Международный транзит по упрощенной схеме

В. КУВШИНОВ
Владимир Кувшинов, заслуженный юрист РФ, главный эксперт Департамента по законодательству ТПП РФ.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает участие в деятельности Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса (далее - МТП), в том числе и в Комиссии МТП по таможенному и торговому регулированию, которая анализирует и обобщает мнения и предложения деловых кругов разных стран мира в области таможенного и внешнеторгового регулирования, передает комментарии и заявления международным организациям и правительствам стран, разрабатывает рекомендации.
Несмотря на рекомендательный характер, такие документы влияют на международную и национальную законодательную практику. Например, в Международной (Киотской) конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. 1999 г.) была учтена международная практика таможенного дела, а при подготовке нового Таможенного кодекса РФ (далее - Кодекс) использовались положения этой Конвенции, хотя Россия пока еще и не присоединилась к ней.
Для российских предпринимателей - непосредственных участников внешнеэкономической деятельности может представлять практический интерес Руководство по таможенным операциям в международной практике (далее - Руководство). Сопоставим некоторые положения Руководства и Кодекса.
Декларант согласно Руководству должен иметь возможность выбора представления сведений о товаре либо в обычной письменной форме, либо в форме электронной передачи данных. В ст. 124 Кодекса говорится о возможности представления таможне сведений о товаре в электронной форме, но это требует конкретизации посредством принятия подзаконного акта об электронной таможенной декларации. Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" уже имеется, но базового федерального закона об электронном документе пока еще нет.
Руководство предусматривает возможность пропуска определенных товаров без взимания таможенной пошлины и без процедуры представления таможенной декларации. В ст. 209 Кодекса сказано о временном беспошлинном ввозе при условии обратного вывоза товара. Таможенная Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г., участницей которой является Россия, идет дальше: применение карнетов АТА дает возможность не представлять таможенную декларацию и не уплачивать не только пошлину, но и сбор за таможенное оформление товара.
В Руководстве рекомендуется использовать залог, поручительство и иные гарантии оплаты таможенной пошлины, чтобы не задерживать перемещение товаров через таможенную границу. В главе 31 Кодекса подробно урегулирован вопрос об обеспечении уплаты таможенных платежей. Однако ряд территориальных торгово-промышленных палат уже поставили вопрос о чрезмерном размере такого обеспечения, установленном в ст. 339 Кодекса для таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения. Это может привести к прекращению их деятельности, оставив "на плаву" только некоторых монополистов. Монополизм в сфере "околотаможенной деятельности" может привести к росту транзакционных расходов при осуществлении внешнеторговых операций.
Руководство говорит о желательности осуществления принципа "одного окна", при котором бы все виды административных проверок на границе (таможенная, санитарно-карантинная, ветеринарная и др.) проводились одновременно, были взаимно увязаны и осуществлялись под эгидой одного органа, желательно таможенного. В ст. 66 Кодекса, напротив, говорится о последовательном их осуществлении, что удлиняет процедуру выпуска товаров в свободное обращение.
Руководством рекомендуется при таможенном оформлении экспортируемых товаров допускать представление коммерческого инвойса (счета-фактуры) вместо таможенной декларации, а сбор статистических сведений о товарах не должен задерживать экспорт. Кодекс не идет так далеко и в ст. 137 предусматривает лишь возможность при экспорте товаров представления декларантом в соответствующих случаях неполной таможенной декларации и периодической таможенной декларации.
В отношении товаров, находящихся в международном транзите, рекомендуется ограничиться гарантиями и не взимать дополнительных платежей во входном пункте. В ст. 167 Кодекса также сказано, что при международном таможенном транзите таможенные пошлины и налоги не взимаются. Однако не ясен вопрос о возможном взимании таможенного сбора при международном транзите. А согласно ст. 318 Кодекса к таможенным платежам относятся и таможенные сборы.
Руководство рекомендует публиковать в СМИ акты таможенного регулирования. В п. 3 ст. 124 Кодекса содержится требование указывать при декларировании основные условия внешнеэкономической сделки. Однако применимым для внешнеторговой сделки правом не обязательно может быть российское право, и между декларантом и сотрудником таможенного органа могут возникнуть разногласия по толкованию существенных условий контракта и правовой природе внешнеэкономической сделки (скажем, относится ли она к оперативному или финансовому лизингу).
