приказы соответствующих должностных лиц об
их назначении на равные воинские должности
без их согласия.
Для обоснования
правомерности обжалуемых действий
командования мной в судебных заседаниях
были представлены следующие аргументы.
Первое. Желание военнослужащего,
проходящего военную службу по контракту, на
увольнение с военной службы в связи с
организационно-штатными мероприятиями не
является подлежащим безусловному
исполнению командованием. Как следует из
смысла правовых норм, содержащихся в подп.
"а" п. 2 ст. 51 Закона и в подп. "а" п. 4 ст. 34
Положения о порядке прохождения военной
службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N
1237, военнослужащий не "подлежит", а "может
быть" уволен по данному основанию, т.е.
увольнение по организационно-штатным
мероприятиям предполагает взаимное
согласие и волю двух сторон -
военнослужащего и командира. В
рассматриваемом споре воля одной стороны -
начальника - на увольнение данного офицера
с военной службы отсутствует. Норм,
запрещающих отказ командира в увольнении
военнослужащего с военной службы по
организационно-штатным мероприятиям, в
законодательстве о воинской обязанности и
военной службе не содержится.
Из
вышесказанного следует, что увольнение
военнослужащего с военной службы в связи с
организационно-штатными мероприятиями
является не обязанностью, как ошибочно
полагает заявитель, а правом командира, т.е.
закон предоставляет командиру право
отказывать в удовлетворении просьбы
военнослужащего об увольнении с военной
службы по данному основанию. Таким правом в
рассматриваемом споре и воспользовался
начальник.
Исчерпывающий перечень
случаев, когда офицер мужского пола,
проходящий военную службу по контракту,
подлежит увольнению с военной службы
независимо от воли и желания ни самого
военнослужащего, ни командира, изложен в п. 1
ст. 51 Закона и п. 3 ст. 34 Положения о порядке
прохождения военной службы:
- по
достижении предельного возраста
пребывания на военной службе;
- по
истечении срока контракта о прохождении
военной службы;
- по состоянию здоровья -
в связи с признанием его военно-врачебной
комиссией негодным к военной службе;
- в
связи с лишением воинского звания - при
лишении его воинского звания по приговору
суда за совершение тяжкого или особо
тяжкого преступления;
- в связи с
назначением наказания в виде лишения
свободы - при вступлении в законную силу
приговора суда о назначении ему наказания в
виде лишения свободы;
- в связи с
отчислением из военно-учебного заведения -
при отчислении из военно-учебного
заведения (адъюнктуры, военной
докторантуры) и при отсутствии других
оснований для увольнения военнослужащего
мужского пола, проходящего военную службу
по контракту (за исключением
военнослужащих, подлежащих направлению для
прохождения военной службы по призыву).
Ни один из перечисленных случаев к
ситуации, в которой находится заявитель,
неприменим.
Второе. Согласно п. 14 ст. 11
Положения о порядке прохождения военной
службы воинская должность военнослужащего
считается равной, если для нее штатом
предусмотрены воинское звание, равное
воинскому званию по прежней воинской
должности, и равный месячный оклад в
соответствии с занимаемой воинской
должностью. Заявитель оспариваемым
приказом назначен на должность,
штатно-должностная категория которой и
тарифный разряд аналогичны должности,
которую он занимал ранее. Таким образом,
указанные две должности являются
равными.
В соответствии с пп. 13 и 16 ст. 11
Положения о порядке прохождения военной
службы обязательное согласие
военнослужащего на назначение на другую
воинскую должность требуется только при
назначении на высшую или низшую должность.
При назначении на равную воинскую
должность согласие военнослужащего
требуется только в случае его перемещения
на такую должность по семейным
обстоятельствам или по состоянию здоровья
в соответствии с заключением
военно-врачебной комиссии.
Заявитель
был представлен к назначению на равную
должность в связи с
организационно-штатными мероприятиями
(подп. "б" п. 15 ст. 11 Положения о порядке
прохождения военной службы); указания на
обязательность согласия военнослужащего
на такое назначение в данной правовой норме
не содержится.
Данный вывод
подтверждается п. 8 Инструкции по
организации прохождения военной службы
офицерами и прапорщиками (мичманами) в
Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной Приказом министра обороны
Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350,
в которой изложен