Доступ к банковской тайне
О. СОКОЛОВА
О. Соколова, старший
преподаватель юридического факультета
Вологодского педагогического
госуниверситета.
Основная задача
функционирования института банковской
тайны в российском законодательстве -
обеспечение защиты законных прав и
интересов участников правоотношений в
кредитно-финансовой сфере. Банковская
тайна включена в категорию информации
ограниченного доступа и имеет правовой
режим конфиденциальности.
Важная
составляющая этого правового режима -
нормы, регламентирующие правомерный доступ
к информации, содержащей банковскую тайну.
Первые редакции Закона "О банках и
банковской деятельности" определяли круг
субъектов, имеющих такой доступ, без
отсылочных норм. В последующих редакциях
ст. 25 "Банковская тайна" (затем ст. 26)
перечень таких субъектов значительно
расширился.
Общий принцип допуска
субъектов к информации, составляющей
банковскую тайну, - предоставление этого
права не только в вышеуказанной статье
Закона, но и наличие соответствующей нормы
в специальных законах, регламентирующих
деятельность данных субъектов и
устанавливающих их правовой статус.
Следует учесть, что само определение
понятия "банковская тайна" в Законе
отвечает реалиям сегодняшнего дня и более
объемно, чем в ст. 857 ГК РФ, поскольку
обладателем банковской тайны, в
соответствии с Законом, является кредитная
организация. С учетом норм ст. ст. 1 и 5 Закона
к кредитным организациям относятся не
только банки, но и небанковские кредитные
организации. Кодексом же обладателем
банковской тайны определен только банк.
Содержание информации, составляющей
банковскую тайну, включает по Закону
сведения об операциях, о счетах и вкладах
клиентов и корреспондентов, иные сведения,
устанавливаемые кредитной организацией.
Кодексом банковская тайна определяется как
тайна банковского вклада, банковского
счета, операций по счету и сведений только о
клиенте. С учетом того, что нормы ГК имеют
большую юридическую значимость и являются
определяющими по отношению к федеральным
законам, следует признать необходимость
более точной формулировки понятия
"банковская тайна" в соответствующей статье
ГК.
К числу субъектов, имеющих доступ к
банковской тайне, ст. 26 Закона относит
служащих кредитной организации, а также ее
клиентов и корреспондентов - физических
лиц, граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, юридических
лиц в отношении сведений об их счетах,
операциях и вкладах.
В круг субъектов,
имеющих доступ к сведениям в отношении
счетов и вкладов физических лиц, Законом
включены суды (судьи) и органы
предварительного следствия. Необходимое
условие получения соответствующих справок
органами предварительного следствия -
согласие прокурора.
Один из правомерных
способов получения сведений, составляющих
банковскую тайну, - производство выемки
соответствующих документов. Выемка
предметов и документов, содержащих
информацию о вкладах и счетах в банках и
иных кредитных организациях, в
соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ с 2004 г.
может производиться только по решению суда.
Судья выносит постановление о разрешении
выемки соответствующих документов либо об
отказе в ее производстве.
Справки по
счетам и вкладам физических лиц выдаются в
случае их смерти лицам, указанным в
завещательном распоряжении, которое ст. 1128
ГК приравнивается к нотариально
удостоверенному завещанию, а также
нотариусам, которые в соответствии со ст. 15
Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате вправе истребовать
необходимые документы для совершения
нотариальных действий. Аналогичное право
получения справок по счетам и вкладам
умерших вкладчиков российской кредитной
организации, являвшихся иностранными
гражданами, имеют иностранные консульские
учреждения.
Шире круг субъектов,
имеющих правомерный доступ к сведениям о
счетах и операциях юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
К их
числу относится Счетная палата РФ. В
соответствии со ст. 13 Закона "О Счетной
палате Российской Федерации" ее
должностные лица вправе получать от банков
и иных кредитно-финансовых организаций
документы, подтверждающие операции и
состояние счетов проверяемых объектов.
В число лиц, имеющих правомерный доступ к
сведениям, составляющим банковскую тайну в
отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, ч. 2 ст. 26 Закона включает
и налоговые органы. Отсылочная норма - ст. 86
Налогового кодекса РФ - обязывает банки в
течение 5 дней после соответствующего
мотивированного запроса предоставить
справки по операциям и счетам юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей.
Порядок получения справок по операциям и
счетам субъектов предпринимательской
деятельности органами предварительного
следствия такой же, что и в отношении
сведений о счетах и вкладах физических лиц -
они выдаются с согласия прокурора органам
предварительного следствия по делам,
находящимся в их производстве.
В
последней редакции ст. 26 Закона в перечень
субъектов, имеющих право получать справки
по операциям и счетам юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, включены
органы внутренних дел при осуществлении
ими функций по выявлению, предупреждению и
пресечению налоговых преступлений (и
исключены органы налоговой полиции). Такая
редакция Закона вызвана упразднением
федеральных органов налоговой полиции и
передачей их функций Министерству
внутренних дел. Соответствующие изменения
внесены и в ст. 11 Закона "О милиции", пп. 33 - 35
которого дают право работникам милиции
участвовать в налоговых проверках,
получать сведения, составляющие налоговую
тайну.
Правомерный доступ к банковской
тайне получают в ходе проводимых ими
проверок аудиторские организации, а также
Банк России в ходе реализации лицензионных,
надзорных и контрольных функций.
Особыми полномочиями в отношении
информации по операциям и субъектов
предпринимательской деятельности, и
физических лиц наделен Комитет по
финансовому мониторингу (КФМ), который
является уполномоченным органом,
осуществляющим противодействие
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма. Кредитные организации обязаны
предоставлять в КФМ сведения о финансовых
операциях их клиентов (корреспондентов) на
сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб.
Российская Федерация - участник
Международной конвенции по борьбе с
финансированием терроризма, в соответствии
с которой ни одно государство - ее участник -
не может отклонить просьбы о взаимной
помощи, ссылаясь на банковскую тайну.
Определенную неясность до недавнего
времени вызывал вопрос о доступе к
сведениям, составляющим банковскую тайну, в
процессе исполнительного производства.
Законом "О банках и банковской
деятельности" это право не предусмотрено. В
то же время Законом "О судебных приставах"
судебным приставам-исполнителям
предоставлено право безвозмездно
требовать и в установленный ими срок
получать информацию, документы и справки,
необходимые для совершения исполнительных
действий и выполнения возложенных на них
функций. Вопрос стал предметом
рассмотрения Конституционного Суда РФ,
который в Постановлении от 14 мая 2003 г.
разъяснил, что п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 Закона "О
судебных приставах" в их нормативном
единстве означают право судебного
пристава-исполнителя в связи с исполнением
постановления суда запрашивать и получать
в банках, иных кредитных организациях
необходимые сведения о денежных средствах
ответчика только в том размере, который
требуется для исполнения исполнительного
документа, и в пределах, определяемых
судом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)"
от 26.11.2001 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
01.11.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 21.07.1997 N 118-ФЗ
"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.1995 N 4-ФЗ
"О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.1994)
"ОСНОВЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О
НОТАРИАТЕ"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N
4462-1)
ЗАКОН РФ от 18.04.1991 N 1026-1
"О
МИЛИЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N
395-1
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ
ЛАНГЕПАССКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Законность, N 8, 2004