Под грифом конфиденциально
И.А. СЛОБОДАНЮК
И.А. Слободанюк,
подполковник юстиции, преподаватель
кафедры уголовного права Военного
университета, кандидат юридических
наук.
Вооруженные Силы Российской
Федерации являются гарантом внешней
безопасности и обороноспособности
государства. Они предназначены для
отражения агрессии, направленной против
России; для вооруженной защиты целостности
и неприкосновенности ее территории <*>.
Новой для них функциональной задачей,
указанной Президентом Российской
Федерации, в преддверии изменений
Концепции национальной безопасности
является использование Вооруженных Сил
Российской Федерации для борьбы с
международным терроризмом <**>. В силу
этого их деятельность связана с важнейшими
сведениями о военном потенциале и
обороноспособности государства, а также
другой конфиденциальной информацией,
разглашение которой может привести к
серьезным последствиям.
--------------------------------
<*> Концепция
национальной безопасности России //
Российская газета. 2000. 24 января.
<**>
Концепция требует пересмотра // Российская
газета. 2002. 12 декабря.
Сохранение в тайне
важнейших сведений о деятельности
Вооруженных Сил является необходимым
условием качественного выполнения ими
поставленных задач. Посягательства на
сведения в военной области, составляющие
государственную тайну, причиняют огромный
вред интересам военной безопасности и
обороноспособности государства.
Непоправимые последствия могут наступить
также и вследствие огласки либо утраты
других военных сведений, хотя и не
отнесенных к государственной тайне, но
содержащих информацию, не подлежащую
оглашению.
Говоря об институте военной
тайны как устойчивой группе правовых норм,
регулирующих воинские правоотношения в
области обеспечения сохранности военных
сведений, необходимо рассмотреть
легитимность и целесообразность его
существования.
В настоящее время
требование о сохранении военной тайны
приведено в Федеральном законе "О статусе
военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ;
общевоинских уставах Вооруженных Сил
Российской Федерации. Применительно к
деятельности органов военного управления
институт военной тайны определен в
Постановлении Совета Министров СССР от 12
мая 1987 г., в котором говорится о том, что
военную тайну составляют сведения военного
характера, разглашение (передача, утечка и
т.п.) которых может нанести ущерб интересам
Вооруженных Сил.
В советский период, с
конца 50-х - начала 60-х гг., в Вооруженных
Силах сформировалась достаточно стройная и
вполне удовлетворявшая потребностям
государственного аппарата система
ограничительных институтов на доступ к
информации: государственная тайна и
военная тайна.
Военная тайна включала в
себя сведения под грифом "секретно", а также
сведения ограниченного распространения
под грифом "Для служебного пользования".
Данный институт нес достаточно большую
правовую нагрузку.
Сведения под грифом
"секретно" не относились к государственной
тайне, а в большей степени были
производными от нее. Такие сведения
ограничивались ведомственными перечнями
сведений, подлежащих засекречиванию. На
более высоком уровне порядок отнесения
информации к данной категории не
регулировался.
Сведения ограниченного
распространения не были определены
никакими перечнями. Они были тем самым
"инструментом", с помощью которого
партийно-советский государственный
аппарат среднего и нижнего уровней, а также
органы военного управления ограничивали
доступ граждан и средств массовой
информации к тем сведениям, огласка которых
могла повлечь вред интересам
обороноспособности и военной безопасности
государства. Этому способствовала крайне
облегченная процедура установления
ограничительной пометки "Для служебного
пользования" на любом официальном
документе.
Институт военной тайны
позитивно влиял на сохранность
государственной тайны. Дело в том, что
сведения, относимые к государственной
тайне, имеют, как правило, обобщенный
характер. И действительно, была
необходимость (кстати, не исчезнувшая и
сейчас) в некой "промежуточной зоне" - этапах
накопления сведений, которые затем
становились государственной тайной. Именно
эту функцию по большому счету выполнял
институт военной тайны.
На данный
институт также возлагалась задача защиты
ведомственной информации, в силу
недостаточной значимости не входящей в
институт государственной тайны. В данном
смысле военная тайна исполняла защитную
функцию для конфиденциальной информации,
формирующейся внутри органов военного
управления, воинских частей, подразделений,
военных образовательных учреждений и
предприятий Министерства обороны. Угрозы
таким сведениям возникали, как правило,
из-за рубежа <*>. Не случайно система
организации защиты военной тайны была
идентична государственной тайне: общее
делопроизводство; общая система требований
к техническим средствам, с помощью которых
обрабатывалась защищаемая информация;
общая система допуска лиц и т.п.
