Новый таможенный кодекс как правовой инструмент защиты интересов участников вэд
ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ВЭД
Л.В.
КУРЬЯНОВА
Курьянова Любовь Валерьевна
Юрист отдела валютного контроля Южного
таможенного управления, адъюнкт Российской
таможенной академии по специальности
"Международное право. Европейское право".
Родилась 17 сентября 1981 г. в г.
Ростов-на-Дону. В 2003 г. окончила с отличием
юридический ф-т Российской таможенной
академии.
С 1 января 2004 г. вступил в силу
Таможенный кодекс РФ 2003 г. Главной целью
данного нормативно-правового акта является
выработка механизмов защиты
предпринимателей и инвесторов от
беззакония и произвола со стороны властей.
В рамках общей концепции Кодекса
предусмотрен целый ряд такого рода
механизмов.
Кодекс построен на
принципиально иных основах, которые
используют наиболее развитые страны,
работающие в условиях огромных объемов
внешней торговли. Одним из основных
принципов является выборочность
таможенного контроля, основанная на
концепции управления рисками. При этом под
риском понимается вероятность
несоблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации. Система управления
рисками основывается на эффективном
использовании ресурсов таможенных органов
для предотвращения нарушений таможенного
законодательства Российской Федерации,
имеющих устойчивый характер, связанных с
уклонением от уплаты таможенных пошлин,
налогов в значительных размерах,
подрывающих конкурентоспособность
отечественных товаропроизводителей,
затрагивающих другие важные интересы
государства, обеспечение соблюдения
которых возложено на таможенные
органы.
Таможенные органы применяют
методы анализа рисков для определения
товаров, транспортных средств, документов и
лиц, подлежащих проверке, и степени такой
проверки. Смысл концепции заключается в
том, что таможней контролируются не все
товары, пересекающие таможенную границу РФ,
а только те, которые сопряжены с
наибольшими рисками для экономической
безопасности России. В целях повышения
эффективности деятельности таможенных
органов на основе анализа и управления
рисками федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в
области таможенного дела, разработан
перечень товаров, относящихся к группе
риска. Отнесение товарной партии к группе
риска основано на целой группе
взаимосвязанных критериев: неверное
наименование товара, следование в адрес
несуществующего хозяйствующего субъекта,
возможность размещения среди товара
контрабанды наркотических и психотропных
веществ и т.п.
Таким образом, должна
осуществляться серьезная аналитическая
работа, на основе которой принимается
решение о формах контроля товара. Основной
задачей таможенных органов объявляется
действенный выборочный контроль. Данная
новация - одно из наиболее прогрессивных
положений Кодекса и в наибольшей степени
учитывающих интересы участника ВЭД, т.к.
тотальный контроль приводит к увеличению
издержек с его стороны.
Новый
Таможенный кодекс - это закон прямого
действия. Становится ненужным огромное
количество нормативных подзаконных актов
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области таможенного
дела, и Правительства, как того требовал
Таможенный кодекс 1993 г.
Систематизированность Кодекса облегчает
задачу поиска нормы права, подлежащей
применению к конкретным правоотношениям.
На уровне федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в
области таможенного дела, принимаются
подзаконные акты, касающиеся технических
моментов. Это существенным образом
упрощает для участника ВЭД процесс поиска
нормы права, подлежащей применению в каждом
определенном случае.
Кодекс не только
принят в соответствии с Киотской
конвенцией, но и получил одобрение
Всемирной торговой организации как
нормативный акт, полностью соответствующий
требованиям международного права. Таким
образом, Россией выполнено одно из
обязательных требований для присоединения
к ВТО - внесение изменений в
законодательство, которые предполагают
более либеральное отношение к участникам
внешнеэкономической деятельности.
Новый Таможенный кодекс ставит своей
главной задачей ускорить процедуры
таможенного оформления и выпуска товара и
по возможности максимально исключить
волокиту при таможенных процедурах. С этой
целью установлен ряд механизмов, одним из
которых является предварительное решение о
классификации товара в соответствии с ТН
ВЭД и о стране происхождения товара. Данная
процедура не только ускоряет процесс
оформления, но и дает возможность исключить
недостоверное и ошибочное декларирование
товара. Принятие предварительного решения
осуществляется в определенной
последовательности, установленной
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного дела,
и включает несколько этапов.
Вопросом,
непосредственно связанным с решением о
классификации, является определение страны
происхождения. Оно осуществляется в
соответствии с гл. 6 Кодекса и в случае,
когда применение мер таможенно-тарифного
регулирования и запретов и ограничений
зависит от страны происхождения.
