ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ
(НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К РАЗДЕЛУ
V ЗАКОНА РФ
"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ
ПРАВАХ")
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 1 июня 2004 года
Ю.В.
ГАВРИЛИН
Гаврилин Ю.В., кандидат
юридических наук.
Под способами защиты
авторских прав понимаются закрепленные
законом материально-правовые меры
принудительного характера, посредством
которых производится восстановление
(признание) нарушенных (оспариваемых) прав и
воздействие на правонарушителя. Российское
авторское законодательство предоставляет
потерпевшим достаточно широкий выбор
способов защиты, ряд из которых
предусмотрен законодательством впервые. В
соответствии со ст. 49 Закона РФ "Об
авторском праве и смежных правах"
обладатели исключительных авторских прав
вправе требовать от нарушителя: 1) признания
прав; 2) восстановления положения,
существовавшего до нарушения права; 3)
прекращения действий, нарушающих право или
создающих угрозу его нарушения; 4)
возмещения убытков; 5) взыскания дохода,
полученного нарушителем вследствие
нарушения авторских и смежных прав; 6)
выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000
минимальных размеров оплаты труда,
устанавливаемых законодательством
Российской Федерации, определяемой по
усмотрению суда или арбитражного суда,
вместо возмещения убытков или взыскания
дохода.
Указанные способы защиты не
исчерпывают собой всех возможных мер, к
которым может прибегнуть потерпевший для
защиты своих авторских прав и охраняемых
законом интересов. Авторские права по своей
природе являются субъективными
гражданскими правами, и поэтому их защита
может осуществляться с помощью всех тех
способов, которые применяются для защиты
субъективных гражданских прав. В числе
таких способов можно назвать требования о
прекращении или изменении правоотношения,
о признании недействительным не
соответствующего законодательству
ненормативного акта органа
государственного управления или местного
органа государственной власти, о
возмещении морального вреда и некоторые
другие. Следует учитывать, что помимо
способов защиты авторских прав в их точном
смысле действующее авторское
законодательство предусматривает
возможность применения к нарушителям
некоторых дополнительных санкций. Так,
согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ "Об авторском
праве и смежных правах" помимо возмещения
убытков, взыскания незаконного дохода или
выплаты компенсации в твердой сумме суд или
арбитражный суд за нарушение авторских
прав взыскивает штраф в размере 10% суммы,
присужденной судом в пользу истца. При этом
сумма штрафов направляется в установленном
законодательством порядке в
соответствующие бюджеты. Контрафактные
экземпляры произведений или фонограмм
подлежат обязательной конфискации по
решению суда или судьи единолично, а также
по решению арбитражного суда.
Конфискованные контрафактные экземпляры
произведений подлежат уничтожению, за
исключением случаев их передачи обладателю
авторских прав по его просьбе. Кроме того,
суд или судья единолично, а также
арбитражный суд могут вынести решение о
конфискации материалов и оборудования,
используемых для изготовления и
воспроизведения контрафактных экземпляров
произведений. Указанные санкции носят
административный, а не гражданско-правовой
характер. Однако их введение в авторское
законодательство является абсолютно
оправданной, хотя и несколько запоздалой,
мерой.
Как правило, обладатель
нарушенного авторского права может
воспользоваться не любым, а вполне
конкретным способом защиты своего права.
Нередко такой способ прямо определен
специальной нормой закона либо вытекает из
характера совершенного правонарушения.
Так, например, если при опубликовании
произведения искажено имя его автора, он
может требовать лишь внесения
соответствующих исправлений. Чаще, однако,
обладателю авторского права
предоставляется возможность определенного
выбора среди потенциальных способов
защиты. Например, в случае, когда в
результате нарушения авторских прав
потерпевшему причинены убытки, он вправе по
своему усмотрению либо потребовать их
возмещения в полном объеме, либо взыскать в
свою пользу доход, полученный нарушителем
вследствие нарушения авторских прав, либо
потребовать выплаты ему компенсации в
пределах, установленных законом.
Предусмотренные законом способы защиты
авторских прав неоднородны по своей
юридической природе, что также оказывает
существенное влияние на возможности их
реализации. Наиболее распространенным в
литературе является их подразделение на
меры защиты и меры ответственности, которые
различаются между собой по основаниям
применения, социальному назначению,
выполняемым функциям, принципам реализации
и некоторым другим моментам. Практическую
значимость при этом имеет то
обстоятельство, что по общему правилу меры
ответственности в отличие от мер защиты
применяются лишь к виновным нарушителям
авторских прав и выражаются в
дополнительных обременениях в виде лишения
правонарушителя определенных прав и (или)
возложения на него дополнительных
обязанностей. Напротив, меры защиты могут
быть реализованы по отношению к любым
лицам, которые своим поведением нарушают
авторские права, хотя бы в субъективном
плане их не в чем было упрекнуть. Среди
гражданско-правовых способов защиты
авторских прав, предусмотренных
действующим законодательством, мерами
ответственности могут быть признаны лишь
возмещение убытков, взыскание незаконно
полученного дохода, выплата компенсации, а
также компенсация морального вреда; все
остальные являются мерами защиты.