--------------------------------
<*> См.: Российская
газета. 2000. 8 апреля.
В отличие от
секретных сведений, составляющих военную
тайну, для сведений ограниченного
распространения (под грифом "Для служебного
пользования") всегда предусматривался
отдельный, более упрощенный порядок учета,
хранения и обращения. Однако после принятия
в 1993 г. Закона Российской Федерации "О
государственной тайне" гриф секретности
стал применяться исключительно для
обозначения сведений, составляющих
государственную тайну. Вся система военной
тайны де-факто рухнула, оставив за собой
шлейф нерешенных проблем, в частности
проблему необоснованного рассекречивания
огромного количества документов
Вооруженных Сил.
При таком положении в
органах военного управления возник ряд
проблем, суть которых заключается в
следующем:
- если понятие "военная тайна"
применять только к военным сведениям,
имеющим гриф секретности, то это понятие не
будет соответствовать предмету
вышеназванного Закона и не решит проблему
сохранности огромного количества сведений,
не охватывающихся государственной
тайной;
- если военную тайну
рассматривать как сведения, не подлежащие
оглашению, но при этом не относить ее к
государственной тайне, то возникает
необходимость законодательного
определения этого института и описания его
границ.
Попытки разработки критериев
для отношения сведений к военной тайне
успехом не увенчались. Действительно, для
военных сведений, не имеющих грифа
секретности, так же, как и для сведений,
составляющих государственную тайну,
основным критерием является величина
ущерба, наносимого безопасности
государства. Степень секретности сведений
оказывается связанной только с величиной
ущерба, т.е. с количественным, а не
качественным показателем. Критерии
отношения несекретных военных сведений к
не подлежащим оглашению в конечном счете
также совпадают с критериями отношения
сведений, имеющих гриф "секретно",
"совершенно секретно" и "особой важности".
Кроме того, определенные ограничения на
свободное распространение должны иметь и
другие военные сведения, которые не
относятся ни к государственной тайне, ни к
той категории сведений, которая не подлежит
оглашению. Речь идет, например: о
военно-служебных отношениях, определяемых
общевоинскими уставами Вооруженных Сил;
статистике воинских правонарушений,
которая отрицательно сказывается на
ежегодном призыве в армию; распорядке дня
военно-учебного заведения и других
сведениях, разглашение которых может
отрицательно отразиться на установленном
порядке прохождения военной службы.
Следовательно, есть основания
предположить, что институт военной тайны
имеет следующую структуру:
- во-первых,
это часть государственной тайны;
-
во-вторых, это другие закрытые сведения в
военной области.
Несомненно, что
потребность в данном институте продолжает
оставаться очень большой и в связи с этим он
требует современного теоретического
осмысления и законодательного
обеспечения.
Так что же такое "военная
тайна" на сегодняшний день? И почему
законодательство о военной службе требует
неукоснительного соблюдения режима
обеспечения ее сохранности для каждого
военнослужащего? Эти и другие вопросы
становятся все более актуальными в
современных условиях реформирования
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Энциклопедическое определение военной
тайны сформулировано применительно к ранее
действующему законодательству: "Тайна
военная - особой важности, совершенно
секретные и секретные сведения военного
характера, составляющие тайну
государственную и тайну служебную,
охраняемые Советским государством.
Разглашение военнослужащими военной тайны,
если оно не содержит признаков измены
Родине, влечет за собой наказание по закону
об уголовной ответственности за воинские
преступления" <*>.
--------------------------------
<*> Словарь военных
терминов / Сост. А.М. Плехов. М.: Воениздат, 1988.
С. 335.
Основываясь на данном определении,
некоторые авторы делают вывод, что
теоретически военная тайна по своему
содержанию может относиться как к
государственной, так и к служебной тайне
Вооруженных Сил, если содержащиеся в ней
сведения могут быть доступны в
определенных органами военного управления
рамках <*>. В конечном итоге предлагают
военную тайну рассматривать как служебную
тайну и подчинить ее институту
гражданского права с вытекающими из этого
последствиями по обеспечению ее
сохранности с помощью норм Гражданского
кодекса <**>.
--------------------------------
<*> Фатьянов А.А. Тайна как социальное и
правовое явление: Ее виды // Государство и
право. 1998. N 6. С. 5 - 14.
<**> Фатьянов А.А.
Там же.
Однако такой упрощенный подход к
понятию военной тайны видится недостаточно
убедительным, поскольку не раскрывает
значения военной тайны в деятельности
Вооруженных Сил.