Документами, подтверждающими
происхождение товаров из данной страны,
являются декларация о происхождении товара
(ст. 35 Кодекса) или в случаях, определяемых
Правительством РФ, сертификат о
происхождении товара (ст. 36 Кодекса). Данное
положение отличается от нормы ТК РФ 1993 г.,
т.к. содержит положение о декларации о
происхождении товара.
В развитие
положений Кодекса Правительством РФ было
принято Постановление от 27 ноября 2003 г. N 716,
содержащее перечень товаров, при ввозе
которых необходимо представление
сертификата о происхождении товара, если
общая таможенная стоимость товаров
составляет более 20000 руб. (отправленных в
одно и то же время одним и тем же способом
одним и тем же отправителем в адрес одного
получателя).
Декларация является
документом, удостоверяющим страну
происхождения товаров, и может быть
составлена в произвольной форме при
условии, что в ней указаны сведения,
позволяющие определить страну
происхождения товаров. В качестве такой
декларации могут использоваться
коммерческие или любые другие документы,
имеющие отношение к товарам, содержащие
заявление о стране происхождения товаров,
сделанное изготовителем, продавцом или
экспортером в связи с вывозом товаров.
Сертификат о происхождении товара -
документ, однозначно свидетельствующий о
стране происхождения товаров и выданный
компетентными органами или организациями
данной страны или страны вывоза, если в
стране вывоза сертификат выдается на
основе сведений, полученных из страны
происхождения товаров.
Более того, в
тексте Кодекса перечислены документы,
которые должны быть представлены
таможенному органу для целей таможенного
оформления и контроля. Одной из новаций
является перечень обязательных документов,
представляемых при таможенном оформлении,
что минимизирует возможность
злоупотребления и субъективизма.
Однако в случае нарушения прав и законных
интересов участника ВЭД должностным лицом
таможенного органа первый может
использовать свое право на обжалование.
Порядок обжалования является одной из
наиболее значительных новаций Кодекса, он
дает возможность участнику ВЭД защитить
свои права и законные интересы в случае их
оспаривания или нарушения, если ему созданы
препятствия к их реализации либо незаконно
возложена на него какая-либо обязанность
(ст. 45 Кодекса).
С жалобой на решение,
действие (бездействие) лицо может
обратиться лично либо через своего
представителя, полномочия которого должны
быть подтверждены надлежащим образом.
Пункт 2 указанной статьи закрепляет, что
отказ от права на обжалование
недействителен. Данное положение служит
дополнительной гарантией защиты лица от
возможных нарушений его прав и свобод со
стороны таможенных органов и означает, что
любое соглашение, направленное на лишение
лица возможности обратиться за их защитой в
вышестоящий таможенный орган или в суд либо
на ее ограничение в какой бы то ни было
форме, ничтожно и не влечет никаких
правовых последствий.
Кодекс не
предусматривает рассмотрение жалобы
вышестоящим должностным лицом, за
исключением случаев обжалования решений,
действий (бездействия) должностных лиц
таможен или таможенных постов в упрощенном
порядке. Согласно ст. 47 Кодекса жалоба на
решение, действие (бездействие) в сфере
таможенного дела может быть подана в
вышестоящий таможенный орган (в случае
обжалования решений, действий (бездействия)
нижестоящего таможенного органа или его
начальника) либо в таможенный орган,
решение, действие (бездействие)
должностного лица которого обжалуется (в
случае обжалования решений, действий
(бездействия) должностного лица
таможенного органа, за исключением
начальника). При этом под решением,
действием (бездействием) должностного лица
таможенного органа следует понимать
принятое или совершенное им от
собственного имени решение или действие в
рамках предоставленных ему полномочий
(например, приказами таможенного органа,
должностными инструкциями).
Жалоба на
решение, действие (бездействие) таможенного
органа или его начальника может быть подана
как непосредственно в вышестоящий
таможенный орган, так и через таможенный
орган, решение, действие (бездействие)
которого или начальника которого
обжалуется.
В последнем случае
таможенный орган, получивший жалобу,
направляет ее в вышестоящий таможенный
орган вместе с подтверждающими материалами
в пятидневный срок со дня ее поступления
(абз. 1 п. 2 ст. 47 Кодекса). Под подтверждающими
материалами следует понимать
аргументированное заключение по жалобе, а
также документы, на которые имеется ссылка
в жалобе и в заключении по жалобе, если они
не приложены лицом. В иных случаях
поступления жалобы в таможенный орган, не
имеющий полномочий ее рассматривать
(например, в случае подачи жалобы на решение
таможни, непосредственно подчиненной
федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному в области таможенного
дела, в региональное таможенное
управление), жалоба должна быть направлена
в надлежащий таможенный орган в течение
трех дней с обязательным уведомлением
заявителя (абз. 2 п. 2 ст. 47 Кодекса).