Российским законодательством прямо
предусмотрены специальные меры,
направленные на обеспечение исков по
данной категории дел. Согласно ст. 50 Закона
РФ "Об авторском праве и смежных правах" суд
или судья единолично, а также арбитражный
суд могут вынести определение о запрещении
ответчику либо лицу, в отношении которого
имеются достаточные основания полагать,
что оно является нарушителем авторских
прав, совершать определенные действия и
(или) о наложении ареста и изъятии всех
экземпляров произведений, в отношении
которых предполагается, что они являются
контрафактными, а также материалов и
оборудования, предназначенных для их
изготовления и воспроизведения. Перечень
действий, которые могут быть запрещены
ответчику, включает изготовление,
воспроизведение, продажу, сдачу в прокат,
импорт и иное пользование, а также
транспортировку, хранение или владение с
целью выпуска в гражданский оборот
экземпляров произведений, в отношении
которых предполагается, что они являются
контрафактными. Указанные меры
рассматриваются в качестве дополнительных
гарантий защиты интересов обладателей
авторских прав, поскольку они направлены на
обеспечение правильного рассмотрения дела
и реального исполнения будущего судебного
решения.
Для того чтобы упростить
доказывание права авторства, ст. 15 Бернской
конвенции формулирует презумпцию
правообладания:
"(1) Для того чтобы автор
охраняемых настоящей Конвенцией
литературных и художественных
произведений рассматривался, при
отсутствии доказательств
противоположного, как таковой и в
соответствии с этим допускался в странах
Союза к возбуждению судебного
преследования против нарушителей,
достаточно, если имя автора будет
обозначено на произведении обычным
образом. Настоящий пункт применяется, даже
если это имя является псевдонимом, когда
псевдоним, принятый автором, не оставляет
сомнений в его личности.
(2)
Изготовителем кинематографического
произведения считается, при отсутствии
доказательства противоположного,
физическое или юридическое лицо, имя или
название которого обозначено на этом
произведении обычным образом.
(3) В
отношении произведений, выпущенных
анонимно или под псевдонимом, кроме
указанных выше в пункте (1), издатель, имя
которого обозначено на произведении,
признается, при отсутствии доказательств
противоположного, представителем автора, и
в этом качестве он правомочен защищать
права автора и обеспечивать их
осуществление. Действие положений
настоящего пункта прекращается, когда
автор раскроет свою личность и заявит о
своем авторстве на произведение.
(4)а.
Для неопубликованных произведений, автор
которых неизвестен, но в отношении которых
есть все основания предполагать, что он
является гражданином страны Союза, за
законодательством этой страны сохраняется
право назначить компетентный орган,
представляющий этого автора и правомочный
защищать его права и обеспечивать их
осуществление в странах Союза.
б. Страны
Союза, которые в соответствии с этим
положением произведут такое назначение,
уведомляют об этом Генерального Директора
путем письменного заявления, содержащего
полную информацию о назначенном в таком
порядке органе. Генеральный Директор
немедленно сообщает это заявление всем
другим странам Союза".
Необходимость в
доказывании авторства возникает тогда,
когда наличие у лица авторского права
подвергается сомнению, авторское право
оспаривается, отрицается или имеется
реальная угроза таких действий. Зачастую
неопределенность авторского права
приводит к невозможности его использования
или, по крайней мере, затрудняет такое
использование. Например, если произведение
опубликовано автором анонимно или под
вымышленным именем, может возникнуть
необходимость подтверждения в судебном
порядке авторства на это произведение, без
чего невозможно ни передать права на
использование произведения по договору, ни
защитить нарушенные права на произведение.
Признание права авторства как раз и
является средством устранения
неопределенности во взаимоотношениях
субъектов, создания условий для реализации
иных прав и предотвращения со стороны
третьих лиц действий, препятствующих их
нормальному осуществлению.
Признание
права как средство его защиты по самой
своей сути может быть реализовано лишь в
юрисдикционном порядке, но не путем
совершения истцом каких-либо
самостоятельных односторонних действий.
Требование истца о признании права
обращено не к ответчику, а к суду, который
должен официально подтвердить наличие или
отсутствие у истца данного права. В
большинстве случаев требование о признании
авторского права является необходимой
предпосылкой применения иных
предусмотренных законом способов защиты.