Необоснованность
суждений о тождестве военной и служебной
тайны подчеркивается целями и интересами
их существования.
"Служебная тайна -
информация, относящаяся к деятельности
органов государственной власти и
управления, предприятий, учреждений и
организаций, доступ граждан (субъектов, лиц)
к которой ограничен в интересах
обеспечения их функционирования" <*>. Это
означает, что лицо, обладающее служебной
тайной, обязано ее хранить в целях
обеспечения функционирования предприятий,
учреждений и организаций.
--------------------------------
<*> Терминология в
области защиты информации // Справочник
ВНИИстандарт. 1993. С. 9.
Важность же и
специфичность сведений, отнесенных к
военной тайне, обусловлены требованиями
обеспечения военной безопасности
государства.
В соответствии с
Федеральным законом "О статусе
военнослужащих" строгое хранение
государственной и военной тайны является
обязанностью всех военнослужащих. Такая
обязанность закреплена и в тексте Военной
присяги, которую принимает каждый, кто
присягает на верность служения своему
Отечеству.
По степени значимости также
нельзя уравнивать служебную тайну и
военную тайну. Поскольку даже последствия
разглашения служебной тайны и военной
тайны несоизмеримы.
В чем же
проявляется специфичность и важность
сведений, составляющих военную тайну? Чтобы
ответить на этот вопрос, необходимо
предварительно уточнить его предмет, т.е.
проанализировать сведения, о которых идет
речь.
Прежде всего военная тайна - это
часть государственной тайны.
Перечень
сведений, составляющих государственную
тайну, утвержденный Указом Президента
Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203,
содержит сведения экономического, военного
и иного характера.
К сведениям военного
характера, составляющим государственную
тайну, относятся данные:
- о содержании
стратегических и оперативных планов,
документов боевого управления по
подготовке и проведению операций,
стратегическому, оперативному и
мобилизационному развертыванию
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов, предусмотренных Федеральным
законом "Об обороне", об их боевой и
мобилизационной готовности, о создании и об
использовании мобилизационных ресурсов;
- о планах строительства Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск
Российской Федерации, о направлениях
развития вооружения и военной техники, о
содержании и результатах выполнения
целевых программ, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по созданию
и модернизации образцов вооружения и
военной техники;
- о разработке,
технологии, производстве, об объемах
производства, о хранении, об утилизации
ядерных боеприпасов, их составных частей,
делящихся ядерных материалов, используемых
в ядерных боеприпасах, о технических
средствах и (или) методах защиты ядерных
боеприпасов от несанкционированного
применения, а также о ядерных
энергетических и специальных физических
установках оборонного значения;
- о
тактико-технических характеристиках и
возможностях боевого применения образцов
вооружения и военной техники, о свойствах,
рецептурах или технологиях производства
новых видов ракетного топлива или
взрывчатых веществ военного назначения;
- о дислокации, назначении, степени
готовности, защищенности режимных и особо
важных объектов, об их проектировании,
строительстве и эксплуатации, а также об
отводе земель, недр и акваторий для этих
объектов;
- о дислокации, действительных
наименованиях, об организационной
структуре, о вооружении, численности войск
и состоянии их боевого обеспечения, а также
о военно-политической и (или) оперативной
обстановке.
В силу специфических
особенностей и характера деятельности,
Вооруженные Силы обладают несравненно
большим количеством сведений, составляющих
государственную тайну, по сравнению с
другими ведомствами и организациями. Как
видно из вышеназванного Перечня, сведения в
военной области - это прежде всего
информация, которая отражает организацию и
деятельность Вооруженных Сил государства.
Следовательно, данные сведения являются
военной составляющей государственной
тайны и, несомненно, образуют ту часть
военной тайны, которая охраняется
законом.
Признаются содержащими
государственную тайну лишь наиболее важные
сведения в военной области, разглашение
которых может причинить значительный ущерб
интересам государства. Остальные же
сведения военного характера с учетом
интересов военной службы и в связи с особым
характером этой службы должны быть
признаны не подлежащими оглашению. Они
являются второй составляющей военной
тайны. Перечень таких сведений должен
устанавливаться компетентными органами
военного управления.
Основным
источником для понимания правовой природы
института военной тайны являются нормы УК
РСФСР 1960 г., в котором понятия
государственной и военной тайны в ряде
составов преступлений (например, "измена
Родине" и "шпионаж") четко разграничивались,
а в ст. 259 "Разглашение военной тайны и
утрата документов, составляющих военную
тайну" объединялись.
Законодательством
о воинских преступлениях была
предусмотрена уголовная