Статья 201. комплексная судебная экспертиза. 1. судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной.

2. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
Комментарий к статье 201
1. Данная норма является новеллой УПК. Действовавший ранее УПК РСФСР 1960 г. не предусматривал возможности назначения и производства комплексных судебных экспертиз. Тем не менее в тех случаях, когда установление отдельных обстоятельств было объективно невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходило за пределы компетенции эксперта или комиссии экспертов, такие экспертизы назначались следователями (судами) на основании указания Пленума ВС СССР "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 16.03.71 N 1 <*>.
--------------------------------
<*> См.: ВВС СССР. 1971. N 2.
2. Комплексная экспертиза представляет собой разновидность комиссионной судебной экспертизы и от иных видов экспертиз отличается, прежде всего, тем, что в ее производстве принимают участие сведущие лица, обладающие познаниями из разных областей знаний, - ЭКСПЕРТЫ (выделено нами. - Авт.) разных специальностей. Таким образом, в силу прямого указания закона комплексная экспертиза не может проводиться одним лицом, даже если оно обладает в необходимом объеме знаниями из разных областей науки и техники и владеет методикой проведения комплексных исследований.
В настоящее время известны, в частности, такие виды комплексных судебных экспертиз, как: комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза, комплексная судебно-медицинская экспертиза, комплексная транспортно-трассологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов, комплексная медико-криминалистическая экспертиза следов зубов и т.д.
3. Комплексная судебная экспертиза может проводиться в рамках нескольких государственных судебно-экспертных учреждений. В этом случае одно из них может быть ведущим.
4. Не является комплексной экспертизой исследование одних и тех же объектов представителями различных видов экспертиз, если при этом решаются отдельные присущие лишь этим экспертизам задачи.
5. Комментируемая статья не предусматривает, кем именно должен решаться вопрос о проведении комплексной экспертизы. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения. Согласно ст. 14 указанного Федерального закона руководитель экспертного учреждения по получении постановления о назначении экспертизы <*> обязан поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными познаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы. Таким образом, необходимость комплексного экспертного исследования представляемого на экспертизу объекта (объектов) и материалов дела изначально "закладывается" следователем (судом, судьей) в постановление (определение) о назначении экспертизы либо определяется руководителем соответствующего экспертного учреждения с учетом характера вопросов, поставленных следователем на разрешение экспертизы.
--------------------------------
<*> См.: Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М.: Юристъ, 1999. С. 177.
6. УПК не регламентирует порядка производства комплексной судебной экспертизы.
Как и в случае производства комиссионной судебной экспертизы, при проведении комплексной экспертизы каждый из экспертов самостоятельно и независимо проводит исследование, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы в пределах своей компетенции. Для осуществления функций непосредственного руководства и организации экспертизы из числа экспертов, входящих в комиссию, может избираться эксперт-организатор.
Комплексная экспертиза может осуществляться в двух вариантах: а) когда эксперты разных специальностей для ответа на поставленные вопросы совместно исследуют (каждый с позиции соответствующих имеющихся у него специальных познаний) один объект; б) когда исследования объекта одним экспертом последовательно сменяются его исследованием экспертом другой специальности, причем последний в своей работе основывается на результатах исследования объекта, проведенного первым экспертом. При первом варианте комплексной экспертизы производящие ее эксперты дают общее заключение на поставленные следователем вопросы. При втором каждый эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатся его исследования, и несет за нее ответственность.
Закон устанавливает ряд обязательных требований, предъявляемых к заключению комплексной судебной экспертизы. В нем, в частности, должно быть отражено: 1) какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт; 2) какие факты им установлены; 3) к каким выводам он в итоге пришел.
Комментируемая статья не упоминает о возможности составления единого общего заключения по поставленным на разрешение комплексной судебной экспертизы вопросам, но и не исключает ее. В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" общий вывод по итогам проведенных исследований вправе делать эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. В том случае, если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, на это указывается в заключении.
В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них (либо эксперт, который не согласен с другими) дает отдельное заключение.

К тексту закона »
Читайте также