Например, чтобы взыскать убытки, связанные
с незаконным использованием произведения,
истец должен доказать, что он обладает
авторским правом на это произведение.
Однако иногда требование о признании права
авторства имеет самостоятельное значение и
не поглощается другими способами защиты.
Доказывание нарушения права авторства на
художественное произведение может
представлять определенные сложности,
поскольку истец должен доказывать факт
копирования его произведения. Простого
факта, свидетельствующего о том, что два
произведения одинаковы, недостаточно,
поскольку 1) произведения могли быть
созданы независимо друг от друга; 2) оба
произведения могли иметь своим источником
работу, которая входит в область общего
достояния. Весьма вероятно, что два
писателя независимо друг от друга напишут
очень похожие книги. Поскольку сутью
нарушения авторского права является его
копирование, то в данном случае нарушения
не происходит. Истец может столкнуться с
трудностями при доказывании факта
копирования его произведения, хотя в
некоторых случаях это не представляет
особого труда. Если речь идет о
тысячестраничных романах и полном
совпадении их текстов, то такое совпадение
доказывает копирование. Однако в двух
мелодиях последовательность расположения
нот может быть чистым совпадением. В таком
случае важным элементом доказывания станет
установление того, слышал или нет второй
композитор мелодию первого.
Возможные
нарушения права авторства могут состоять
как в присвоении чужого авторства (плагиат),
так и в отрицании авторства того лица,
которым создано произведение. Наиболее
грубым нарушением является полное или
частичное присвоение чужого авторства.
Чаще всего это является результатом
умышленных действий нарушителя. Однако и
тогда, когда право авторства нарушено по
неосторожности либо вовсе без вины, оно
подлежит восстановлению. Так, если
издательство, опубликовавшее произведение,
ошибочно приписало авторство на него
другому лицу, оно должно исправить свою
ошибку адекватным способом.
В
соответствии с положениями Соглашения
ТРИПС, в котором определены средства защиты
всех типов интеллектуальной собственности,
страны-участницы должны их применять в
защите авторских прав в объеме, не меньшем,
чем это предусмотрено Соглашением.
Соглашением предусматривается, но не
объявляется обязательным использование
такого способа защиты, как взыскание
штрафов, определенных законом, хотя это
является довольно распространенной
практикой в делах о нарушении авторских
прав. Зачастую бывает трудно или даже
невозможно подсчитать размер
действительных убытков, причиненных
нарушением. Вместе с тем очевидно, что
убытки были. Отказ от применения каких бы то
ни было мер был бы действием слишком мягким
по отношению к нарушителю и несправедливым
по отношению к правообладателю. Такие
способы защиты, как восстановление
положения, существовавшего до нарушения
права, и пресечение действий, нарушающих
это право, могут предупредить причинение
убытков в будущем, но оставляют уже
полученную нарушителем прибыль у него и не
предоставляют никакой компенсации
правообладателю. По этой причине в
законодательстве об авторских правах во
многих странах действует положение о так
называемом фиксированном объеме убытков,
который устанавливается по усмотрению суда
в пределах, предусмотренных законом об
авторских правах. Зачастую размер
возмещения устанавливается на довольно
высоком уровне с тем, чтобы одновременно и
карать правонарушителя, и действовать как
устрашение для других. Существование в
некоторых странах конституционных
ограничений на использование квазимер
уголовно-правового характера в гражданских
делах может привести к отказу от института
фиксирования значительного объема
убытков.
В делах о нарушении авторских
прав может быть вынесено решение о
возмещении убытков и в тех случаях, когда
нарушитель не знал, что действует
противоправно. Во многих странах не
существует действующих систем регистрации
авторских прав, наподобие систем
регистрации патентов. Поэтому издатель,
которому предлагается рукопись
произведения, не может установить, что это
плагиат. Даже в США, где авторские права
регистрируются, фиксируются только
названия произведений, что мало помогает в
борьбе с плагиатом, поскольку плагиаторы
чаще всего меняют именно название. И тем не
менее в большинстве стран
законодательством предусматривается
возмещение убытков даже в случаях
неумышленного нарушения авторских прав. По
мере того, как через Интернет проходит все
больший объем авторских работ, стало легче
обнаруживать плагиат, поскольку можно
проводить автоматизированный поиск кусков
текста в вызывающих подозрение работах,
используя для этого технические
возможности Интернета.
Возмещение
убытков, взыскание с нарушителя незаконно
полученного дохода или выплата им
компенсации представляют собой один из
наиболее действенных способов защиты
авторских