Статья 48 Кодекса устанавливает
трехмесячный срок для подачи жалобы на
решение, действие (бездействие) таможенного
органа или его должностного лица. Порядок
исчисления указанного срока обжалования
различается в зависимости от того, что
является предметом обжалования: жалоба на
решение и действие подается в течение трех
месяцев со дня, когда лицу стало известно
или должно было стать известно о нарушении
его прав, свобод или законных интересов,
создании препятствий к их реализации либо
незаконном возложении на него какой-либо
обязанности, а на бездействие - в течение
трех месяцев со дня истечения
установленного срока для принятия
таможенным органом или его должностным
лицом решения или совершения действия,
принятие или совершение которых
предусмотрено Кодексом.
Согласно
положениям ст. 49 Кодекса таможенный орган,
рассматривающий жалобу, вправе
восстановить срок обжалования в случае его
пропуска по уважительным причинам.
Уважительность причины представляет собой
оценочную категорию, и возможность
признания той или иной причины
уважительной должна определяться в каждом
конкретном случае с учетом всех
обстоятельств.
По общему правилу,
закрепленному в ст. 51 Кодекса, подача жалобы
на решение, действие не приостанавливает их
исполнение. Вместе с тем таможенный орган,
рассматривающий жалобу, вправе принять
решение о приостановлении обжалуемых
решения, действия. Помимо несоответствия
обжалуемого решения или действия
законодательству Российской Федерации
основанием для приостановления исполнения
служит также возможный необратимый
характер такого исполнения. Статья 52
Кодекса содержит перечень обстоятельств,
являющихся основанием для отказа в
рассмотрении жалобы по существу. При
применении указанной статьи следует
учитывать, что отсутствие подписи
физического лица может служить основанием
для отказа в рассмотрении жалобы, только
если из текста жалобы или из почтового
конверта, в котором она поступила,
невозможно установить фамилию, имя,
отчество и местожительство заявителя.
Пунктом 2 указанной статьи определен срок
для принятия решения об отказе в
рассмотрении жалобы по существу, который не
должен превышать трех дней со дня
поступления жалобы в таможенный орган,
правомочный ее рассматривать, либо со дня
получения им определения суда,
арбитражного суда о принятии аналогичной
жалобы к рассмотрению или судебного
решения. Вместе с тем приведенная норма не
препятствует принятию решения об отказе в
рассмотрении жалобы по существу по
истечении указанного срока в случае
обнаружения в ходе исследования материалов
жалобы обстоятельств, свидетельствующих о
невозможности дальнейшего рассмотрения
жалобы и принятия по ней решения по
существу. В таком случае решение об отказе в
рассмотрении жалобы принимается в
максимально короткие сроки, но не позднее
трех дней со дня обнаружения указанных
обстоятельств. Решение об отказе в
рассмотрении жалобы по существу
оформляется на бланке письма таможенного
органа.
Статьей 53 Кодекса закреплена
возможность отзыва жалобы, поданной на
решение, действие (бездействие) таможенного
органа или его должностного лица. Учитывая,
что Кодексом закреплена письменная форма
жалобы, отзыв жалобы также допускается на
основании письменного заявления. Право на
обжалование принадлежит лицу, права,
свободы и законные интересы которого
нарушены, в связи с чем отказ от жалобы по
заявлению представителя допускается
только в случаях, когда такое право
представителя прямо предусмотрено в
документе, удостоверяющем его полномочия.
Жалоба может быть отозвана в любой момент
до вынесения по ней решения. Отзыв жалобы не
лишает вышестоящий таможенный орган или
вышестоящее должностное лицо права
провести проверку правомерности принятого
решения или совершенного действия
(бездействия) в порядке, предусмотренном ст.
412 Кодекса.
Согласно ст. 55 Кодекса срок
рассмотрения жалобы составляет один месяц
со дня ее поступления в таможенный орган,
правомочный ее рассматривать. В случае
необходимости срок рассмотрения жалобы
может быть продлен начальником таможенного
органа, но не более чем на один месяц.
Возможность продления срока рассмотрения
жалобы заместителем начальника
таможенного органа не предусмотрена.
Продление срока оформляется в виде
резолюции начальника таможенного органа о
согласии с продлением на докладной
записке.
В соответствии с п. 6 ст. 56
Кодекса срок рассмотрения жалобы включает
время, необходимое для направления лицу
копии принятого решения.
Срок
рассмотрения жалобы может быть
приостановлен на основании п. 3 ст. 50 Кодекса
в случае запроса у лица документов,
подтверждающих изложенные в жалобе
обстоятельства, не представленных
одновременно с жалобой, отсутствующих в
таможенном органе и имеющих существенное
значение для принятия решения. Срок
рассмотрения жалобы приостанавливается с
даты направления запроса и возобновляется
с даты получения необходимых документов, а
если такие документы не были представлены -
с даты истечения