В Руководстве сказано о создании организации или назначении лица (омбудсмена) по представлению и защите прав предпринимателей в правоприменительной практике в области таможенного регулирования. Прямой нормы об этом в Кодексе нет, но складывается практика заключения соглашений о сотрудничестве с таможенными органами на федеральном и региональном уровнях (например, соглашение о сотрудничестве между ТПП РФ и ГТК России, соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской ТПП и Северо-Западным региональным таможенным управлением).
В отношении оценки таможенной стоимости товаров Руководство рекомендует соответственно следовать положениям Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ-1994 г.). В ст. 323 Кодекса сказано, что таможенная стоимость определяется декларантом согласно методам ее определения, установленным законодательством Российской Федерации.
Условия международной торговли изменились после 70-х годов. Сейчас большая часть производства готовой продукции связана с зарубежными источниками, главным образом из Дальнего Востока и Восточной Европы, где себестоимость продукции ниже. Лицензионные договоры на передачу прав интеллектуальной собственности имеют большее значение, чем в 70-х годах. Ставки роялти по лицензионным договорам выше, чем прежде. Нынешний потребитель становится более изощренным и имеет широкий выбор товаров. Ценовая конкуренция заставляет компании искать пути снижения издержек.
Раньше компании пытались сохранить капитал за счет сокращения расходов на свой аппарат. Затем отказались от отечественного производства товаров. Стали чаще пользоваться зарубежными источниками снабжения. Задача дальнейшего снижения себестоимости товаров заставила обратить внимание на расходы на НИОКР, сбыт и маркетинг. Компании начали создавать эффективные центры, позволяющие избежать дублирование усилий. Однако, как это будет показано на примерах ниже, эти попытки могут иметь противоположный эффект, увеличивая стоимость облагаемого таможенной пошлиной товара.
Одним из ключевых вопросов является толкование продажи на экспорт: то есть учитывается ли при взимании пошлины только последняя продажа до поступления товара в таможню страны импортера, либо можно принять за основу для целей таможенной оценки более раннюю продажу товара. Такое толкование связано с проблемой уплаты роялти по лицензионным договорам на передачу прав интеллектуальной собственности и рядом иных факторов, которые прямо не связаны со стоимостью товаров, покидающих страну экспорта.
В то время как массовые товары покупаются, продаются и перепродаются за рубежом с возможностью неоплаты таможенной пошлины при хранении их на таможенных складах, смещение с отечественного производства готовой продукции на международное ее производство привело к ситуации, когда происходит более чем одна продажа товара по "цепочке" этапов между его изготовлением и импортом. Чтобы квалифицировать продажу как "продажу для экспорта в страну импорта", таковая должна фактически касаться только товаров, предназначенных для отгрузки в страну импорта.
Компании, занятые поиском внешних источников компонентов товара, обычно используют посредников, которые действуют как комиссионеры, но в ряде случаев они покупают товары за свой счет и продают их клиентам.
Статья 1 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ предусматривает, что стоимость должна основываться на фактической пене, уплаченной или подлежащей оплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта. Если товар продан по сделке, в которой указано, что он предназначен для импортирующей страны, условия Соглашения соблюдены.
Россия следует подходу определения таможенной стоимости на базе "последней продажи", т.е. на основе цены внешнеторгового контракта между экспортером и импортером. Использование же цены первоначальной продажи товара, предназначенного на экспорт, возможно лишь на высокой стадии сотрудничества между поставщиками и импортерами, сопровождаемой сотрудничеством таможенных органов страны экспорта и страны импорта на основе использования современных электронных информационно-коммуникационных технологий.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 28.05.2003 N 61-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 1-ФЗ
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ"
(принят ГД ФС РФ 13.12.2001)
"МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ УПРОЩЕНИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР (КИОТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ)" [англ.]
(Вместе с Приложением F.1 "О СВОБОДНЫХ ЗОНАХ" [рус.])
(Заключена в г. Киото 18.05.1973)
"ТАМОЖЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ О КАРНЕТЕ A.T.A. ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА ТОВАРОВ (КОНВЕНЦИЯ A.T.A.)"
(Вместе с "МАКЕТОМ КАРНЕТА A.T.A." и "КОММЕНТАРИЕМ К ТАМОЖЕННОЙ КОНВЕНЦИИ...")
(Заключена в г. Брюсселе 06.12.1961)
"ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)"
(Заключено 30.10.1947)
Бизнес-адвокат, N 12, 2004

Ответчик выдвигает встречное обеспечение  »
Комментарии к законам »
Читайте также